Версия для печати

Киргизо-кипчакские языки

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Алтайские > Тюркские > Кыргызские
Тюркские словари: Древнетюркский | Казахский | Караимский | Татарский | Турецкий | Туркменский | Узбекский | Шорский | Якутский

Кони на рассвете в Великой Степи

Особой, самостоятельной группой является киргизско-кыпчакская группа тюркских языков, которая представлена двумя живыми современными языками: киргизским и алтайским (ойротским) [поэтому группу можно назвать также кыргызско-ойротской].

Киргизо-кипчакские языки иногда объединяют с восточно-тюркскими [алтайско-тюркскими] языками в восточно-хуннскую ветвь тюркских языков [поэтому их можно назвать саяно-кыпчакскими или восточно-кипчакскими].

А по Рамстеду, киргизо-кипчакские - одни из западных тюркских языков (с кыпчакскими и карлукскими).

Как видно - и алтайский и киргизский языки то причисляют к кипчакским (северо-западным), то к сибирским (восточным или северо-восточным) тюркским языкам, причем, киргизский - чаще к кыпчакским, алтайский - к сибирским, либо объедитняют оба языка в одну диалектно-географическую (или историко-географическую) группировку. Поэтому, можно считать ее контактной подгруппой между сибирскими (северовосточными) и кыпчакскими (северозападными) подгруппами в общем диалектном континууме тюркских языков.

Условно эту контактную подгруппу между сибирскими и кипчакскими языками можно просто назвать также "кыргызской", т.к. киргизский с алтайским располагаются примерно на месте древнего обитания кыргызов (отюреченных иранских, а ранее, по-видимому, динлинских племен).

Киргизо-кипчакские языки распространены в Сибири и Киргизии.

Разделы страницы по алтайско-киргизской языковой группе:

Сведения об алтайско-тяньшанских языках взята из Википедии, угасшего проекта Etheo.ingert.com, проекта Ильи Франка и других.


Характерные особенности киргизско-ойротских языков

Характерными особенностями языков киргизско-кыпчакской группы являются:

  1. гласные полного образования: восемь нормальных и от шести до восьми долгих вторичных гласных;
  2. наиболее полно выражена губная гармония главных;
  3. слабое по диалектам различение глухих и звонких согласных;
  4. наличие шипящих согласных ч - ш, в отличие от кыпчакско-ногайской группы языков, где этим согласным соответствуют ш - с, т, е, кач- вместо каш- "убегать" и баш вместо бас "голова";
  5. наличие в начале слов преимущественно глухих согласных, в особенности это касается алтайского языка;
  6. озвончение глухих согласных в интервокальной позиции, в особенности, в алтайском языке; в языке же киргизском этот признак не характерен, хотя в ряде диалектов это явление выражено последовательно;
  7. наличие значительного количества грамматических форм, общих с древнетюркскими языками;
  8. тенденция превращения полных личных аффиксов в сокращенные редуцированные аффиксы, совпадающие в первых двух лицах по форме, но дифференцированные по значению с аффиксами принадлежности, и т. д.

Лексика киргизско-кыпчакской группы языков, как языков восточной ветви, также отличается по своему составу от лексики языков западной ветви большим количеством монголизмов и меньшим количеством слов, заимствованных из арабского и персидского языков, которые, впрочем, имеются в большем количестве в киргизском, чем, например, в алтайском языке.

Алтайский (ойротский) язык и горно-алтайские диалекты

Алтайский язык некоторые считают кипчакским, другие объединяют с киргизским [в этом случае их можно назвать киргизско-ойротскими], третьи - с саянскими (восточными, сибирскими) тюркскими языками.

Горно-алтайские диалекты (языки) — группа родственных тюркских диалектов, традиционно именуемых «алтайским языком». Общая численность говорящих согласно переписи 2002 года — 65 534 человек. Группа включает:

К северноалтайскому языку также примыкают, представляя собой, по сути, его диалекты, кондомский шорский и нижнечулымский (языки -j-), в отличие от языков -z- мрасского шорского и среднечулымского, входящих в хакассую диалектную зону восточно-тюркской надгруппы языков.

Традиционно южно- и северно-алтайский языки считались одним языком — алтайским. Однако согласно современным классификациям тюркских языков они являются двумя разными языками. Ситуацию усложняет то, что некоторые из отдельных южных и северных наречий официально признаны отдельными языками малочисленных народов России (кумандинский, телеутский, челканский и тубаларский).

Ранее, из-за внешнего сходства, считалось, что южные диалекты относятся к кыпчакско-киргизской подгруппе, а северные — к уйгурской или хакасской (енисейской) группе восточной ветви. При построении более точных схем стало "очевидно", что, во-первых, это два разных языка, во-вторых, они образует отдельную подгруппу в составе хакасско-алтайской группы [вместе с киргизским?]. Это, однако, сомнительно ввиду интервокального -j- (в хакасских -z-). Вероятно, самостоятельное ответвление тюркских языков -j-.

Эти языки отличаются последовательной губной гармонией гласных, имея полный набор вариантов аффиксов с широкими гласными — не только с «а» или «е», но также и с «о» или «?»; напр., аффиксы мн. ч.: -лар/-лер/-лор/-л?р. Северноалтайский сохраняет конечное «г»; ср. сев.-алт. «таг» — юж.-алт. «туу» ‘гора’. Для всех алтайских диалектов характерны вторичные долгие гласные и глухость начальных согласных, кроме б- и д'-/г'-.

Ссылки по горно-алтайским (ойротским) языкам и диалектам

Ресурсы по литературному алтайскому языку (алтайскому наречию южно-алтайского диалекта)

Ресурсы по телеутам и телеутскому наречию южно-алтайского диалекта

Кумандинское наречие и кумандинцы

Кумандинцы (самоназв.: кубанды, куманды) — коренной народ на юге Сибири Российской Федерации (3,1 тысячи человек, 2002). Живут главным образом в бассейне р. Бия в Алтайском крае (1,7 тысячи - в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске), Республике Алтай (0,9) и Таштагольском районе Кемеровской области (0,3). В Красноярском крае в 2002 г. насчитывалось 11 кумандинцев: 5 мужчин и 6 женщин, 10 горожан, владели родным языком 4 человека. В зависимости от места проживания многие кумандинцы были записаны в паспортах алтайцами, татарами, шорцами. Как самостоятельная народность они в последний раз были учтены в переписи населения 1926 года (6,3 тысячи человек). Постановлением Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации за N 4538-1 от 24.02.1993 г. кумандинцы были отнесены к малочисленным народам Севера.

Кумандинцы - одна из ветвей северных алтайцев. Их история на данной территории прослеживается с незапамятных времен. Происхождение кумандинского этноса связано с длительно протекавшими процессами внедрения кочевников монгольских степей в лесные районы Северного Алтая, где они входили в контакт с издревле обитавшими здесь таежными охотниками, рыболовами, собирателями и мотыжными земледельцами.

Этноним «куманды» в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами (тубалары, шорцы, теленгиты, челканцы) по названию их основного и самого многочисленного рода (oре) и алтына куманды, тогда как сами себя кумандинцы называли просто «татар-кижи» (прим. «Кижи» по-алтайски есть «человек») [возможно, они и были теми татарами, которых первыми завоевали монголы, и от которых распространился этот этноним]. Некоторые исследователи считают, что этноним «куманды» в переводе означает «лебединый человек» (видимо лебеди могли быть их тотемным животным). [Аналогично термину каз-ак "лебедь белый" - по мнению некоторых народных этимологов. Сразу вспоминаются русские сказки о гусях-лебедях, которые уносили в плен детей] По мнению Л.П.Потапова и О.Притсака, термин «куман» в наименовании кумандинцев адекватен названию половец и кипчак.

Если волны пришлых кочевников состояли в основном из тюркоязычных монголоидов, то аборигены Северного Алтая были представлены так называемыми угро-самодийскими и, в какой-то мере, кетоязычными народностями . В физическом облике местных жителей сочетались черты, свойственные европеоидам и палеосибирским народам уральской расовой группы [кумандинцы были потомками легендарных динлинов].

Тюрки по языку (один из северных диалектов алтайского языка), угро-самодийцы по укладу жизни и быта, - так можно было бы коротко охарактеризовать этнокультурные особенности кумандинцев, сложившиеся к моменту появления на Алтае русского населения. Сейчас выделяют две большие этнографические группы: верхние и нижние кумандинцы.

Традиционные занятия кумандинцев — охота на крупного и пушного зверя в таежной зоне, земледелие и коневодство в лесостепных районах. В меньшей степени развиты рыболовство, собирание дикоросов, кедровый промысел и пасечное пчеловодство. Среди традиционных ремесел были распространены кузнечество, выделка кож и овчин, изготовление деревянной и берестяной утвари, валяние войлока, вязание, плетение и др. Основные средства передвижения: верховая лошадь, зимой — лыжи, по рекам — плоты и лодки-долбленки. Для перевозки грузов использовали сани, нарты-волокуши. С середины XIX века кумандинцы вели оседлый образ жизни. Традиционное жилище — конические постройки из жердей и коры, каркасные полуземлянки, с начала XX века — срубные избы.

Национальная одежда кумандинцев в настоящее время вышла из употребления. Мужчины носили холщовые штаны, рубахи, стеганый халат, шубу, кожаные сапоги, цветной шерстяной пояс, к которому крепились нож, трубка, сумочка с кремнем и огнивом, кисет с табаком. Женская одежда состояла из холщовых штанов и длинной рубахи, платья, халата, крытой овчинной шубы. Голову покрывали платком или шалью; на ногах — кожаная обувь с вязаными чулками из цветной шерсти.

Основная пища кумандинцев — мучная и мясомолочная. Из муки делали похлебку, хлебцы, пресные лепешки; позднее — разнообразные пироги, блины, пельмени, курники. Из молока готовили простоквашу, творог, сметану, топленое масло, сыр (курут), напитки (чегень, кумыс). Второстепенную роль играла рыбная и мясная пища.

К началу ХХ века большинство кумандинцев приняли православие, при том что сохранялись традиционные религиозные представления (вера в небесных, земных и подземных духов). Было развито шаманство. Шаман камлал с помощью бубна и колотушки.

Фольклор кумандинцев отличает прежде всего героический эпос, сказания о степных богатырях и ханах, воителях и охотниках. Их сказитель — кайчы — начинал говорить речитативом, переходя в дальнейшем на горловое пение в сопровождении игры на комусе. Другие фольклорные жанры — мифологические рассказы, сказки, исторические предания и легенды, песни и загадки.

Библиография по алтайским диалектам и ойротскому языкознанию

Грамматики алтайского (ойротского) языка

Словари ойротского (алтайского) языка

Киргизский язык [тяньшанско-киргизский]

Современный киргизский (тяньшанский) - безусловно, язык кыпчакской группы. Но при этом - самый "некыпчакский" из всех кыпчакских языков, вплоть до того, что многие тюркологи предпочитают относить его к другим группам. Енисейский киргизский принадлежат к другой группе тюркских языков, причем у них очень мало общего с тяньшанским киргизским. Наиболее близок к тяньшанскому киргизскому южный диалект алтайского языка. Если "смешать" южные диалекты казахского с южным диалектом алтайского, получится киргизский. Но сам алтайский стоит особняком, не приближаясь слишком близко ни к одному другому тюркскому языку (кроме киргизского).

Исторически киргизский язык был близок к горно-алтайским языкам, однако уже в позднем Средневековье в результате тесных контактов с кыпчакскими языками он утратил многие оригинальные черты и в современном состоянии относится скорее к кыпчакским языкам.

Знакомые киргизы и казахи говорили, что понимают друг друга, хотя подгруппы такие разные. Если киргизский и входит в одну подгруппу с алтайским, то он испытал сильное влияние кипчакских.

И. А. Батманова попыталась выделить признаки, отличающие киргизский литературный язык от территориально сопряженных - казахского и узбекского:

  1. замена дифтонгов долгими гласными (тав > тоо);
  2. система вокализма (восемь кратких фонем: а, е, о, о, i, ь, и, у, шесть долгих: аа, ее, оо, оо, ии, уу);
  3. джеканье [как в старинных, уже заменённых, казахских топонимах: Джамбул, Джаныбек, Джезказган, Джетысу...];
  4. лабиально-сингармонистическое чередование широких гласных [как в огузских?];
  5. аффиксальные л и д, не переходящие в н [как в татарском]
  6. отсутствие фонемы h;
  7. кирг., узб. ч ~ казах. ш (кирг. чач, узб. чоч, казах. шаш 'волосы') [в старых казахских топонимах так же: Чаган, Чимкент, Чингирлау];
  8. кирг., узб. ш ~ казах. с (таш ~ тас 'камень');
  9. наличие формы наст. времени данного момента типа барып ж, атат. [?]

К. К. Юдахин предлагает классификационные грамматические признаки, отличающие киргизский язык от других тюркских языков Средней Азии:

  1. частица ограничения эле,
  2. формы на -ыбатат, -атат для наст. времени данного момента (жазыбатат 'он пишет', баратат 'он идет',
  3. форма на -чу для прош. времени обычного действия (жазчумун 'он писал',
  4. использование форманта -май в значении отглагольного имени,
  5. форма род. падежа на -н,
  6. отрицание элек,
  7. губная гармония, которая на юге распространения киргизского языка несколько ослаблена по сравнению с севером, но все же еще сильна.

Сетевые обзоры по киргизскому языку и его истории

Учебные материалы по языку тяньшанских киргизов в сети

Библиография по киргизскому языку


Главная > > Лингвистика > Языки мира:
Тюркские: Прототюркский | Булгарские | Огузские | Кыпчакские | Карлукские | Ойротские | Сибирские | Тюрковедение | Книги по тюркологии
Тюркские лексиконы: караимский | татарский | шорский |
Древнетюркские руны | Общетюркский лингвопроект | Россия | Страны Азии | Древняя Россия | Мавераннахр | Европеоидная раса | Монголоидная раса | ДНК-популяции | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 28.04.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня