Версия для печати

Славянские "черты и резы"

Главная > Лингвистика > Письменности > Алфавиты > Вокалические > Рунические > Славянская руница

Арабскими путешественниками и черноризцем Храбром упоминалось употребление у славян "черт и рез". В Восточной Европе, в землях, где проживали славяне, были найдены надписи неизвестной природы, предположительно ассоциированные с этими "чертами и резами". Такого же типа надписи были обнаружены на артефактах храма Ретры на острове Руяне в Балтийском море, но там знаки несколько другие, причем, в 19 веке без достаточных оснований объявленных подделками. Оба эти типа письмен назвали "славянскими рунами" по их форме, схожей с германскими рунами. Сходство это объясняется материалом - руны и "руны" вырезались на дереве или камне, процарапывались на керамике. Нектороые дилетанты-романтики называют их обобщенно "славянской руницей" (хотя у славян вряд ли было такое название). При этом восточноевропейские "черты и резы" называют восточно-славянскими рунами, а западноевропейские - западно-славянскими. Те и другие имеют, скорее всего, различное происхождение.

Славянские руны в скандинавских источниках называют "Venda Runis" - "вендскими рунами". Мы практически ничего о них не знаем, кроме самого факта их существования. Руны употреблялись для кратких надписей на могильных камнях, пограничных знаках, оружии, украшениях, монетах. Культовые статуэтки с руническими надписями разбросаны по музеям разных стран, и там они по большей части остаются нерасшифрованными. Руническое письмо было первой, предварительной стадией развития письменности, когда особой нужды в ней не испытывали: с новостями посылали гонцов, жили все вместе, знания хранились у старейшин и жрецов, а песни и сказания передавались из уст в уста. Руны употреблялись для коротких сообщений: указание дороги, пограничный столб, знак собственности и т. д. В славянском языческом эпосе [спорная "Велесова книга?"] упоминается о том, что Сварог, бог небес, высек законы для людей на камне Алатырь.

Святые Кирилл и Мефодий в описании своего путешествия через славянские земли упоминали, что в некоторых местах славяне уже пользовались своей письменностью. Также имеется свидетельство православного монаха Храбра об упортреблении славянами-язычниками письма, состоящего из "черт и рез", т.е. рунических знаков, предназначенных для прорезания на деревянных дощечках или процарапывания на керамической поверхности. При решении загадки происхождения глаголицы рассматриваются версии и ее исконности у южных славян (вероятно, предков словаков и словен), а, возможно, и ее связи с "чертвми и резами" (некоторые "славянские" руны напоминают глаголические знаки). Новгородские берестяные грамоты также свидетельствуют о всеобщей грамотности новгородских словен и кривичей.

Как только появились первые сообщения о существовании письменности у вендов, они тотчас подверглись суровой критике. И это правильно, ибо наука должна строиться только на совершенно проверенных положениях, иначе ей нельзя будет верить. Но и сама критика бывает разной. Одно дело усомниться в верности интерпретации знака, другое дело поставить под сомнение понимание всего текста, и, наконец, третье - объявить фальсифицированным весь археологический памятник. В первом случае исправление может внести сам эпиграфист, во втором случае придется обратиться к услугам его коллеги, но в третьем случае положение оказывается отчаянным и даже безысходным. Именно такая самая жуткая история и приключилась со «славянскими рунами». (Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей)

Допуская, что славянские племена действительно использовали одно или несколько видов письма, рассмотрим здесь виды рунических письменностей, которые некоторыми исследователями считаются славянскими: западнославянские (фигурки из храма Ретры) и восточнославянские руны (надписи в Болгарии и др.).

Разделы страницы о руноподобной письменности древних славян:


О руноподобных надписях славян в Интернете

Западнославянские [венедские] руны

О  венедских рунах впервые заговорили в 18 веке в Восточной Германии. В 1690-е годы в Прильвице ((Великое герцогство Мекленбургское) пастор Самуэль Шпонхольц нашел фигурки древних славянских божеств и ритуальных предметов с нанесенными на них руноподобными надписями, которые не читались на основе германских языков и имели во многом свой состав знаков. В 1720-х - 30-х годах в сочинениях местного краеведа Клювера был опубликован этот особый мекленбургский рунический алфавит (несколько вариантов в разных изданиях) без указаний на источник сведений. В 1771-м году немец Андреас Готтлиб Маш приобрел коллекцию у пастора и издал каталог предметов с гравюрами. Вскоре после публикации коллекция исчезла. В 1796-м были опубликованы прорисовки ещё одной группы предметов с руническими надписями из Прильвицы (эта группа публикатором Я. Потоцким была признана сомнительного происхождения). Позднее в окрестностях той же Прильвицы (на озере Толлензе или Доленецком) были найдены 14 камней с краткими надписями того же типа.

Чаще всего там встречались надписи Ретра и Радегаст [кто расшифровал?]. Ученые пришли к выводу, что коллекция этих предметов принадлежала храму Радегаста из города Ретры [на острове Руян, который немцы впоследствии переименовали в Рюген]. Найдены были они на территории славянского племени ратарей, входившего в племенной союз велетов-лютичей [самых воинственных славян].

Через 200 лет (в конце 19 века) в Познаньском воеводстве (на западе Польши) было найдено три камня (Микоржинские камни) с вырезанными на них надписями тем же алфавитом, что и на ретринских предметах.

Кроме прильвицких образцов и мыкоржинских камней к венедскому письму относят надписи, найденые в 19 веке:

  1. на серебранной "монете" (Краковский медальон),
  2. на погребальной урне из Кобеличей (Померания),
  3. на скальских камнях (Чехия).

К  ним можно добавить надпись из 4 рун на гадательной кости найденной уже в 20 веке в Полоцке (читается "гади" - (у)гадай).

Венедские (древнелужицкие) раритеты Восточной Германии вызвали в Германии бум, особенно среди немцев, знавших свои славянские корни. Потом кто-то "доказал", что это "подделка" - и бум утих. В самом деле, прильвицкие изваяния скорее похожи на позднеримские или эллинистические статуэтки. Не было у славянских божков (если судить по болгарским и новгородским находкам) римских доспехов, львиных голов, зубчатых корон и т.п. Хотя, возможно, это были фигурки из разграбленного славянами митреума - святилища бога Митры римского гарнизона. В то же время, имеются свидетельства современников о надписях на идолах из капища Радегаста.

Все прильвицкие находки (около 50 предметов, в т.ч. признанные сомнительными и поддельнымы) хранились в музее венедской (славянской) культуры в Ней-Стрелице (Новая Стрелица) до 1945-го, когда музей пострадал во время советского артобстрела немецкой группировки. К счастью, это сообщение оказалось ложным - прильвицкие статуэтки экспонируются в музее в Лужицкой Сербии (Восточная Германия).

Славяне всегда воспринимались в Европе варварами, и их не отличали от других племен, вторгавшихся в Европу с востока (скифов, гуннов, авар, хунгар, огузов, куманов, монголов). Учитывая рефлекторный доисторический страх европейцев с киммерийских (или лувийских) времен, а также то, что в нашествиях из Центральной Азии действительно часто принимали участие славянские племена (как покоренные, так и добровольные "казаки"), можно понять общеевропейскую политику принижения славянского вклада в европейскую и мировую цивилизацию.

Не скатываясь в ложный патриотизм, рассмотрим все же найденные тогда надписи, предположив, что это не подделка (допустим, что это и есть те самые "черты и резы", упоминавшиеся черноризцем Храбром).

Средневековые хроники о капищах Радегаста и надписях у славян

Дитмар Мерзебургский (Дитмар Мержиборжский) (ранее 1018 г) - Хроника

Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех пиходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз. Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному.

У  этих [морских] ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич [сын бога солнца Сварога - Даждьбог/Аполлон?].

Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам… (далее говорится о жрецах храма и ритуале гадания по коню). Верящие издавна различным заблуждениям, они считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли.

Сколько в той стране областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, Но среди них упомянутый город пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровию людей и животных. Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель… К нарушению мира их легко склонить даже и деньгами. Эти-то воины, некогда бывшие нашими рабами [миф из-за этнонима "славян"?], а затем из-за грехов наших ставшие свободными, отправляются в сопровождении своих богов помогать королю польскому.

Географ Адам Бременский (ок. 1066 г) - Деяния священников Гамбургской церкви

Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами [рюриками], а их город Магнополис (Велеград – город Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти 4 народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения. Там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до храма 4 дня пути.

Священник Гельмолд (сер. XII века), Славянская Хроника

[!] «…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция ВИНУЛОВ, которыми ленчане и РЕДАРИ именуются. Город их славный РЕТРА, там капище великое и главный бог их - Радегаст…» [!] «…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них ИМЕЕТСЯ ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД и ЗНАМЕНИТЕЙШИЙ ХРАМ, в котором выставлен идол РАДЕГАСТА и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…»

Руны на прильвицких божках из храма Ретры

Руны на микоржинских камнях

Руны на краковском серебранном медальоне

Руны на кобеличской погребальной урне

Руны на скальских камнях

Восточнославянские руны

В  древностях Европейской России ныне известно лишь 36 предметов с нанесенными на них степными руническими надписями VIII-XII вв. По алфавитному членению 21 из них относится к донскому, а 12 — к кубанскому письму. Обе рунические системы были первоначально свойственны Хазарскому каганату, затем кубанский алфавит применялся в Волжской Болгарии. Алфавитная принадлежность 3 надписей оставалась неясной, из-за их краткости. Они были названы доно-кубанскими и обозначены индексом ДК. Вполне понятно, что при столь ограниченном эпиграфическом материале любые дополнительные сведения о каждой надписи представляют значительную ценность. (Игорь Кызласов)

В  Болгарии на скалах и и Украине на черепках также найдены процарапанные рунические знаки, которые условно называют "восточно-славянскими рунами", хотя это могут быть и рунические надписи тюрков, либо более древних фракийцев или даже скифов. Если же эта письменность принадлежит действительно славянам, то, возможно, она имеет независимое происхождение от западно-славянского рунического письма, образовавшись на базе фракийских или древнетюркских рун.

Доклад доктора филолог. наук О.А.Мудрака «Язык и тексты восточно-европейской руники», с которым он выступил в Институте востоковедения РАН, стал событием в среде археологов и лингвистов. В докладе была представлена расшифровка и перевод рунических надписей памятников, найденных на территории Восточной Европы – от Днепра и Кавказа до Поволжья. Прочтение этих надписей привело к неожиданным заключениям относительно языка бытового и официального письма живших на этой территории народов. Расшифровка выявила их близость к дигорскому варианту праосетинского языка и лишь отчасти — к нахским языкам.

Восточно-европейская руника была распространена на территории, соответствующей границам Хазарского и Аварского каганатов. Временная граница памятников восточноевропейской руники – от VIII до XII веков. В соответствии с графическими особенностями, на территории Восточной Европы историк письма И.Л. Кызласов выделял три группы памятников данной рунической письменности: донское письмо, кубанское письмо, доно-кубанское письмо.

К нерасшифрованным дохристианским надписям Руси относятся:

  1. Надпись, воспроизведенная Ибн-эль-Недимом.
  2. Надписи на алекановских урнах и тверских медных бляшках.
  3. Надписи на баклажках, а также кирпичах и камнях (Подонье).
  4. Надпись на ребре барана, найденная под Черниговым.
  5. Знаки на дрогичинских пломбах.

Надпись ибн эль-Недима

Надпись, воспроизведённая ибн эль-Недимом (или ибн-Фадланом?).

Восточнославянские черты, приведенные ибн-Фадланом  

[Больше на арабскую или куяитическую вязь похоже]

(Истрин. Развитие письма)    

Рязанские надписи на урнах и тверские на бляшках

Наибольший интерес из восточнославянских "руниц" представляет так называемая "алекановская" надпись. Она была нанесена на глиняный сосуд X - XI вв., а открыта в 1897 г. В. А. Городцовым во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью. Надпись содержит 14 знаков, расположенных в строковой планировке. В 1898 г. там же на обломках посуды было обнаружено еще пять аналогичных знаков. Как указывает А. А. Городцов "сосуд плохо обожжен, изготовлен, очевидно, наспех... следовательно, изготовление местное, домашнее, а следовательно, надпись сделана местным или домашним писцом т. е. славянином". Знаков слишком много, чтобы их можно было принять за клеймо мастера. "Остается предположить,- делает вывод В. А. Городцов,- что знаки представляют собой литеры неизвестного письма".

Алекановская надпись из-под Рязани  

[Моя расшифровка этой ученической славянской надписи на основе германских рун:
"на" (крест), "тут" (крест), "от", "ту"]

(Истрин. Развитие письма)    

Близки по форме к алекановским знаки на горшках из бывшего Тверского музея, а также на медных бляхах, найденных А. В. Арциховским при раскопках тверских курганов XI в. На двух бляхах знаки идут по кругу, образуя две одинаковые надписи. Некоторые из знаков, подобно алекановским, напоминают буквы глаголицы.

Надписи из Подонья (на камнях, кирпичах и баклажках)

Загадочные знаки, возможно, не славянского, а тюркского происхождения были обнаружены при раскопках на Дону, на кирпичах Цымлянского городища и на камнях из стен Маяцкого городища.

Аналогичные по происхождению и характеру знаки имеются также на баклажках, хранящихся в Новочеркасском музее (надписи на Новочеркасской и Кривянской баклажках).

Надпись на Новочеркасской баклажке   Надпись на Кривянской баклажке

Черниговская надпись на ребре барана

Надпись на ребре барана из Чернигова

Представляет интерес также надпись (если только считать ее надписью, а не случайной комбинацией черт) на ребре барана, открытая около 1916 г. Д. Я. Самоквасовым при раскопках северянских курганов у Чернигова. Надпись содержит 15 - 18 знаков, расположенных внутри полуовала. "Знаки,- пишет Д. Я. Самоквасов*,- состоят из прямых резов и, по всей вероятности, представляют собой русское письмо X в., на которое имеются указания в некоторых источниках".

(Истрин. Развитие письма)

Знаки на дрогичинских пломбах (Западный Буг)

Знаки на дрогичинских свинцовых пломбах

Многочисленные статьи посвящены знакам, обнаруженным (впервые в 1864 г.) на свинцовых пломбах, видимо, торговых печатях X - XIV вв., найденных на Западном Буге у с. Дрогичина. Общее количество этих знаков измеряется многими сотнями. На лицевой стороне некоторых дрогичинских пломб стоит буква кириллицы, а на оборотной стороне - один из "загадочных" знаков.

(Истрин. Развитие письма)

Словенские камни с чертами-резами

Книги о находках руноподобных письмён на территории славян

Сарматские, ольвийские неизвестные знаки Северного Причерноморья и юга России. А также домонгольские денежные родовые знаки на Руси.


Главная > Лингвистика > Письменности

Рунические: Вендские ("черты и резы") | Фракийские (ситовские)

Порталы о письменностях | Реестр письменностей | Дешифровка текстов | Книги по исследованию письма

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 25.07.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня