|
|
|
Оригинальные письменности в Индии (не считая хараппской письменности) появляются не ранее III в. до н. э. Традиционная древнеиндийская культура была ориентирована на устную передачу знаний, поэтому древнеиндийские языки — ведийский и ранний санскрит — не имели письменности. Первые системы письма в Индии были созданы для среднеиндийских языков: в них, в частности, не было знаков для дифтонгов и слоговых сонантов, имевшихся в санскрите, но отсутствовавших в пракритах.
Изначально для индоарийских языков использовались две системы письма — брахми и кхароштхи, появившиеся практически одновременно. Кхароштхи произошло от арамейского письма и использовалось на северо-западе Индии до III в. н.э., а в Центральной Азии — вплоть до VII в., после чего было вытеснено письмом брахми и не оставило после себя «потомков». В тот же период по всему Индийскому субконтиненту распространилось письмо брахми, которое впоследствии стало основой большинства алфавитов Южной и Юго-Восточной Азии.
Древнейшие надписи индиского царя Асоки (Ашоки) из династии Маурьев, цаорствовавшего в 3-м веке до Р.Х., рассеяны по всему Индостану. По характеру письма их можно разделить на 2 различные группы [по форме и происхождению]:
Это логично: северо-ашокские (индо-бактрийские) появились в Афганистане из соседнего западносемитского арамейского алфавита, а южно-ашокские (индо-палийские) - из южносемитского сабейского алфавита Йемена и Эфиопии, которые вели морскую торговлю с Индией. Удивительно, что они сосуществовали во времени и пространстве - как было у славян с кириллицей и глаголицей.
Индийские алфавиты на основе письма Брахми в настоящее время распространены, в основном, в Индии и Индокитае. Основные ветви потомков брахми:
Разделы этой страницы об индийских абугидах:
Если на этой странице еще не появились сведения и ссылки по всем этим письменностям - можете посмотреть на страницах по языковым группам и семьям: индоиранской, дравидийской, тибето-бирманской, тайской, сундской. Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта AncientScripts.com (ныне, к большому огорчению, недоступного) с согласия его автора Лоуренса Лоу, а также с местами еще более обширного сайта Omniglot.com с разрешения его автора Симона Эйджера. |
|
Для большинства индоарийских языков в настоящее время используются письменности на основе письма брахми, в целом называемые индийским письмом. Для уточнения может также использоваться термин «брахмийские письменности», англ. Brahmic scripts.
Единственной не восходящей к брахми письменностью, получившей заметное распространение, является арабское письмо. Для отдельных языков используется также латинский алфавит и письмо тана.
Точное происхождение брахми неизвестно. Предполагается, что оно было создано специально записи для эдиктов царя Ашоки или аналогичных надписей на основе использованной в кхароштхи консонантно-слоговой системы (и потому отчасти связано с арамейским письмом).
Никакой [генетической] связи брахми с древним письмом на печатях III–II тыс. до н. э. из Мохенджо-Даро, Хараппы и др., обнаруженных в долине Инда, не прослеживается.
Однако родство индийских алфавитов с рисуночным хараппским письмом может быть идейным. Ведь как родоначальник индийских полуслоговых (псевдосиллабических) письменностей - алфавит брахми, так и его арамейский предшественник, не давший потомства - алфавит кхароштхи, - на индийской почве оба обрели характер абугид, что может быть связано с предшествующей практикой протоиндского письма.
В развитии брахми выделяются три периода.
Названия многих индийских письменностей образованы от нарицательных прилагательных и помимо обозначения конкретных видов письма могут обозначать стили письменности и в таком значении употребляться гораздо шире. Так кайтхи (kaithī) значит «писцовое», махаджани (mahājanī) — «торговое», моди — «наклонное», ланда (laṇḍā) — «обрезанное», ваниашаи (vāṇiāśāī) — «купцовое», шарапхи (śarāphī) — «банкирское».
С ареально-генетической точки зрения брахмийские письменности новых индоарийских языков можно разделить на четыре группы [первые 3 - из североиндийского (от гупты => кутилы?)]:
(происхождение неизвестно) | Брахмическая абугида / \ Северная группа индийских алфавитов Южная группа индийских алфавитов / / | \ / | \ ЮВ-азиатские Пали Гуптский --- Ц-азиат. (наклонное брахми) Калинга Грантха Кадамба | / \ (Тох., Сак., Уйг.. Тиб.) / | \ \ |-Бирм., Нагари --------- Шарадский Сингальское Малаялам Тамильское Ст.каннада |-Кхм., (северно-центральный ареал) (северо-западный ареал) / \ |-Тай., / \ / \ \ / \ --Яв. Деванагари Ст.бенгали Ланда Такри Кашмири Бугийское Телугу Нов.каннада / \ / \ | Гуджарати Моди Нов.бенгали Ория Гурмукхи
Кхароштхи - разновидность древнего индийского письма (около 5 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Известно также под названием бактрийского, индо-бактрийского, бактропалийского, северо-западного индийского и кабульского [также, в прошлом, - северо-асокское, т.е., североашокское]. Первый памятник — наскальная надпись Ашоки из Шахбазгархи (Пакистан, около 251 до н. э.). От более позднего времени имеется значительное число надписей и рукописей из северо-западной Индии, северного Пакистана и сопредельных районов (Афганистан, Синьцзян, Средняя Азия, к которой относится ряд новейших эпиграфических находок), а также легенд на индобактрийских и индоскифских монетах. Считается, что он произошел в Бактрии от арамейского алфавита, с которым у него есть сходство. |
|
По разрешению (C) Simon Ager (Omniglot.com) |
Считается, что письмо брахми тоже произошло от западносемитского алфавита (ханаанейского, древнепалестинского), но на самом деле у него больше сходств с алфавитом южноиндийским (сабейским, древнейеменским). |
|
|
|
По разрешению (C) Simon Ager (Omniglot.com) |
На севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский.
На юге Индии известны такие разновидности, как
Южные разновидности использовались как для местных дравидийских языков, так и для санскрита.
Тана (габули тана) — письменность, используемая для современного мальдивского языка. Точное происхождение ее неизвестно; возможно изначально она была создана как тайнопись. Первая надпись таной датируется 1599 г., первый официальный документ — 1703 г. К началу XIX в. тана практически вытеснила более раннее письмо дивес-акуру.
Из 18 базовых графем таны первые девять образованы на основе арабских цифр, вторые девять — на основе цифровых знаков из дивес-акуру. Остальные знаки образованы с помощью диакритик на основе фонетически похожих знаков, некоторые добавления делались на основе письма дивес-акуру. [Чем-то это напоминает огамическое письмо по замыслу (буквы на основе перечислений)]
Порядок букв не совпадает ни с арабским, ни с индийским. Направление письма справа налево, как в арабском. Гласные диакритики также образованы на основе арабских. В начале слова/слога гласные передаются с помощью буквы alifu с добавлением гласных диакритик. Отсутствие гласного обозначается знаком сукун. Каждая буква должна иметь гласную диакритику или сукун, исключением является лишь буква n, которая без диакритики обозначает преназализацию следующего за ней смычного. Буква alifu с сукуном обозначает геминацию следующего за ней согласного, а на конце слова — [h]. Геминация носовых обозначается буквой n с сукуном перед согласным. Кроме того, для точной передачи арабских слов для всех арабских букв, не имеющих соответствия в тана, создана специальные буквы (показаны в правой части таблицы на с. 849).
Буква ޱ (naviyani), обозначающая ретрофлексную ṇ [ɳ], была изъята из официального алфавита около 1953 г., по-видимому, в связи с тем, что этот звук не является больше отдельной фонемой в центральном диалекте. Однако буква продолжает использоваться в южном диалекте, где эта фонема сохраняется.
Индийские письменности являются консонантно-слоговыми алфавитами, или абугидами (англ. abugida, alphasyllabary, neo-syllabary, akshara script). Их базовая структура изначально построена на основе среднеиндийских фонологических систем, для которых характерно отсутствие закрытых слогов.
Каждый знак (акшара) обозначает либо отдельный гласный, либо согласный + базовый гласный (обычно краткое a, реже краткое o). Слоги с другими гласными образуются путем стандартной модификации базового знака или добавлением специальных знаков слева, справа, сверху или снизу. Отсутствие гласного в конце слова (реже в конце слога) может обозначаться подстрочным знаком «вирама». Сочетания согласных обозначаются лигатурами, включающими характерные элементы вхо дящих в них знаков. Направление письма слева направо.
Абугида (консонантно-слоговое, алфавитно-слоговое письмо) — разновидность слоговой письменности, в которой слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо). При этом одна из гласных считается базовой, и слог с ней обозначается исходной графемой без каких-либо модификаций.
Абугида отличается как от собственно слогового письма (где знаки для слогов с одинаковой согласной не имеют ничего общего), так и от консонантного (где гласные или вовсе не обозначаются, или обозначаются диакритиками по необходимости, при этом базовый знак читается как согласная, а не слог) и консонантно-вокалического [или просто вокалического, или полногласного] (где и для гласных, и для согласных имеются отдельные знаки).
Слово «абугида» происходит от названия эфиопского письма на геэзе, которое представляет собой названия первых 4 знаков этого письма, соответствующих исходному семитскому порядку (A B G D). Это название аналогично другим названиям письменностей: алфавит (греческое), азбука (славянское), абецеда (латинское), абджад (арабское).
Около половины письменностей мира [!] являются абугидами, включая огромное число вариантов индийского письма.
(Абугида в Википедии)
Исконные сочетания согласных пишутся с помощью лигатур (соединений букв). Лигатуры возникли в среднеиндийский период для записи пракритов (среднеиндийских языков), для которых консонантные кластеры были нехарактерны. Позднее, когда письменность была применена к санскриту, количество лигатур увеличилось.
В современных новоиндоарийских языках большая часть лигатур используется только в заимствованиях из санскрита, поскольку сочетания согласных в лексике, унаследованнной из среднеиндийских языков, возникли относительно недавно после падения краткого a и записываются так, как если бы этот гласный еще произносился. Так, два омофона [karta] в большинстве языков записываются по-разному в зависимости от происхождения: санскритское заимствование (татсама) ktRa kartā ‛творец’ пишется с лигатурой, а исконное слово (тадбхава) krta karatā ‛делает’ — отдельными буквами. Кроме того, новые лигатуры часто используются в заимствованиях из других языков.
Часть графем используется только при передаче санскритских заимствований и, как следствие, может отсутствовать в некоторых письменностях. К таким символам относятся слоговые согласныеr̥ , r̥ ̄ , ̥l, l̥ ̄ (причем последний не является фонемой даже в санскрите, где существует лишь для поддержания симметрии между краткими и долгими гласными).
Среди символов согласных можно назвать носовые ṅ и ṇ, которые совпали с дентальным n, кроме положения перед гоморганными смычными. Также обычно из трех графем для ṣ, ś и s используются одна или две, так как во многих новых индоарийских языках эти фонемы совпали.
Ключевые слова для поиска сведений по индийским абугидам и их потомкам:
На русском языке: Индийские письменности, слоговые алфавиты Индии, потомки письма брахми, брахмийские абугиды Индостана,
брахмические силлабарии Индокитая, силлабические азбуки Южной Азии, кхароштхи;
На английском языке: Brahmi scripts, Indian syllabic alphabet, Hindu Abugida, alphasyllabary, neo-syllabary, akshara script.
|