Версия для печати

Текст Фестского диска - послание потомкам

Главная > Лингвистика > Письменности > Критские > Фестский диск > Текст ФД

Давайте проанализируем структуру текста Фестского диска, найдем повторяющиемя знаки и их сочетания. Высокочастотные знаки на стыках слов - кандидаты в аффиксы. А выделив аффиксы - сможем выделить и корневые морфемы.

Но, прежде чем начать это, нужно установить направление чтения этого спирального текста. Таким образом, выделяемые далее аффиксы сразу будут учитываться как префиксы или постфиксы.

Затем поробуем разделить слова на имена и действия, что поможет понять тип грамматики. А, зная это, можно целенаправленно подыскивать языки, на котором мог быть написан этот таинственный диск.

Разделы страницы по структурному разбору и анализу текста Фестского диска:


Направление чтения Фестского диска

Текст Диска из Феста

СТОРОНА A: 02-12-13-01-18/ | 24-40-12 | 29-45-07/ | 29-29-34 | 02-12-04-40-33 | 27-45-07-12 | 27-44-08 02-12-06-18-?? | 31-26-35 | 02-12-41-19-35 | 01-41-40-07 | 02-12-32-23-38/ | 39-11 |02-27-25-10-23-18 | 28-01/ | 02-12-31-26/ | 02-12-27-27-35-37-21 | 33-23 | 02-12-31-26/ | 02-27-25-10-23-18 | 28-01/ | 02-12-31-26/ | 02-12-27-14-32-18-27 | 06-18-17-19 | 31-26-12 | 02-12-13-01 | 23-19-35/ | 10-03-38 | 02-12-27-27-35-37-21 | 13-01 | 10-03-38 |

СТОРОНА B: 02-12-22-40-07 | 27-45-07-35 | 02-37-23-05/ | 22-25-27 | 33-24-20-12 | 16-23-18-43/ | 13-01-39-33 | 15-07-13-01-18 | 22-37-42-25 | 07-24-40-35 | 02-26-36-40 | 27-25-38-01 |29-24-24-20-35 | 16-14-18 | 29-33-01 | 06-35-32-39-33 | 02-09-27-01 | 29-36-07-08/ | 29-08-13 29-45-07/ | 22-29-36-07-08/ | 27-34-23-25 | 07-18-35 | 07-45-07/ | 07-23-18-24 | 22-29-36-07-08/ | 09-30-39-18-07 | 02-06-35-23-07 | 29-34-23-25 | 45-07/ |

Аргументы в пользу чтения снаружи внутрь (по часовой стрелке):

  1. линия спирали прочерчивалась именно от края к центру, часто с углами на стыках создаваемых слов;
  2. ближе к центру знаки теснятся.
  3. в конце слов встречаются чёрточки, которые могут выполнять роль вирамов в индийских письменностях, отменяя огласовку конечной силлабемы.

Аргументы в пользу чтения из центра к краю (против часовой стрелки):

  1. направления разворота голов, движение человека, полет птицы идет изнутри наружу;
  2. если писать к центру - может не хватить места (ну и что - можно продолжить на другой стороне).

В  последствии (после выделения аффиксов) мы увидим, что, исходя из первого предположения (читать снаружи внутрь) грамматика текста будет, в основном, префиксальной. А если читать наоборот - в основном, суффиксальной. Но одна из языковых универсалий гласит, что по способам реляции (согласования слов в предложении) языки бывают либо суффиксальные, либо префиксально-суффиксальные (на эти группы четко распадаются все австралийские языки). Но просто префиксальных языков не замечено.

Исходя из этого, приходится склониться ко второму мнению. Но ведь графический анализ доказывает обратное! И тут можно сделать оригинальное предположение: данный диск является копией оригинала. На оригинале знаки были пропечатаны в направлении от центра к краю. А в будущих копиях после прочерчивания направляющей спирали слова (и разделителяющие их линии) вписывались уже в любом удобном направлении. Практически, можно было заранее разделить спираль на сектора и знаки затем отштамповывать в произвольном порядке.

Выделение блоков в тексте Фестского диска (от края к центру)

Сторона А Фестского диска (от края к центру)

Фестский диск - знаки стороны A

Текст будто рифмованный, если читать из середины (но и при обратном чтении тоже можно предположить рифму).
Четко делится на блоки (назовём их строфами), которые часто начинаются знаками 2-12 (иногда знаки 2-12 стоят в последнем или предпоследнем слове блока, также знак 12 иногда стоит в конце слова).
Причем, эти блоки можно сгруппировать в 3 "тристишия" по 3 строфы в каждом. При этом центральное тристишие четко выделяется в тексте своими повторяющимися или похожими строфами.
Иногда повторяются целые фразы (слова 14-22, например). Возможно, на этой стороне написан гимн или заклинание.

Если диск читать с края к центру, то выявляется, в основном, префиксальная грамматика (предполагаемые префиксы: воин, щит, гонец, шкура, кошка, жезл...), хотя есть и окончания (предполагаемые "чистые" постфиксы: угольник, пятилистник...), причем некоторые префиксы используются и как постфиксы (щит, шкура, гонец, жезл?). Иногда префиксы дублируются (кошка-кошка, шкура-шкура), складываются (воин-щит), либо повторяются в следующих словах (согласование по именным классам?). Также, по-видимому, могут складываться и постфиксы (угольник-шкура). Чем-то это напоминает северокавказские, банту, океанийские языки (агглютинативные префиксально-суффиксальные).

Повторяющиеся сочетания знаков: воин-щит (самый частый, в начале слова), дубина-гонец, река-шапка, сокол-рог, рогатина-пятилистник.

Текст стороны А, читаемый от края к середине:



Сторона Б Фестского диска (от края к центру)

Фестский диск - знаки стороны B

Внутренняя структура текста резко отличается от стороны A.
"Рифма" в глаза не бросается, но все равно ее можно увидеть, даже читая в обестороны.
Также можно выделить блоки и их объединения по 3 (по повторам префиксов первых слов и окончаний последних слов).

Текст стороны Б, читаемый от края к середине:



Поблоковое сопоставление развёрнутых спиралей ФД (от края к середине)

Поблоковая статистика слов и заков:

  1. Первый "куплет" ("трёхстишие"):
    1. A: 02-12 13-01-18*|24-40-12|29-45-07*|29-29-34| 02-12 04-40-33|27-45-07-12|27-44-08|02-12|06-18-??|31-26-35| 02-12 41-19-35|01-41-40-07|02-12|32-23-38|39-11| - 13 слов, Y знаков
    2. B: 02-12 22-40-07  |27-45-07-35|02-37-23-05*| 22-25-27|33-24-44-12 16-23-18-43*|13-01-39-33| 15-07|13-01-18|22-37-42-25|07-24-40-35| - 10 слов, Y знаков
Первая половина (16 слов, 61 знак) Первая половина (13 слов, 60 знаков)
A-I (4 слова, 14 знаков):
A-01: 02-12 13-01-18*
A-02: 24-40-12
A-03: 29-45-07*
A-04: 29-29-34
B-I (3 слова, 13 знаков):
B-01: 02-12 22-40-07
B-02: 27-45-07-35
B-03: 02-37-23-05*
A-II (5 слов, знаков):
A-05: 02-12 04-40-33
A-06: 27-45-07-12
A-07: 27-44-08
A-08: 02-12 06-18-??
A-09: 31-26-35
B-II (4 слова, знаков):
B-04: 22-25-27
B-05: 33-24-44-12
B-06: 16-23-18-43*
B-07: 13-01-39-33
A-III (4 слова, знаков):
A-10: 02-12 41-19-35
A-11: 01-41-40-07
A-12: 02-12 32-23-38
A-13: 39-11
B-III (3 слова, знаков):
B-08: 15-07 13-01-18
B-09: 22-37-42-25
B-10: 07-24-40-35
A-IV (3 слова, знаков):
A-14: 02 27-25-10-23-18
A-15: 28-01
A-16 02-12 31-26*
B-IV (3 слова, знаков):
B-11: 02-26-36-40
B-12: 27-25-38-01
B-13: 29-24-24-20-35
Вторая половина (15 слов, 61 знак) Вторая половина (17 слов, 60 знаков)
A-V (3 слова, Y знаков):
A-17: 02-12 27-27-35-37-21
A-18: 33-23
A-19: 02-12 31-26*
B-V (3 слова, Y знаков):
B-14 L?: 16-14-18
B-15 V: 29-33-01
B-16 S?: 06-35-32-39-33
A-VI (3 слова, Y знаков):
A-20: 02 27-25-10-23-18
A-21: 28-01
A-22: 02-12 31-26*
B-VI (4 слова, Y знаков):
B-17: 02 09-27-01
B-18: 29-36-07-08*
B-19: 29-08-13
B-20: 29-45-07*
A-VII (3 слова, Y знаков):
A-23: 02-12 27-14-32-18-27
A-24: 06-18-17-19
A-25: 31-26-12
B-VII (4 слова, Y знаков):
B-21: 22 29-36-07-08
B-22: 27-34-23-25
B-23: 07-18-35
B-24: 07-45-07
A-VIII (3 слова, Y знаков):
A-26: 02-12 13-01
A-27: 23-19-35*
A-28: 10*-03-38
B-VIII (3 слова, Y знаков):
B-25: 07-23-18-24
B-26: 22 29-36-07-08*
B-27: 09-30-39-18-07
A-IX (3 слова, Y знаков):
A-29: 02-12 27-27-35-37-21
A-30: 13-01
A-31: 10-03-38
B-IX (3 слова, Y знаков):
B-28: 02-06-35-23-07
B-29: 29-34-23-25
B-30: 45-07

Геометрическое сравнение блоков обеих сторон ФД (снаружи внутрь)

Геометрическое сравнение блоков обеих сторон Фестского диска

Выделенные блоки удивительно подтверждаются также визуально-секторным анализом - окончания этих блоков на каждой их сторон зеркально совпадают (если развернуть сторону B на 90o по часовой стрелке - чтобы совпали начала текстов на обоих сторонах).

Строфа I (14 знаков)
A-01 V (~ A-26): 02-12 13-01-18*
A-02 O: 24-40-12
A-03 A: 29-45-07*
A-04 S: 29-29-34
Тип A: Блок I (13 знаков)
B-01 V: 02-12 22-40-07
B-02 A: 27-45-07-35 (см. A-06)
B-03 S?: 02-37-23-05*
Строфа II (16 знаков) - 2-я часть похожа на строфу VII
A-05 V: 02-12 04-40-33
A-06 A: 27-45-07-12
A-07 S: 27-44-08
A-08 V?: 02-12 06-18-??
A-09 S: 31-26-35
Тип B: Блок II (15 знаков)
B-04 V?: 22-25-27
B-05 ?: 33-24-44-12
B-06 ?: 16-23-18-43*
B-07 ?: 13-01-39-33
Строфа III (16 знаков) - похожа на строфы II и VIII
A-10 V: 02-12 41-19-35
A-11 S: 01-41-40-07
A-12 V: 02-12 32-23-38
A-13 S: 39-11
Тип A: Блок III (13 знаков) - похож на строфу I
B-08 L?: 15-07 13-01-18 (см. A-01)
B-09 V?: 22-37-42-25
B-10 O?: 07-24-40-35 (см. A-02)
Строфа IV (12 знаков) - идентична строфе VI
A-14 V (= A-20): 02 27-25-10-23-18
A-15 S (= A-21): 28-01
A-16 V? (= A-19 = A-22): 02-12 31-26*
Тип A: Блок IV (13 знаков) - похож на блоки I и III
B-11 V?: 02-26-36-40
B-12 V?: 27-25-38-01
B-13 V?: 29-24-24-20-35 (рифма с предыдущей строфой?)
Строфа V (13 знаков) - похожа на строфы IV и VI
A-17 V (= A-29): 02-12 27-27-35-37-21
A-18 S: 33-23
A-19 V? (= A-16 = A-22): 02-12 31-26*
Тип B: Блок V (11 знаков) - чем-то похож на блок II
B-14 L?: 16-14-18
B-15 V: 29-33-01
B-16 S?: 06-35-32-39-33
Строфа VI (12 знаков) - идентична строфе IV
A-20 V (= A-14): 02 27-25-10-23-18
A-21 S (= A-15): 28-01
A-22 V? (= A-16 = A-19): 02-12 31-26*
Тип B: Блок VI (14 знаков) - подобен блоку VII
B-17 L?: 02 09-27-01
B-18 V: 29-36-07-08*
B-19 A: 29-08-13
B-20 S: 29-45-07*
Строфа VII (14 знаков) - похожа на IV-VI и 2-ю часть II
A-23 V: 02-12 27-14-32-18-27
A-24 ?: 06-18-17-19
A-25 S: 31-26-12 (рифма с предыдущими 3 строфами?)
Тип B: Блок VII (15 знаков) - подобен блоку VI и похож на блок II?
B-21 V: 22 29-36-07-08
B-22 O: 27-34-23-25
B-23 A: 07-18-35
B-24 S?: 07-45-07
Строфа VIII (10 знаков)
A-26 V: 02-12 13-01
A-27 : 23-19-35*
A-28 (= A-31) : 10*-03-38
Тип B: Блок VIII (14 знаков) - структурно похож на блок VI
B-25 L?: 07-23-18-24
B-26 V: 22 29-36-07-08*
B-27 S?: 09-30-39-18-07
Строфа IX (12 знаков) - похожа на строфу VIII
A-29 V (= A-17): 02-12 27-27-35-37-21
A-30 (~ A-26): 13-01
A-31 (= A-28): 10-03-38 (рифма с предыдущей строфой?)
Тип B: Блок IX (11 знаков) - структурно похож на блок VII
B-28 V?: 02-06-35-23-07
B-29 O: 29-34-23-25
B-30 S?: 45-07 (рифма с предыдущими 3 строфами?)

Итак, на стороне А - 122 знака (49 + 37 + 36 или 61 + 61) [+ один затёртый?], на стороне Б - 119 знаков (41 + 38 + 40 или 60 + 59). Всего - 241 знак.

Статистика знаков и слов с вирамами:

  • Сторона A: 07 Знак ФД-07 (1), 18 Знак ФД-18 (1), 26 Знак ФД-26 (3), 35 Знак ФД-35 (1);
  • Сторона B: 05 Знак ФД-05 (1), 07 Знак ФД-07 (1), 08 Знак ФД-08 (2), 43 Знак ФД-43 (1).
  • Возможно, знаки, у которых ставят вирамы, передают слог Согласный + гласный A. Согласных в письме Фестского диска, вероятно, как и на других критских, около 10-12: P, T, D/L, S, R, K, Z, M, N. W, Y, H. Можно предположить, что самыми частыми окончаниями являются -s, -n, -r, -t, -k, -y., -m. Это почти совпадает с частотой знаков греческого линейного письма B: ra - 6, sa - 4, ta - 4, a - 3, ma - 3, za - 3, ti - 3, u - 2, ka - 2, na - 2, e - 2, wi - 2...

    Текст обеих сторон Фестского диска (от центра к краю)

    Перейдём теперь от "префиксальной" грамматики к "суффиксальной" - и текст вдруг становится не "бантусским", а индоевропейским :). Но нумерацию блоков и слов сохраним пока прежнюю (перевернем только слова).

    Тип A-27 (02 в конце, посткод 27):
    Строфа IX (12 знаков) - похожа на строфу VIII
    A-31 S (= A-28): 38-03-10
    A-30 V1,O? (~ A-26): 01-13
    A-29 V2 (= A-17): 21-37-35-27-27 12-02
    Тип B-29 (посткод - 29):
    Блок IX (11 знаков) - структурно как б.VII
    B-30 S?: 07-45
    B-29 O: 25-23-34-29
    B-28 V?: 07-23-35-06 02
    Тип A (02 в конце, посткод 23?):
    Строфа VIII (10 знаков) - аналог блока II?
    A-28 S (= A-31) ?: 38-03-10*
    A-27 V1,O?: 35*-19-23
    A-26 V2: 01-13 12-02
    Тип B (посткод - 07 или 29?):
    Блок VIII (14 знаков) - структурно как б.VI
    B-27 S?: 07-18-39-30-09
    B-26 V (=B-21, ~B-18): 08*-07-36-29 22
    B-25 L,V?: 24-18-23-07
    Тип A-27 (02 в конце, посткод 27):
    Строфа VII (14 знаков) - похожа на с-фы IV-VI и начало II
    A-25 V1: 12-26-31
    A-24 V2: 19-17-18-06
    A-23 V3: 27-18-32-14-27 12-02
    Тип B (посткод - 07 или 27?):
    Блок VII (15 зн-в) - как б.VI и похож на б.II
    B-24 S?: 07-45-07
    B-23 A: 35-18-07
    B-22 O: 25-23-34-27
    B-21 V (=B-26, ~B-18): 08-07-36-29 22
    Тип B (02 в конце и начале, посткод 27?):
    Строфа VI (12 знаков) - идентична строфе IV
    A-22 V? (= A-16 = A-19): 26*-31 12-02
    A-21 S (= A-15): 01-28
    A-20 V (= A-14): 18-23-10-25-27 02
    Тип B-29 (посткод - 29):
    Блок VI (14 знаков) - подобен блоку VII
    B-20 S: 07*-45-29
    B-19 A: 13-08-29
    B-18 V (~ B-21, B-26): 08*-07-36-29
    B-17 L?: 01-27-09 02
    Тип B-27 (02 в конце и начале, посткод 27):
    Строфа V (13 знаков) - похожа на строфы IV и VI
    A-19 V? (= A-16 = A-22): 26*-31 12-02
    A-18 S: 23-33
    A-17 V (= A-29): 21-37-35-27-27 12-02
    Тип B-29 (посткод - 29):
    Блок V (11 знаков) - чем-то похож на блок II
    B-16 S?: 33-39-32-35-06
    B-15 V: 01-33-29
    B-14 L?: 18-14-16
    Тип B (02 в конце и начале, посткод 27?):
    Строфа IV (12 знаков) - идентична строфе VI
    A-16 V? (= A-19 = A-22): 26*-31 12-02
    A-15 S (= A-21): 01-28
    A-14 V (= A-20): 18-23-10-25-27 02
    Тип A (посткод - 27 или 29?):
    Блок IV (13 знаков) - похож на блоки I и III
    B-13 V?: 35-20-24-24-29
    B-12 V?: 01-38-25-27
    B-11 V?: 40-36-26 02
    Тип B' (02 в конце и начале, посткод 41?):
    Строфа III (16 знаков) - похожа на строфу II
    A-13 S: 11-39
    A-12 V: 38-23-32 12-02
    A-11 S: 07-40-41-01
    A-10 V: 35-19-41 12-02
    Тип A (посткод 07 или 22?):
    Блок III (13 знаков) - похож на строфу I
    B-10 O?: 35-40-24-07 (см. A-02)
    B-09 V?: 25-42-37-22
    B-08 L?: 18-01-13 07-15 (см. A-01)
    Тип B'-27 (длинная 02 в конце и почти начале, посткод 27):
    Строфа II (16 знаков) - начало как в с-фе VII
    A-09 S: 35-26-31
    A-08 V?: ??-18-06 12-02
    A-07 S: 08-44-27
    A-06 A: 12-07-45-27
    A-05 V: 33-40-04 12-02
    Тип B-22 (посткод - 22):
    Блок II (15 знаков) - смысл как у с-фы VIII?
    B-07 ?: 33-39-01-13
    B-06 ?: 43*-18-23-16
    B-05 ?: 12-44-24-33
    B-04 V?: 27-25-22
    Тип A'-29 (длинная с 02 в конце, посткод 29):
    Строфа I (17 зн.) - синт. как у б.III, пост. как у б.VI
    A-04 S: 34-29-29
    A-03 A: 07*-45-29
    A-02 O: 12-40-24
    A-01 V (~ A-26): 18*-01-13 12-02
    Тип A (посткод - 22 или 27?):
    Блок I (13 знаков)
    B-03 S?: 05*-23-37 02
    B-02 A: 35-07-45-27 (см. A-06)
    B-01 V: 07-40-22 12-02

    Анализ общих и одностороновых синтагм

    Общие синтагмы показывают одинаковые смыслы

    Слоговые знаки всегда было удобно использовать как интернациональные. Каждая из сторон Диска сильно отличается по "дискурсу", однако, имея общие синтагмы. Что, если это билингва, а общие синтагмы - ономастика? Проверим это, сравнив эти синтагмы (в порядке следования):

    1. 1) 01-13 01-13 2) 18-23 25-27 18-23 25-27 3) 07-45 07*-45 40-24 01-13 (сторона A)
    2. 1) 07-45 18-23 07-45 2) 07*-45 25-27 3) 40-24 01 - 13 01-13 18-23 07-45 (сторона B)

    Теперь перевернем сторону B и откажемся от прежних "3-стиший" - попробуем выделить другие блоки:

    1. 01-13 01-13 18-23 18-23 | 25-27 25-27 07-45 07*-45 40-24 | 01-13 (сторона A)
    2. 07-45 18-23 01-13 01-13 | 40-24 25-27 07*-45 07-45 18-23 | 07-45 (перевёрнутая B)

    Последовательность синтагм на стороне B осесимметричная. Набор синтагм на обоих сторонах подобен - несколько отличается только их последовательность. Если не учитывать строфу IV, которая дублирует строфу VI, получится следующая, тоже достаточно симметричная и однородная по дискурсу структура (укажем также номера блоков и строф):

    1. _______  | 01-13(9) 01-13(8) 18-23(6) | 25-27(6) 07-45(2) 07*-45(1) 40-24(1) | 01-13(1) | _______  (сторона A)
    2. 07-45(1) | 18-23(2) 01-13(2) 01-13(3) | 40-24(3) 25-27(4) 07*-45(6) 07-45(7) | 18-23(8) | 07-45(9) (перевёрнутая B)

    Можно предположить, что строфы и блоки текста с одинаковыми синтагмами (из вышеперечисленных) имеют одинаковый или похожий смысл - но на разных языках, что и подтверждает версию билингвы. Попробуем определить похожие по смыслу блоки (на стороне B) и строфы (на стороне A):

    1. блоки 2 и 3 аналогичны строфам 9 и 8 - особенно это касается блока 2 и строфы 8; это наводит на мысль об одинаковом значении синтагм 33-39 в блоке 2 и 35*-19 в строфе 8 - что далее и подтверждается;
    2. блок 3? по смыслу подобен строфе 1?;
    3. возможно, блок 4 подобен строфе 6;
    4. блок 6 подобен строфе 1, а блок 7 - строфе 2; это приводит к мысли об одинаковом значении синтагм 25-23-34 в блоке 7 и 18-06 в строфе 2;
    5. последнее рассуждение приводит к новому выводу: блок 9 и строфа 7 аналогичны, а, значит, синтагмы 35-06 блока 9 и 26-31 строфы 7 - тоже;

    Одинаковые аффиксы на обоих сторонах являются не грамматическими показателями, а классификаторами существительных. Значит, можно выделить существительные и определить грамматики двух языков. Что еще можно выявить по этим синтагмам в плане сочетания с аффиксами:

    1. 07-45 на стороне B согласовывается постфиксами со следующим словом, а на стороне A - с предыдущим. Возможно, эта синтагма не несёт уникального смысла (например, она может быть восклицанием или молитвенной формулой), пожтому при анализе текста ее можно попробовать исключить.

    Односторонние синтагмы показывают ономастические аналоги

    Но могут быть и национальные варианты имен - это отразится в 2-х разных синтагмах, но с примерно одинаковой их повторяемостью. Сравним частотность униальных (имеющихся только на одной стороне) синтагм Диска:

    1. A: 26-31 - 5 (2+3* - но 1 из идентичного бока), 35-19 - 2 (1 + 1*), 18-06 - 2, слово 38-03-10 - 2
    2. B: 08-07-36-29 - 3 (1 + 2* - 1 строка повторяется), 25-23-34 - 2, 33-39 - 2, 35-06 - 2

    Определённое сходство есть. Нужно тщательное сопоставление в текстах. Предварительные нвблюдения по данным синтагмам:

    1. 35-19, по-видимому, аналог 33-39 - если предположить, что блок II аналогичен по смыслу строфе VIII - у них общая синтагма 01-13.

    Рифмовка Фестского диска

    Чтобы "вирамы" (обозначенные ранее "звёздочками") не сдвигали текст, этот знак приведём в курсиве.

    Рифмовка стороны A Фестского диска

    На стороне A Фестского диска рифма очевидна - весь ее текст можно разбить на строки, оканчивающиеся знаками 12-02. Но удивительно то, что эти сегменты оказываются примерно равными по количеству слов в них, а именно - все 31 слова разбиваются на строки из 6 слов (и 7 в конце). Причем, если слово обозначать конечным знаком, то многие эти знаки рифмуются даже внутри строк.

    SA-01 - SA-02:         -10         -13 (-27-12)-02         -10 -23 (-13-12)-02
    SA-03 - SA-04:         -31         -06 (-27-12)-02 (-31-12)-02 -28    (-27)-02
    SA-05 - SA-06: (-31-12)-02         -33 (-27-12)-02 (-31-12)-02 -28    (-27)-02
    SA-07 - SA-08:         -39 (-32-12)-02         -01 (-41-12)-02 -31 (-06-12)-02
    SA-09 - SA-10:         -27         -27 (-04-12)-02         -29 -29         -24
    SA-11:          (-13-12)-02
    

    Уберем знаки 12-02 и -02:

    SA-01 - SA-02: -10 -13 -27 -10 -23 -13
    SA-03 - SA-04: -31 -06 -27 -31 -28 -27
    SA-05 - SA-06: -31 -33 -27 -31 -28 -27
    SA-07 - SA-08: -39 -32 -01 -41 -31 -06
    SA-09 - SA-11: -27 -27 -04 -29 -29 -24 -13
    

    Здесь выявляется вероятная рифмованность (т.е., одинаковая или похожая гласная) знаков 13 и 27, возможно, и 06.

    А  теперь разделим строки пополам (по 3 слова):

    SA-01:    -10 -13 -27
    SA-02:    -10 -23 -13
    SA-03:    -31 -06 -27
    SA-04:    -31 -28 -27
    SA-05:    -31 -33 -27
    SA-06:    -31 -28 -27
    SA-07:    -39 -32 -01
    SA-08:    -41 -31 -06
    SA-09:    -27 -27 -04
    SA-10-11: -29 -29 -24 -13
    

    Вывод о рифмованности знаков 13 и 27 усиливается и обнаруживается, что сторона А диска прорифмована даже внутри. К указанной рифме могут быть добавлены также знаки 01 и 04.

    Установив эту закономерность, перейдем далее к полнознаковой записи слов. Попробуем найти рифму внутри этих слов, а также посмотрим, равны ли эти сегменты по количеству знаков. Но строки разобъем не по 6 слов, а по 3, т.к. в предыдущем исследовании устанавливается рифма в середине 6-словных строк.

    SA-01: 38-03-10 01-13 21-37-35-27-27 12-02
    SA-02: 38-03-10 35-19-23 01-13 12-02
    SA-03: 12-26-31 19-17-18-06 27-18-32-14-27 12-02
    SA-04: // 26-31 12-02 01-28 18-23-10-25-27 02
    SA-05: // 26-31 12-02 23-33 21-37-35-27-27 12-02
    SA-06: // 26-31 12-02 01-28 18-23-10-25-27 02
    SA-07: 11-39 38-23-32 12-02 07-40-41-01
    SA-08: 35-19-41 12-02 35-26-31 18-06 12-02
    SA-09: 08-44-27 12-07-45-27 33-40-04 12-02
    SA-10: 34-29-29 // 07-45-29 12-40-24
    SA-11: 18-01-13 12-02

    Теперь то же самое, но без знаков 12 и 02:

    SA-01: 38-03-10 01-13 21-37-35-27-27
    SA-02: 38-03-10 35-19-23 01-13
    SA-03: 26-31 19-17-18-06 27-18-32-14-27
    SA-04: 26-31 01-28 18-23-10-25-27
    SA-05: 26-31 23-33 21-37-35-27-27
    SA-06: 26-31 01-28 18-23-10-25-27
    SA-07: 11-39 38-23-32 07-40-41-01
    SA-08: 35-19-41 35-26-31 18-06
    SA-09: 08-44-27 07-45-27 33-40-04
    SA-10: 34-29-29 07-45-29 40-24
    SA-11: 18-01-13

    Итак, на основе анализа рифмы на стороне А Фестского диска выявляется следующий список знаков с возможной одинаковой гласной (в порядке от большей вероятности к меньшей): 13 (кипарис), 27 (шкура), 01 (гонец), 04 (пленник), 06 (женщина). Возможные чтения этих знаков: TE, PE, JE/HE, SE, KE. Вывод: вполне вероятно, что это реальная рифма с огласовкой E этих знаков.

    Рифмовка стороны B Фестского диска

    Морфология и парадигмы языка ФД

    Префикс Корни Постфикс
    _ Изолированные слова: 38-03-10 {A31=A28}.
    Возможно, также: 01-28 {A21=A15}, 23-33 {A18}, 11-39 {A13}.
    _
    _ 07-23-35-06 {B28}, 01-27-09 {B17}, 40-36-26 {B11}, 05*-23-37 {B3}
    - возможно, первые элементы везде здесь - префиксы.
    -02 (только на B)
    _ 01-13 {A26}, 26*-31 {A22=A19=A16}, 38-23-32 {A12}, 35-19-41 {A10}, 18-06 {A8},
    33-40-04 {A5}; 07-40-22 {B1} - здесь, возможно, вариант парадигмы с постфиксом 22.
    -12-02
    _ 21-37-35-27 {A29=A17}, 27-18-32-14 {A23} - возможно, это глаголы. -27 12-02
    (возможно, 27 относится к корню)
    _ 18-23-10-25 {A20=A14} (возможно, 18 - префикс). -27 02 - вариант предыдущего?
    (возможно, 27 относится к корню)
    _ 35*-19 {A10} -41 12-02
    _ -07
    _ 08*-07-36-29 {B26=B21} - возможно, здесь парадигма R-29-22.
    Также, наверное - 25-42-37 {B9} и 27-25 {B4}.
    -22
    _ 35*-19 {A27} -23
    _ -27
    _ -29
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _
    _

    Выводы по обеим сторонам Фестского диска

    Выводы будем делать на основе "раскручивающегося" чтения ФД (изнутри наружу). Частотный анализ знаков и выделенных здесь подстрок приведен на странице статистики.

    Предположения по грамматике и содержанию ФД

    1. Прежнее предположение: сторона A - титулатура, сторона B - заявление, обязательство или повеление. Новое предположение: текст представляет собой билингву (на каждой стороне - на своем языке)
    2. Письменность ФД, скорее всего, слоговая (по типу других критских), слоговых знаков - 50-60, но могут быть знаки и для специфических сочетаний звуков (в т.ч., для огублённых согласных, которые были в архаическом греческом языке).
    3. Если число передаваемых знаками слогов меньше реального их количества (как правило, в критских не передавались звонкие согласные за исключением D, который можно считать вариантом L). то для лучшего распознавания омонимов могли применяться тематические определители (детерминативы) - как правило, перед существительными (в линейном B), но и (теоретически) - перед другими частями речи.
    4. На стороне A Фестского диска можно выделить фразы, заканчивающиеся знаками 12-02 (щит-воин); можно предположить, что это самая незаменимая часть речи - глагол, а положение его в конце предложения может говорить о латинском или этрусском языке текста ФД.

    Выводы по знакам диска из Феста

    Грамматические замечания по языку ФД

    1. На обеих сторонах ФД часто встречаются пары слов (A-04 A-03, A-07 A-06, B-20 B-19, B-24 B-23) с одинаковым конечным знаком - это похоже на согласование определения с определяемым (т.е., эти знаки передают падежи для существительного и связанного с ним прилагательного). Если обнаружится, что определение препозиционно, то это тоже может говорить об этрусском или латинском характере текста.
    2. Найдена также похожая пара слов (B-30 B-29), но падежный знак стоит только у одного (возможно, субъект в именительном и одушевлённый прямой объект в винительном падеже).

    Обнаруженные окончания в тексте ФД

    1. Надёжно выделяются 3 "падежных" знака: 07 (шапка) [-ka, -su ?], 27 (шкура) [-pe, -to, -xa ?], 29 (кошка) [-di/-li/-ri, -gu/-ku, -ma ?].
    2. По ряду наблюдений, знак 07 передаёт индоевропейское окончание именительного падежа -S (в лувийском письме аналогичному знаку соответствует значение SU); знак 29 - винительный падеж, причем, скорее всего, именно латинский -M (поскольку знак кошки в критских письменностях обычно передает слог MA); знак 27 руно - возможно, окончание родительного падежа (-R?).
    3. Возможно также, знаки 23 палицаA-27) [-he, -ko, -ksu, -na, -ru, -ski, -stu, -tu ?] и 41 треугольникA-10) [-kre, -pro, -tri ? - но это не характерные постфиксы] - тоже падежные.
    4. Знак 02 (щит) [a-, ma- ?] встречается только в конце слова - скорее всего, это постдетерминатив. либо окончвние глагола (в т.ч. в сочетании с 12, т.е. 12-02).

    Обнаруженные приставки в тексте ФД

    Кстати, многие из этих "префиксов" идут с вирамами. Может быть, это, всё-таки, постфиксы?

    1. В слове A-01 обнаруживается глагольная приставка 18 (угол) [go-/ko- ?]; возможно, таковыми являются также 21 (расческа в A-17) [wa-, wi- ?11:36 17.05.2017], 27 (шкура в A-23) и 33 (рыба в A-05). Приставки достаточно короткие (1 слог, может быть 2) - это не характерно для греческого языка, но больше похоже на латинский (или, возможно, его субстрат - этрусский) язык.
    2. В словах A-25, A-06, A-02 (возможно также, в B-05). выделяется также препозиционный знак 12 (щит). Он может быть приставкой-предлогом, артиклем или детерминативом. По новогречески, щит - aspida. Этот знак может быть и отрицательной частицей A-. Или союзом (он часто употребляется, причем не перед глаголами).
    3. На основе слов A-09, B-10, B-02, вероятно, B-13 и, возможно, B-13 - также надежно устанавливается препозиционный знак 35 (пятилистник или лист фиги). Похожие хеттские иероглифы передавали слоги SI и SU. Возможно, на ФД знак передает греческую приставку SYN- или латинскую SUB-. Также вероятно чтение TE- (артикль?).
    4. Вероятно, приставкой является и знак 07 (шапка) [su-, ka- ?] - по крайней мере, в некоторых из слов A-21, B-28, B-27, B-01. Возможно, это приставка SUB-.
    5. Приставками, по всей видимости являются также знаки 24 (дворец) [he-, na-, pa-, pe- ?] в слове B-25 и 43 (треугольник) [kre-, pro-, tri- ?] в однокорневом слове B-06. Если знак 24 передаёт слог PA. то, возможно, он также передает значение слова-приставки PAN- ("все-").

    Другие фонетические замечания по знакам ФД

    1. Если верен предыдущий вывод о падежном согласовании некоторых пар слов на диске, то, основываясь на одинаковом звучании окончаний для существительных и прилагательных в греческом и латинском языках, можно прийти к выводу о единой гласной в слогах, передаваемых знаками 08 (перчатка), 18 (угол), 29 (кошка), 44 (пень), 45 (река). Т.к. знак 29 может передавать слог MA или KA, можно предположить, что этой одинаковой гласной является A. На это же косвенно указывает возможная фонетизация знака 18 (гр. angul- - "угол") и знака 45 (лат. aqua- - "вода").
    2. На основе выявленных возможных рифм в тексте стороны A диска из Феста весьма возможна огласовка следующих 5 знаков: 13 (TE), 27 (PE), 01 (JE/HE), 04 (SE), 06 KE.
    3. Возможно, знаки с вирамами: 05 Символ Фестского диска №5 (), 07 Символ Фестского диска №7 (), 08 Символ Фестского диска №8 (), 18 Символ Фестского диска №18 (), 26 Символ Фестского диска №26 (po?), 35 Символ Фестского диска №35 (), 43 Символ Фестского диска №43 () - являются самыми частотными силлабемами, например: RA, SA, TA, MA, ZA, KA, NA, либо передают слоги с одинаковой гласной, например с O.

    Главная > Лингвистика > Письменности

    Фестский диск: Знаки ФД | Текст ФД | Топорт из Аркалохори

    Языки мира | Страны и города | История народов

    На правах рекламы (см. условия):    


    © «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
    Страница обновлена 25.05.2017
    Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня