Версия для печати

Еврейский язык и народ (гебраистика)

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Афразийские > Семитские > Иврит

Евреи (самоназвание - йегудим, идн) - народ. Численность 13,62 млн. человек (1992), в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле 4 млн., в Российской Федерации 551 тыс. человек (1992). Большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанском, арабском, персидском и др.). Верующие в основном иудаисты. В диаспоре сложилось деление на ашкеназов и сефардов. (БРЭ)

У  различных групп иудеев имеются также следующие языки:

  1. Язык сефардов (евреев [Испании и] южной Европы)- Сефардский: относится к романской группе индоевропейских языков;
  2. Язык ашкеназов (евреев северной Европы) - Идиш: относится к германской группе индоевропейских языков;
  3. Язык эбраэли (евреев Грузии) - Киврули: относится к картвельской семье ностратических языков;
  4. Язык религиозная группа караимов и этноконфессионального сообщества крымчаков [Крым, Прибалтика] - Крымско-татарский: язык тюркской группы алтайских языков;
  5. Язык этноконфессионального сообщества горских евреев [Кавказ, Чечня...] - Татский: язык иранской группы индоевропейских языков;
  6. Языки евреев Средней Азии [бухарских и др.] - также языки иранской группы индоевропейских языков [таджикский ?].

Разделы страницы о древних и современных еврейских языках:

Историю еврейского народа смотрите на странице о Древнем Ханаане.


Древнееврейский язык (библейский иврит)

Древнееврейский язык - наиболее известный из ханаанских языков, бывший живым разговорным языком на территории Палестины еще в первые века нашей эры. Он представлен следующими письменными памятниками:

  1. надписями на черепках, древнейшая из которых - Гезерский сельскохозяйственный календарь (X в. до н.э.). К этой же группе памятников относятся надписи из Гибеона, письмо из Мецад Хашавайяху (VII в. до н.э.) и Лахишский архив (около 600 г. до н.э);
  2. Силоамской строительной надписью (около 700 г. до н.э.);
  3. Библией. Древнейший библейский текст (песнь Деборы) датируется XIII-XII вв. до н.э., а наиболее поздние тексты - II-I вв. Памятники еврейского языка обнаружены также среди рукописей, найденных в Хирбет-Кумране и в прилегающих местностях. По-видимому, в первой половине I тысячелетия н.э. еврейский язык перестал употребляться как разговорный, продолжая, однако, оставаться языком литературы преимущественно религиозного содержания. В настоящее время в государстве Израиль проводится работа по возрождению древнееврейского языка как литературного и разговорного языка населения этого государства.

В древности назывался ханаанейским языком либо обозначался по отдельным племенным говорам (например, «иудейский»). Язык оставался разговорным до первых веков н. э. Дальнейшая его стадия — так называемый мишнаитский еврейский (язык ранних частей Талмуда), для которого характерны лексические инновации, обилие арамеизмов, грецизмов, латинизмов и других заимствований, ряд изменений в морфологии и синтаксисе. Поскольку обязательная грамотность на Д. я. была одной из религиозных догм, активное владение им было широко распространено среди евреев в средние века и в новое время наряду с бытовыми языками (см. Идиш, Ладино). На Д. я. создана богатая религиозная, философская, научная и художественная литература. С течением времени Д. я. все более изменялся, и его современный «потомок» иврит должен рассматриваться как особый язык.

Являясь семитским языком так называемой средней ступени, Д. я., по сравнению с семитскими языками древней ступени, имеет сокращённую систему согласных фонем и дифтонгов, увеличенную систему гласных; он утратил падежную флексию, глагольная система перестроена.

В состав согласных входят лабиальные p, b, дентальные смычные t, t̥, d, сибилянты s, s̥, z, š, ś, велярные смычные k, q (вероятно, поствелярный), g, велярные фрикативы ḫ (графически совпадал с ḥ) и γ, фарингальные ḥ (графически совпадал ʕ), ʕ, аспирация h (частично < общесемит. *š), гортанный взрыв ʼ, «полугласные» u̯, i̯, сонорные m, n, l, r. Система гласных фонем должна, по-видимому, реконструироваться как *ā, *ē, *ī, *ō, *a, *i, *u. Первоначально на письме передавались лишь некоторые долгие гласные с помощью гоморганных согласных; позднее было выработано несколько систем диакритических знаков для обозначения гласных.

Корень обычно включает 3 согласных; слог не может начинаться с гласного или двух согласных или кончаться на два согласных. Ударение падает на последний слог при утрате конечной гласной флексии (например, падежной), в некоторых случаях — на предпоследний. В паузе ударный гласный может удлиняться, а ударение передвигаться к началу слова, оказывая различное влияние на фонетическую реализацию гласных.

Имя имеет мужской и женский род, единственное, множественное, двойственное число. В зависимости от синтаксической роли имя может находиться в 1) абсолютном, 2) сопряжённом (status constructus) и 3) предместоименном (status pronominalis) состояниях, которые различаются ударением и огласовкой, например ʼh̥ōḵ, сопряжённое h̥oḵ, предместоименное h̥ukʼk‑ō ‘закон’. Падежная система в Д. я. отмерла, пережиточно сохранился локатив на ‑ah > ‑ā:ʼā̈räs̥ ‘земля’, ʻars̥‑ā ‘на землю’. Имеется определённый артикль ha- (< *han‑?), после которого удлиняется начальный согласный: mā̈läk ‘царь’ (неопредел.), hammā̈läk ‘царь’ (определ.). Прилагательные отличаются от существительных преимущественно синтаксически; относительные прилагательные (нисбы) образуются при помощи суффиксов ‑ī, ‑ai̯, ‑ā̈ (муж. род), ‑īt (жен. род), ‑ii̯īm, ‑īm, ‑ii̯ōṯ (мн. ч.). Числительные в Д. я. общесемитские. Личные самостоятельные местоимения вне именных предложений служат лишь для подчёркивания лица; в глаголе лицо выражается субъектным показателем. Притяжательные и объектные местоимения — суффиксальные (энклитики).

Глагол имеет двухвидовую систему: имперфектив с префиксально-суффиксальным субъектным спряжением и перфектив с суффиксальным спряжением. Системы наклонений и пассива слабо развиты. Как и во всех семитских языках, существует система пород. Порядок слов глагольного предложения PSO, в именном предложении обычен обратный порядок, связка (именная, глагольная или местоименная) в нём факультативна.

Своеобразен синтаксис числительных: числительное ʼäh̥aḏ ‘один’ — прилагательное; числительные от 3 до 10 и от 13 до 19 ставятся в женском роде при исчисляемом объекте мужского рода и в мужском роде при объекте женского рода; числительные от 100 и выше — существительные, управляющие исчисляемым объектом как определением. Порядковые числительные образуются как относительные прилагательные на ‑ī.

Лексика Д. я. преимущественно исконно семитская; встречаются арамейские, египетские, аккадские, позднее — иранские, греческие, индийские заимствования.

Наверное, правомернее сведения по древнееврейскому размещать в разделе древних ханаанейских языков. Ведь все они (и финикийский, и угаритский, и другие), по существу - варианты древнееврейского. Все они должны быть изучены, проанализированы и стать вкладом в современный иврит. Таким образом, "собирание" еврейского языка еще не окончено.

Современный иврит

«Стоит захотеть, и это перестанет быть фантазией» (Теодор Герцль)

Самый удачный проект построения искусственного языка - это создание иврита - живого языка для динамичной, современной нации на основе письменного иврита. Иврит перестал быть разговорным языком приблизительно со II века до нашей эры. Следующие 18 столетий иврит служил письменным языком богословских и научных текстов. Распространенным разговорным языком для евреев стал идиш и, в меньшей степени, ладино.

В  XIX веке политический проект еврейской государственности потребовал создание общепризнанного национального языка. Иврит был реконструирован как разговорный язык. Прежде всего, потребовалось разработать новую фонетику и ввести лексику для обозначения понятий, которые отсутствовали в библейском иврите. Кроме того, на новый язык накладывалось требование относительной легкости изучения для евреев.

Иврит своим возрождением по большей части обязан Илизару бен Иегуде (Э. Перельману, 1857–1922), который на протяжении многих лет работал над своим Полным еврейским лексиконом (Lexicon totius hebraitatis), включающим слова из всех периодов развития иврита, а также новые слова для современного употребления.

Иврит имеет 2 главных диалекта: израильский и йеменский.

Статьи об иврите

Иврит, или древнееврейский язык, долго считавшийся мертвым, своим возрождением по большей части обязан Илизару бен Иегуде (Э. Перельману, 1857–1922), который на протяжении многих лет работал над своим Полным еврейским лексиконом (Lexicon totius hebraitatis), включающим слова из всех периодов развития иврита, а также новые слова для современного употребления.

Современный иврит был основан на библейском иврите, а не создан с нуля, и претерпел значительные изменения с момента создания государства Израиль в 1948 году. Тем не менее, лингвист Гилад Цукерман утверждает, что современный иврит, который он называет «Israeli», является семито-европейским гибридом и основывается не только на древнем иврите, но и на идише (Yiddish) и других языках, на которых говорят последователи движения за религиозное возрождение. Поэтому Цукерман одобряет перевод еврейской Библии на тот язык, который он называет «Israeli».

Ссылки по ивриту

Курсы, самоучители и грамматики еврейского языка

Сетевые словари и переводчики древнего и современного иврита

Литература на иврите

Иудейские священные тексты можете найти на странице по иудаизму.

Библиотеки иудейской направленности

Еврейские энциклопедии

Литература по гебраистике


Главная > Лингвистика > Языки мира:
Семитские языки: Прасемитский | Аккадский | Арабские | Йеменские | Ханаанские | Эфиосемитские | Семитология
Семитские лексиконы: прасемитский | арабский | иврит
Семитские алфавиты | Общесемитский лингвопроект | Страны Азии | Страны Африки | Древняя Аравия | Ханаан | Европеоидная раса | Y-ДНК популяция J | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 26.06.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня