Версия для печати

Тохарские языки (агнео-кучанские)

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Индоевропейские > Тохарология


Словарь Старостина-Николаева: A | B | | D | | E | G | Gw | | Gwʰ | I(Y) | K | Kw | L | M | N | O | P | R | Sa- | Sl- | T | U(W)
Словари древних языков: А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я
Колесница - изобретение и главная боевая сила индоевропейцев

В  самом конце XIX века в бассейне Тарима в Синьцзяне были открыты рукописи VI–VIII веков, написанные индийской письменностью, но на каких-то иных языках, которые удалось распознать как индоевропейские, но не индоарийские. Эти языки, очень схожие с западными индоевропейскими, индийцы называли тохарскими.

Когда стали определять положение тохарских языков в индоевропейской системе, оказалось, что они отделились от индоевропейского корня вторыми, сразу после хеттских. Арийские (индоарийский, иранский) и родственные им греческий и армянский языки отделились уже потом. ( Лев Клейн, 2014 )

Из тохарской группы индоевропейских языков выделяют тохарский A (он же восточно-тохарский, карашарский или турфанский) и тохарский B (он же западно-тохарский, кучанский или кушанский) (Синьцзян, 5-8 века). Также предполагается существование тохарского C в оазисе Лоулань.

Кроме того, Гамкрелидзе и Иванов высказали гипотеза о близости кутийского (гутийского) языка к прототохарскому.

Данная страница о тохарских языках и тохаристике содержит следующие разделы:

См. также тохарский лексикон на дочернем сайте Lexicons.ru.


Происхождение и место тохарского языка

Тохары оказались тем индоевропейским народом, который продвинулся в период миграций дальше всех с запада на восток [мы не о всех знаем - могли быть продвижения до Кореи и Японии]. На своём пути они вступали в оставившие свои следы в общетохарском языке и в обоих позднее выделившихся тохарских языках контакты с носителями многих языков. При своем продвижени из Восточной Европы [?] в Южную Сибирь тохары взаимодействовали с носителями финно-угорских, а затем с носителями восточно-иранских языков.

На конечном этапе они оказались в тюркоязычном окружении и были ассимилированы.

В  тохарских языках есть слово, родственное германским, балтийским и славянским названиям лосося, в то время как в других индоевропейских языках такого слова нет. На географической карте среди ареалов, расположенных возле рек Балтийского бассейна, есть один ареал между Днепром и Березиной, который отвечает всем требованиям. В пользу размещения прародины тохарцев именно здесь говорят и подсчеты количества общих слов с другими индоевропейскими языками.

В  тохарских языках (А и В) больше всего общих слов с греческим языком – 146, далее идут (пра)германский – 145 слов, балтийский – 121 слово и индийский – 118 слов, у остальных индоевропейских языков такие значения существенно меньше, например в славянском [те тогда жили западнее балтов?] имеется всего 87 слов, родственных тохарским.

Хотя лексически тохарский язык наиболее близок (древне-)греческому и балто-германским, в целом, структура языка близка прежде всего кельтским и италийским языкам Европы. [Что интересно, это характерно для всех палео-балканских языков, а также для армянского языка. Следовательно, тохарский - кентумный палеобалканский, как иллирийский и венетский?]

Тохары контактировали не только с предками носителей германских и балтославянских языков, но также и с носителями "кентумных" диалектов [в чём это выражалось?], из которых возникли анатолийские языки, и которые были связаны с италийско-кельтской группой индоевропейских диалектов.

И. Гаршин:

Видимо, тохары выделились из индоевропейского массива еще в то время, когда существовали итало-кельтская и балто-германская (или балто-славянская) языковые группировки, с которыми они соседствовали. Также в то время они были соседями анатолийской языковой группы, причем она была ближе к зоне распространения будущих носителей славянских языков.

В то же время сами тохары были, возможно, частью греко-македонской (или греко-тохарской) группировки. Возможно, их миграция на запад была частью дорийского переселения [в свою очередь, вызванного "великой миграцией иллирийцев"] в начале железного века (около 1000 г. до н.э.).

------ К Е Н Т У М ------ ------ С А Т Е М ------

                  германо-балтославяне

                               анатолийцы
                                   |
кельто-италийцы   тохары =======>  V
       венеты <=  иллиры  албаны   фраки
                  греко - арийцы ==>
                    |       |
                    V       V

А, может быть, тохары и киммерийцы - один народ? Есть мнение, что киммерийцы - кельты. Тохары как бы тоже рядом с кельтами и италиками.

Ещё версия, "периферийная". Тохары - "кентумники". А кентумные языки еще называют не западными, а периферийными. Одна из гипотетических прародин индоевропейцев - южно-уральская. После очередной засухи большая часть индоевропейцев ушла в Причерноморье, а оставшиеся на северо-востоке этого очага тохары двинулись по степям Казахстана дальше на восток.

История и культура тохар

Тохары: народ, обитавший во 2 в. до н. э. - 1-м тыс. н. э. в Средней Азии (Тохаристане), носитель индоевропейских тохарских диалектов, первоначально живший, как считается, в Восточной Европе.

Ареалы распространения тохарских диалектов A, B и C

Тохаристан - историческая область Средней Азии и Афганистана, охватывавшая юг современной Узбекской ССР, Таджикскую ССР и север Афганистана. На севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге — Гиндукушем.

До переселения в Тохаристан тохары жили в Восточном Туркестане, или Синьцзяне (Северо-запад Китая: Синьцзян-Уйгурский автономный район).

Проживая в Синьцзяне в I тысячелетии н. э., тохары создали среди пустыни цветущие города-оазисы со своей развитой культурой. Оазисы эти жили за счёт Великого шелкового пути.

Народ этой страны несколько раз менял своё название и свой язык. Фактически, у него нет единого самоназвания (может, и было, но нам пока неизвестно). Их южные соседи — тибетцы — называли их tha-gar ‘белая голова’ отсюда то название, как мы их называем сейчас: тохары. Возможно, тохарами звали не их, а их соседей — иранцев. Поэтому некоторые учёные называют их «тохарами» в кавычках или псевдотохарами (и, соответственно, их языки — псевдотохарскими).

Затем, по-видимому, именно этот народ (их тогда называли кушанами) переселились из Синьцзяна на юг в область, которая стала называться Тохаристаном. А, возможно, этими переселенцами были не псевдо-тохары, а настоящие тохары-иранцы.

В 8—9 веках (?) н. э. в Синьцзян пришли древние тюрки-уйгурцы. Местное население их ассимилировало, но переняло их язык.

Думаю, сначала тохары были ассимилированы иранскими племенами - и стали саками.

Передвижения тохар из Восточной Европы в Восточную Азию

Направления миграций носителей тохарских языков из места индоевропейской прародины в Восточную Азию до сих пор неясны. Судя по заимствованиям в финских языках Зауралья, их путь пролегал по южной границе лесной зоны России. Кроме того, в языке много заимствований из иранских и тибетских языков. Некоторые слова, заимствованные из тохарского, находят и в китайском языке (напр. ku 'собака') [наряду с gou?].

Наиболее распространенная гипотеза предполагает, что тохары шли из Центральной Азии с запада на восток и по пути контактировали с уральскими языками, что отразилось на фонетике, морфологии и словарном составе языков. [Может быть, оглушение согласных во фракийском языке вызвано тоже контактами с уральскими языками? Хотя, более вероятно воздействие этрусского языка]

Впоследствии тохарские языки обосновались и некоторое время существовали в долине Тарима, занимаясь торговлей на Великом шелковом пути. Они исповедовали буддизм, заимствованный из Индии, и использовали индийское письмо для своих текстов.

Однако, в окружении не родственных языков и в условиях постоянных изменений на этнической карте азиатских степей, тохарские языки не могли сохраниться долго. Уже в VIII веке н. э. от них нет и следа, и обнаружены древние тексты были лишь в 1908, что вызвало настоящий фурор в Европе.

Заключительная миграция тохар из Восточной Азии на юго-запад

Великий русский мыслитель Ю. Н. Рерих, как и многие ученые в 30-50-е гг., пытался доказать, что тохары - это юе-чжи, племя, пришедшее в Восточный Туркестан (Уйгурстан) не ранее IV-III вв. до н. э. с северо-востока, с тех же территорий, откуда пришли гунны. Большая миграция племен, вызванная экспансией гуннов, заставила юе-чжей двинуться на юго-запад. В своем движении они дошли до бассейна Аму-Дарьи, где, смешавшись с другими племенами, укрепились на западной окраине Кушанской империи. По мнению Юрия Николаевича, кушаны были юэчжами-тохарами. В качестве доказательств Ю. Н. Рерих приводит сводку данных, выбранных из китайских и тибетских письменных источников, в которых жители территории оазисов Куча и Турфан (впрочем, как нам кажется, и всего Восточного Туркестана) назывались тохарами.

Влияние тохар на соседние народы и цивилизации

Исходным местом миграции предков тохаров в Таримский бассейн около 2000 г. до н.э. была область афанасьевской и андроновской культур в Южной Сибири. Именно оттуда они принесли с собой боевые колесницы, высокоразвитую бронзовую металлургию и др., ранее не известные на землях современного Китая. Следы оказанного ими глубокого культурного влияния по сей день заметны в китайском языке, в котором, в числе многих других, слова, обозначающие коня, корову, колесо и повозку, имеют индоевропейское происхождение. [Также см. китайское слово для мёда - miet.]

В последнее время становится все более ясно, что и сама китайская государственность возникла в результате завоевания древнекитайских племен в середине II тыс. до н.э. индоевропейцами (арьями, тохарами?), пришедшими с северо-запада. Есть основания предполагать, что их влияние не ограничивалось Китаем, но распространялось и дальше на восток – в Корею и Японию, воинские касты которых создавались по образцу древнеарийский кшатриев. [Отсюда у японцев культ меча, курганы, сказание о 3 предметах с неба; у корейцев - дольмены и фонетическая система (тройной ряд согласных), похожая на праиндоевропейскую.]

Тохарское языкознание [тохаристика, кушанология]

Тохарские языки - близкородственные вымершие языки, составляющие самостоятельную ветвь в индоевропейской семье языков. Тохарские языки были распространены в Восточном Туркестане. Их название условно.

Тохарская группа {†} (Tocharian) - включает только мёртвые языки. Найденные тексты датируются V-VIII вв., но отдельные тохарские слова и имена богов встречаются в текстах на пракрите из оазисов юга Восточного (китайского) Туркестана, в оазисах реки Тарим, относящихся к началу нашей эры.

Основную массу текстов на обоих тохарских языках образуют переводы санскритских религиозных текстов.

Фонетика тохарских языков

Основной особенностью тохарского консонантизма является наличие морфологизованного противопоставления по твёрдости - мягкости, позволяющее отнести тохарские языки к евразийскому языковому союзу [как в микенском греческом], противополагаются непалатализованные смычные p, t, k, непалатализованный спирант s, сонорные n и l, с одной стороны, и палатализованные аффриката c, спирант ?, сонорные ?, ly (графическая передача одной среднеязычной фонемы), с другой стороны (в Тохарском Б также есть вторично палатализованные ky, py, my, tsy).

Безударные гласные подвергались редукции, особенно в конечным слогах, где могли исчезать и гласные, и согласные.

Тохарская грамматика

Существительное в тохарских языках имеет категорию рода (мужской, женский, общий - в словах общего рода в ед.ч. существительное склоняется по мужскому, во множественном - по женскому роду), числа (3 числа, включая двойственное с явной тенденцией к его постепенному исчезновению), и - что важно - существовало 9 именных падежей, многие из которых строились по агглютинативному принципу, с использованием основы "объектного" падежа и специальных суффиксов. Ученые полагают, что агглютинация именного склонения в тохарском могла быть следствием финно-угорского влияния.

В  тохарском 3 времени глагола (настоящее, будущее и имперфект), иногда выделяют и так называемое "продолженное" время. Фактически видовременная система индоевропейских языков была здесь полностью перестроена. От языка-предка остались 4 наклонения, включая желательное и конъюнктив. Каузативные глаголы могли строиться от любого корня с добавлением индоевропейского суффикса -s-, -sk-. Глагольные образования включают и причастия на -l, существующие во многих индоевропейских языках, включая славянские.

(Обзор на сайте "Этео")

Тохарский A (восточно-тохарский, карашарский, турфанский)

Тохарский А (восточно-тохарский, карашарский, турфанский, ангнеанский, ангнейский) (†) [Tocharian A] Иногда язык именуется по названиям оазисов в Восточном Туркестане (Китай, провинция Синьцзян), где жили тохары - карашарским или турфанским (ангнеанским).

Ко времени составления текстов на тохарском А этот язык, вероятно, уже вышел из употребления (об этом свидетельствуют пояснительные пометы на тохарском Б и древнетюркском). Он продолжал использоваться только для культовых целей (буддийской монастырской проповеди среди населения, говорившего на тюркских языках и на тохарском Б).

Видимо, восточно-тохарский литературный язык повлиял на древний литературный язык тюрков, который, в свою очередь, повлиял на древнеуйгурский язык, а тот - на староузбекский и все современные тюркские языки посредством средневекового литературного языка тюрки.

Тохарский B (западно-тохарский, кучанский, кушанский)

Тохарский Б (западно-тохарский, кучанский, кушанский) (†) [Tocharian B] На тохарском Б, кроме того, сохранились надписи на стенах и рисунках, караванные пропуска на деревянных табличках, деловые и любовные письма, а также манихейский гимн с параллельным древнетюрксим текстом (около X в. н.э.). Между отдельными рукописями имеются диалектные различия.

Тохарский Б язык был явно архаичнее, и сохранил множество фонетических черт, утерянных в языке А [хоть и просуществовал дольше].

Для письма использовалась сильно изменённая индийская система брахми, точно воспроизводившая фонологические особенности тохарского языка.

Тохарский C [южно-тохарский, лоуланский]

Существует предположение, что ещё один тохарский язык («тохарский С») был в ходу в оазисе Лоулань; об этом свидетельствует большое число тохарских заимствований в обнаруженных там текстах на пракрите.

Сетевые ресурсы по языкам тохарцев

Тохароведы и их труды

История обнаружения и изучения тохарских языков

В  последнем десятилетии 19 века русский консул в городе Кашгар Н. С. Петровский обнаружил (первым) текст на неизвестном языке, выполненный особой разновидностью письма брахми (как и сакское письмо). В 1904 году в других городах этого региона французская и немецкая экспедиции обнаружили и множество других текстов этой письменности.

Исследованиями этих языков занялись Эмиль Зиг (1866—1951) и Вильгельм Зиглинг (1880—1946). В 1908 году они опубликовали первые результаты исследования.

Специалисты по тохарским языкам (тохаристы)

Библиография по тохарским языкам и тохароведению

Русскоязычная книга по тохароведению

Иностранная литература по тохаристике


Главная > Лингвистика > Языки мира > >

Праиндоевропейский | Индоевропеистика | Труды индоевропеистов

Индоевропейские: Анатолийские | Армяно-фригийские | Балтские | Германские | Греко-македонские | Индоиранские | Кельтские | Палеобалканскиеалбанским) | Романо-италийскиелатинским) | Славянские (от праславянского) | Тохарские

Также имеются индоевропейские языки в разделах пиджинов, панлангов и древних литературных языков

Дополнительно: Письменности | Страны и города | Клан Адама R | Европеоидная раса | Образование

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика