Версия для печати

Семитское языкознание (семитология)

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Афразийские > Семитология

Семитские языки - одна из ветвей афразийской, или семито-хамитской, макросемьи языков. Распространены в Западной Азии и Африке севернее Сахары. Число говорящих 193 млн. чел.

На этой странице представлены следующие семитоведческие разделы:


Классификация семитских языков

Семитские языки разделяются на группы:

Южно-центральная, южно-периферийная и эфиосемитская группы объединяются нередко в одну южную, или юго-западную группу.

Лингвистический обзор семитских языков

Строй семитского предложения

Обычный порядок слов (кроме аккадского языка): сказуемое, подлежащее, дополнение; определение всегда следует за определяемым.

Большую роль играет именное определение в родительном падеже, причем определяемое получает особую форму "сопряженного состояния (статуса)".

Фонетический строй

Характерные черты фонетики семитских языков: ограниченное число гласных (первоначально а, i, u в долгом и кратком вариантах; значительно больше гласных в живых диалектах), наличие трех рядов согласных (звонкие, глухие и "эмфатические" - напряженные веляризованные или глоттализованные), наличие фарингальных согласных (h и ', т. наз. 'айн), увулярных (h и у) и гортаного взрыва ' (т. наз. хамза, или 'алеф). Сибилянтные аффрикаты и латеральные согласные были рано утеряны, но, по-видимому, должны быть реконструируемы для общесемитского праязыка.

Семитский глагол

Корень глагола и отглагольных имен обычно состоит из трех согласных, несущих основное словарное значение, в то время как огласовка, а также суффиксы, префиксы и инфиксы уточняют значение или передают грамматическую категорию, напр. араб. kataba 'он писал', kutiba 'написан', 'a-ktaba 'заставил написать', katib- 'пишущий, писец', kitab- 'письмо, книга', ma-ktab 'место, время письма, школа'. Именной корень имеет вид: CVC, CSC, CV'CS, CVSC (S - сонант), но в южно-семитских языках имеет тот же характер, что и глагольный корень.

В  глаголе находят отражение категории лица, числа, рода, субъекта (объект действия может выражаться местоименным суффиксом), а также вида/времени, наклонения (только в мертвых семитских языках), породы и залога (пассив вторичен, и большей частью средства его выражения выработаны не полностью). Обычно существует 2 вида - совершенный (пунктивный) с суффиксальным спряжением (1-е л. ед. ч. -ku, -tu, 2-е л. муж. рода -ta, -ka, жен. рода -ti. -ki) и несовершенный (курсивный) с префиксальным спряжением (1-е л. 'а-, 2-е л. ta-. 3-е л. -ya и т. д.); в аккадском языке в глаголах действия префиксальное спряжение имеет оба вида (курсивный - с полногласием основы, пунктивный - с неполногласием или с инфиксом -t-; остатки этого явления - в южно-периферийных и эфиосемитских языках).

В  дальнейшем совершенный вид развивается в прошедшее время, несовершенный вид - в будущее (иврит, арамейский) или настоящее (арабский); в первом случае настоящее передается с помощью причастия, во втором случае будущее - с помощью специальной проклитики. Особенно характерно для семитских языков наличие так называемых пород. Породы (усилительная, заставительная, возвратная и многие другие) модифицируют первичное значение глагола. Каждая порода имеет полную глагольную парадигму, передающую все выражаемые глаголом категории и все отглагольные имена.

Семитское существительное

В  семитских языках существует категория статусов, или состояний имени, зависящих от синтаксической роли данного имени в каждом данном случае и различающихся морфонологически, но по-разному в различных семитских языках.

Различаются 2 рода (мужской, немаркированный, и женский, обычно маркированный специальным суффиксом: иногда различаются только по согласованию). В старо-аккадском языке 6 падежей (в т. ч. особый падеж, или статус, маркированный -0 или -а для имени в роли предиката или вне синтаксической связи), в других старо-семитских языках 3 падежа (-u именительный, -i родительный, -а винительный); в живых семитских языках падежей нет. Имеются двойственное и множественное число; последнее в южно-семитских языках большей частью вытеснено различными собирательными существительными, образованными путем перегласовки основы ("ломаное множественное": bab- 'дверь', мн. ч. 'abuab'-; 'alim 'ученый', мн. ч. 'ulama'-; gurnal 'журнал', мн. ч. garanil).

Семитское прилагательное

Прилагательные иногда отличаются специфическими суффиксами (напр., "нисбы", или притяжательные прилагательные на -ii-, -ai-), но в основном иным образованием множественного числа, а также синтаксически.

Семитское местоимение

Различаются местоимения:

  1. самостоятельные личные [араб. 'ana 'я', 'anta 'ты' (муж. род), 'anti 'ты' (жен. род.), huua 'on', hiia 'она' и т. д.]; самостоятельные личные местоимения в некоторых языках склоняются, употребляются для подчеркивания лица субъекта (в некоторых языках - и объекта), но не являются обязательными;
  2. самостоятельные притяжательные (архаичные, редки);
  3. суффиксальные (при имени - притяжательные, при глаголах - объектные показатели); обычно для 1-го л. -i или -ya, 2-го л. муж. рода -ka, жен. рода -ki, 3-го л. муж. рода -hu, жен. рода hi/a (< *shu, *shi);
  4. вопросительные;
  5. относительные, нередко они же nota genitivi, т. е. элементы, связующие определение с определяющим.

Семитское словообразование

В  семитских языках существует сложная система словообразования с помощью аффиксов и главным образом изменения огласовки (образующих имена действия и состояния, места, орудия действия, единичности, собирательности, профессии и многие другие).

Литературно-письменные традиции семитов

Древнейшие памятники семитских языков - аккадские клинописные тексты Ирака и эблаитские - в Сирии (сер. 3-го тыс. до н. э.), а также собственные имена и названия местностей Палестины, сохранившиеся в египетских надписях 3-2-го тыс. до н. э. Обширная письменность имеется на аккадском языке (клинопись, 3-е тыс. до н. э. - 1 в. н. э.), древнееврейском и иврите (с 12 в. до н. э., алфавит западно-семитского, вероятно, финикийского, происхождения), на арамейских диалектах, особенно на сирийском (с 8 в. до н. э., алфавит того же происхождения), эфиопском (слоговое эфиопское письмо южно-аравийского происхождения, с 4 по 20 вв.). Очень богата литература на арабском языке (алфавит арамейского происхождения - арабское письмо с 4 в.).

Известны тексты на угаритском (угаритское письмо, 14 в. до н. э.). финикийско-пуническом [карфагенском] (финикийское письмо, 13 в. до н. э. - 4 в. н. э.), минейском, сабейском, катабанском и др. (южно-аравийское эпиграфическое письмо, вероятно, финикийского или другого западно-семитского происхождения, кон. 1-го тыс. до н. э. - 7 в. н. э.). Свою письменность имеют языки тиграй, амхарский (на базе эфиопского письма), мальтийский (латиница).

И. М. Дьяконов. Семитские языки. (Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 442-443)

Список книг по семитологии

Также смотрите библиографию по афразийским языкам и литературу о праафразийском языке.

Сетевые сведения по семитским языкам и народам


Главная > Лингвистика > Языки мира ... Афразийские: Праафразийский | Семитские | Ливийские | Чадские | Кушитские | Египетские | Семитохамитика | Книги по афроазиатике

Письменности мира | Страны и города | История и общество | Расы | Книги в сети | Образование

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.11.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня