Версия для печати

Фонетика и фонология (термины)

Главная > Лингвистика > Фонетика > Фонетика

Dh > Th > Θ > Φ
  Фонетика - лингвистика звуков речи, их сочетаний и преобразований.

Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:

  1. с точки зрения их физических (акустических) признаков;
  2. с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте;
  3. и самое главное — с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область — фонологию.

Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только первых два аспекта исследования. В действительности, однако, все три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений языка теснейшим образом между собой связаны, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию — как ее неотделимую часть и организующее ядро.

Разделы страницы об общей фонетике:


Фонетические дисциплины

Итак, фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи [согласные, гласные, сонорные и полугласные], слоги, ударения, интонацию [просодику]. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  1. Акустика речи - изучает физические признаки речи.
  2. Антропофоника (физиология речи) - изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
  3. Фонология - изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Я бы по-другому употреблял эти термины. Под фонетикой имел бы ввиду частную фонетику (относимую к конкретному языку), а под фонологией - общую науку о звуках речи.

Также и термины лексика, грамматика, семантика, графика - оставил бы для частного языкознания, а лексикология, грамматология и семантология - за общим языкознанием. Правда, сейчас под грамматологией понимают науку о письменностях, но последнюю логично назвать графологией. И опять тут казус, т.к. под графологией понимается наука определения по почерку психики и настроения человека. Чтобы избежать путанницы, последнюю можно назвать, например, графистикой или субскрибистикой.

I. Акустика звуков речи (физический аспект фонетики)

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном (таков, например, звук струны скрипки). Если же, напротив, колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом (таков, например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропорции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], ft], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([г], [1], In], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Что касается высоты звука, то человеческое ухо способно воспринимать частоты от 16 до 20 000 Гц (герц — одно колебание в секунду); диапазон, используемый для речи, значительно уже. Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т.е. их специфической огласки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], 11] от [и] и от [d] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе — дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возникающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, наблюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резонатора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное разнообразие звуков нашей речи.

Применяемые в настоящее время электроакустические методы исследования звуков дают возможность разлагать сложный звук на составляющие его тоны, т. е. получать его спектр , выделяя в нем отдельные полосы концентрации частот, или так называемые форманты (ед. ч.— форманта, сокращенное обозначение F). С помощью специальных аппаратов (разного рода спектрографов) получают спектрограммы звуков и звукосочетаний, наглядно изображающие формантную структуру каждого звука и позволяющие точно измерить и охарактеризовать отдельные форманты, которые определяют его тембр.

II. Физиология звуков речи (биологический аспект фонетики)

Позиции произношения согласных

Большинство звуков, используемых в языках мира, нормально произносится на выдохе, т. е. с помощью воздуха, выдыхаемого из легких. Наряду с этим возможно произнесение тех же звуков на вдохе (например, в русском языке — в некоторых междометиях, иногда во взволнованной речи). В ряде языков существуют особые «щелкающие» согласные, образуемые не с помощью дыхания, а при всасывании воздуха в результате сокращения различных мускулов в полости рта (в русском языке «щелкающий» согласный используется в междометии сожаления, передаваемом на письме как ц-ц-ц!).

Подразделением биологического аспекта является перцептивный аспект. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (речеслуховой анализатор) — так называемую зону Вёрнике (около первой височной извилины левого полушария). Но эти процессы изучены пока меньше, чем процессы артикуляции.

На иллюстрации слева показаны зоны артикуляции согласных: 1) губная (п), 2) зубная (е), 3) церебральная (r?), 4) среднеязычная (как в нем ich), 5) заднеязычная (k). Альвеолярная зона находится между зубной и церебральной.

Эволюция артикуляции звуков речи

Принято считать, что набор фонем в языке никак не связан с анатомическими особенностями речевого аппарата его носителей. Группа лингвистов под руководством Балтазара Бикеля из Цюрихского университета поставила этот взгляд под сомнение. Проанализированные исследователями данные палеоантропологии, биомеханического моделирования, этнографии и исторической лингвистики согласуются с гипотезой о том, что изменение прикуса, связанное с появлением сельского хозяйства и ростом доли мягкой пищи в рационе, способствовало распространению губно-зубных согласных, таких как в и ф.

В позднем палеолите и мезолите для взрослых людей был характерен прямой прикус (edge-to-edge bite), при котором резцы смыкаются краями Начиная с неолита у взрослых людей стал чаще встречаться «ортогнатический» прикус, при котором верхние резцы перекрывают нижние (overbite and overjet). (A — 30-летняя женщина, конец позднего палеолита, Италия; B — 30-летняя женщина, мезолит, Румыния; C — 40-летний мужчина, ранний бронзовый век, около 3600 лет назад, Австрия).

Изменения артикуляции звуков в потоке речи

К биологическому аспекту относится также изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными (в широком смысле) и подразделяют на

  1. комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве, и
  2. собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т. д.

Комбинаторные изменения звуков в слове

Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодации [изменения между гласным и согласным], ассимиляции [изменения между гласным и гласным или между согласным и согласным] и диссимиляции.

Аккомодация фонем

Изменения в артикуляции согласных лод влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных называют аккомодацией.

Асимиляция (уподобление) фонем

Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию согласного же или артикуляция гласного — на артикуляцию гласного, причем влияние это направлено в сторону сближения артикуляций, говорят об ассимиляции, или уподоблении. Помимо «контактной» ассимиляции, т. е. уподобления звуку, находящемуся в непосредственном соседстве, встречается и дистантная, действующая «на расстоянии» - как, например, тюркская гармония гласных.

Ассимиляция бывает полной и частичной. Ассимиляция называется полной, если оба звука становятся совершенно одинаковыми, например бесшумный [ш], сжечь [ж], подтереть [т']. Ассимиляция называется частичной (неполной), если происходит употребление лишь в одном компоненте артикуляции.

По направлению уподобления ассимиляция бывает прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной). При регрессивной ассимиляции происходит наложение экскурсии последующего согласного на рекурсию предыдущего. При прогрессивной ассимиляции, которая встречается значительно реже регрессивной, рекурсия предыдущего согласного накладывается на экскурсию последующего.

Аккомодация и ассимиляция могут быть либо предвосхищающими, либо инерционными.

Диссимиляция (рподобление) фонем

Менее широко встречаются явления, противоположные ассимиляции, — явления диссимиляции , или расподобления, звуков.

Ассимилятивные и диссимилятивные процессы действуют и при разного рода осложнениях или, напротив, упрощениях в группах согласных.

Особый случай диссимилятивного упрощения звукового состава слова представляет собой гаплология, при которой устраняется один из двух одинаково или близко звучащих слогов, например минералогия вместо минерало + логия [или этруский вместо этруск-ский].

Позиционные изменения звуков в слове

К собственно позиционным изменениям относятся, в частности, редукция (ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Полная степень редукции — это полное исчезновение гласного в безударном слоге и даже всего слога, в частности: а) апокопа — отпадение конечного гласного или конечной части слова и б) синкопа — выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова.

III. Фонология - наука о звуковом строе языка (речевой аспект, функциональная фонетика)

Фонология (от греч. phone – звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Фонология отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому фонологию иногда называют функциональной фонетикой.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику).

Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.). Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

Классификации звуков речи

Непосвященному человеку кажется, что классифицировать звуки речи естественнее всего по тому, как мы их слышим. Однако это оказывается делом малоэффективным: человеческое ухо различает в звуках речи лишь то, что существенно для функционирования системы языка. Остаются два способа: либо «классификация со стороны говорящего», по его способам производства звуков — артикуляции, это так называемая артикуляторная классификация, либо характеристика по объективно выявляемым с помощью приборов акустическим параметрам — формантам, шумам и проч., это акустическая классификация. Но так как производящим аппаратом является речевой аппарат человека, то акустическая классификация тесно связана с артикуляторной.

Артикуляторная классификация. Прежде нужно сделать примечание о способах изображения звуков речи на бумаге. Обычные буквы, орфографическая запись дают несовершенное изображение: одной букве может соответствовать несколько звуков и один звук может изображаться разными буквами либо сцеплением букв. Поэтому в лингвистике используется специальная система записи — транскрипция.

Фонетические и фонологические ресурсы

Сетевые обзоры терминов фонетики и фонологии.


Главная

Фонетика : Гласные | Согласные | Просодика | Фонология | Морфонология | Слоговой строй | Фонетические законы | Транскрипция | Психофонетика

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 25.03.2019
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня