|
|
|
На странице представлен сборник примеров ностратического следа в тирренской лексике, в том числе сравнительно с отдельными праязыками ностратической макросемьи языков.
Разделы страницы о ностратическо-тирсенских соответствиях:
Здесь представлен список сгруппированных по темам лексем ностратического праязыка, реконструированных американским учёным Алланом Бомхардом, которые находят отражение в этрусском языке. Кроме того, А. Бомхардом приводятся ссылки на праностратические корни в нумерации Иллича-Свитыча - первого автора ностратического словаря.
Сокращения названий семей и языков (даются в скобках):
Здесь представлен список лексем ностратического языка, реконструированных советско-израильским учёным Аароном Долгопольским, которые находят отражение в этрусском языке.
Большое значение, которое В. М. Иллич-Свитыч при доказательстве родства ностратических языков придавал, в традициях классической компаративистики, сравнению местоимений, а также глагольных и именных формантов как базисной части языковой структуры, побуждает поставить вопрос: позволяет ли список реконструкций такого рода, проработанных или хотя бы намеченных в опубликованных частях «Словаря» Иллич-Свитыча, в самом деле отделить языки ностратической макросемьи от иных, как предполагается, не родственных им?
Ответ на этот вопрос важен для оценки предлагаемой в докладе серии сравнений ностратических местоимений и формантов (даются под звездочкой) с аналогичными элементами этрусского языка, в изучении которого за последние 30 лет достигнут большой прогресс благодаря работам итальянской (М. Паллоттино, М. Кристофани, Дж. Колонна, К. де Симоне, Л. Агостиньяни) и австро-немецкой (Э. Феттер, А. Пфиффиг, Г. Рикс) этрускологических школ, а также М. Лежена.
Именное словообразование:
Именные аффиксы числа и падежа.
Усилительная и присоединительная постпозит. частица *‑ḳ[o] // этр. ‑c. Вместе с местоименными частицами (этр. i‑ta/e‑ta, i‑ca/e‑ca ‘это’, an ‘тот (кто)’, in ‘то (что)’ // ностр. *ʔa, *ʔi/*ʔe, *Nʌ) в этрусском обнаруживается 25—27 элементов, принадлежащих к базисному структурному уровню ностратической языковой системы, т. е. более половины списка, реконструируемого Иллич-Свитычем.
При общеизвестных трудностях с интерпретацией большей части этрусских текстов, наглядные выводы, которые удается получить на ограниченном достоверном материале, заставляют колебаться между двумя возможностями: 1) либо в грамматической части реконструкция Иллич-Свитыча не достигает той степени определенности, когда языки ностратической макросемьи могут быть четко отделены от неродственных им языков, 2) либо надо думать о возможности вхождения этрусского в эту макросемью как седьмого ее члена.
Что касается альтернативной гипотезы о родстве этрусского с восточно-кавказской группой языков, то некоторые схождения между ними прослеживаются в сфере именного склонения (форманты ‑n, ‑θ) и словообразования, местоименных частиц и т. д., т. е. там, где обнаруживаются аналогии между восточно-кавказскими и ностратическими языками в целом. Этрусская же система личных местоимений и глагол имеют отчетливо ностратический облик.
Статья:
Перевод [пока - гугловский] статьи "Etruscan_Phrases" by Mel Copeland (from a work published in 1981).
Этрусские фразы, Мел Коупленд (из работы, опубликованной в 1981 году) 22.07.2006 Этрусский словарь, этрусские фразы – этрусские этимологические связи с другими индоевропейскими языками; Протоиндоевропейский (PIE): Индоевропейский язык, Таблица 1. Индоевропейские слова, относящиеся к этрусскому языку, на основе словаря Etruscan_Phrases, http://www.maravot.com/Etruscan_Phrases_a.html. Авторские права © 1981-2006 Мел Коупленд. Все права защищены. Указатель Таблицы 1 (рекомендуем открыть эту страницу, чтобы облегчить навигацию по Таблице 1)
Эта таблица началась со сравнения этрусских слов с другими индоевропейскими словами, и ясно, что связь с этрусскими словами проливает свет на некоторые новые закономерности в индоевропейских отношениях слов. Возможно, в окончательном анализе этой работы мы узнаем больше о месте некоторых языков внутри индоевропейской семьи. Более того, возможно, этрусский язык дает нам мост в прошлое, позволяя нам увидеть стадию формирования некоторых языков. В конце концов, этрусский язык — это язык, застывший во времени, остававшийся непрочитанным и нетронутым в течение последних двух тысяч лет. Читатель должен также отметить, что этрусский словарь, на котором основана эта таблица, является рабочим словарем. Он составлен на основе дошедших до нас этрусских сочинений. Таким образом, таблица не является искусственной компиляцией словесных отношений одного языка к другому; скорее это разоблачение (exposé - изложение, доклад). Я выявил две классификации или группы языков, родственные этрусскому. Первый порядок я покрасил в красный цвет, чтобы выявить западные индоевропейские и латинские связи. Еще один порядок, который я окрасил в синий цвет, чтобы показать индоевропейские языки, предпочитающие восточное родство. На самом деле синие ссылки могут указывать на более старую, возможно, восточную ветвь, которая включала греческие, санскритские, этрусские, французские/гэльские и албанские источники. Эти слова, окрашенные в зеленый цвет, обозначают группу, которая, по-видимому, находится в середине первоначальной индоевропейской семьи, базирующейся в степях России, к северу от Черного моря. Хотя традиционный взгляд на классификацию индоевропейских языков основан на разнообразии сатемских и кентумских языков, эта таблица может поставить под сомнение этот порядок, особенно в отношении албанского и французского языков. Длина таблицы будет продолжать увеличиваться по мере добавления новых слов из этрусского словаря. Таблица была обобщена как индоевропейская таблица 2.
Следует отметить, что в основе этрусской лексики лежит выделение отдельных слов и словосочетаний — без первоначального учета их значения — и установление грамматических закономерностей, в которых можно было бы усмотреть сдвиги в аффиксах слов. Эти сдвиги напоминали индоевропейскую модель склонения, а общая модель была – и остается – моделью языка, родственного латыни.
Следующим шагом в анализе этрусского письма было применение сравнительного перевода на латынь, французский, итальянский и английский языки; в результате получается словарь, состоящий из двух частей. Как только был создан рабочий словарь, позволяющий последовательно переводить слова и фразы из одного алфавита в другой, создание этой таблицы стало возможным. По мере формирования этой таблицы будет получен более точный перевод этрусского письма. Хотя этрусский язык является мертвым и до сих пор не существует Розеттского камня, который мог бы помочь в переводе, мы знаем, что честный перевод возможен при подтверждении последовательных переходов от родственных языков к этрусскому.
Что также совершенно очевидно из этой таблицы, так это близость языка к этрусскому. Когда мы видим то, что кажется «заимствованным словом» на этрусском языке из другого языка, мы понимаем, что любое заимствование, которое могло иметь место при обмене, должно было произойти более двух тысяч лет назад. Опять же, этрусский язык прекратил свое существование ко времени Цицерона. Никто в его время не умел говорить и читать по-этрусски. Тем не менее, он гордился своим этрусским происхождением. Он родился в 106 г. до н.э. в Арпинуме, Лацио (ныне Арпино, Италия) и умер 7 декабря 43 г. до н.э.
Ни один язык не отделен от своих артефактов, и, возможно, самым значительным артефактом, который мы можем извлечь из древней цивилизации, является ее собственная запись. Этрусские гробницы оставили после себя огромные сокровища, наполнившие музеи и частные коллекции по всему миру, но, несмотря на все прекрасные произведения, которые они оставили после себя, сегодня в живых нет куратора, который мог бы сказать вам, что на самом деле думали этруски. Куратор или учитель может цитировать Цицерона, возможно, величайшего римского государственного деятеля, но ни один куратор или педагог не может цитировать сочинения одного из его предков. Но теперь мы в состоянии сделать это.
Эта таблица уже пролила свет на любопытную, часто повторяемую фразу, связанную с наименованием ATIIERI, ATIIERIE, ATIIERIV и т. д. Название выглядело как «Ати Гериус», и я перевел его как предкового патриарха Аттиса/Атиса Лидии, а преданные в сценарии были сыновьями/дочерями Атиса. Если применить албанское слово «отец» Ате и албанское «нджери» (начало), остается также перевод «отец начала», то есть бог. Атис, супруг богини-матери Кибелы, был богом растительности Малой Азии (Фригии), который символизировал возрождение и обновление времен года. Диета стала популярной в Риме во 2 веке нашей эры. Атис, царь Лидии, — это также имя отца Тирсена, который привел половину лидийцев в своем царстве в Италию в результате засухи, последовавшей за Троянской войной. Греки называли этрусков по имени тирренцев или тирсенцев, по имени этрусского вождя Тирсена.
Когда мы пытаемся реконструировать распространение индоевропейского населения из степей к северу от Черного моря в Европу и Азию, у нас мало что можно использовать. Есть артефакты и мифы, а если повезет, то и образец их одежды так и останется. Мы можем сопоставить эти вещи с историческими записями, оставленными древними авторами, такими как Геродот. У нас также есть корпус священных текстов различных групп. В Индии существуют Веды, написанные на санскрите, мертвом языке (как и латынь), которые напоминают истории, датируемые примерно 1950 годом. 1200 г. до н.э. Устное повествование Гомера, «Илиада», датируемое примерно 600 г. до н. э., немного рассказывает о микенской цивилизации и великой войне с участием Трои — история, датируемая примерно 1200 г. до н. э. У нас есть персидские священные тексты, называемые Авестой, или Зенд-авестой, которая представляет собой священную книгу Зороастра, персидского пророка, жившего в 628 году до нашей эры. Микенская цивилизация оставила после себя множество письмен, известных нам как «Линейное письмо Б», которые представляют собой корпус табличек, датируемых примерно 1200 г. до н.э., найденных в древнегреческих укреплениях и содержащих инвентарь и сообщения, связанные с военными действиями. Археологические остатки городов от 1200 г. до н.э. до примерно 800 г. до н.э. отражают осажденное Средиземноморское побережье. Предки индоевропейцев были достаточно воинственными и продолжают свою воинственную традицию по сей день. Их религия отражала это.
Возможно, в своей борьбе за средства к существованию в качестве скотоводческого народа предки индоевропейцев стали более философски относиться к жизни, смерти, долгу и покровительству, а также к влиянию человека на богов, которые, казалось, управляли всем сущим. Живя в небольших кланах и деревнях, им было суждено быть более демократичными, полагаясь на совет старейшин, который регулировал их распорядок дня. Возглавлял каждую группу избранный вождь или регент.
Среди первых индоевропейцев были курганцы, которые жили в степях к северу от Черного моря около 3500 г. до н.э. и прибыли в Эгейский и Адриатический регионы около 2300 г. до н.э. Курганцы хоронили своих умерших в курганах или курганах. Слово курган на тюркском и русском языках означает «курган» или «искусственный курган». Подобным народом были скифы, рыжеволосый народ, который довольно подробно описывает Геродот. Они также практиковали захоронения в курганах, и эта практика распространилась на Италию, среди этрусков, и на западное побережье Европы, от Испании до Британии и Германии. Остатки многих из их курганов, подвергшиеся эрозии, и по сей день можно рассматривать как дольмены. Эти люди проводили много времени, складывая камни, создавая великолепные каменные ряды и курганы, самым известным из которых является Стоунхендж, датируемый примерно 3000 годом до нашей эры. Вдоль побережья Средиземного моря индоевропейцы построили великие города, самые ранние из которых принадлежали хеттам, чья столица Хаттус находилась к северу от нынешней Анкары (Турция). Они стали доминирующей державой к 1340 г. до н. э., включившись в великую битву при Кадеше с Египтом (Сети I и Рамзесом II) в 1299 г. до н. э. К 1190 году до нашей эры, примерно во время Троянской войны, Хеттская империя прекратила свое существование.
Хотя соблазнительно думать, что весь народ «курганов» был индоевропейцами, курганы или гробницы можно найти во многих местах Азии, включая Корею и Японию. Некоторые из людей, покинувших эти курганы, начиная примерно с 5000 г. до н.э. может быть индоевропейским родственником.
Языки, выбранные для сравнения с этрусскими, включают народы, о которых говорилось выше. Ранний индуистский язык, санскрит, авестийский (ранний персидский), сербско-хорватский и белорусский (старые славянские языки), судовский (считающийся древним балтийским языком), греческий, албанский (также считающийся старой ветвью индо- европейцы), латынь; а шотландский гэльский, бретонский гэльский, французский и итальянский составляют еще одну группу для сравнения. Английский язык служит особым мерилом при сравнении, поскольку он содержит много заимствованных слов из гэльского и «романского» языков. Основой английского языка является нижненемецкий язык, и его связь с албанским языком в рабочем словаре этой таблицы интересна. Таблица состоит из нескольких разделов.
Чтобы открыть следующий раздел этой таблицы, нажмите здесь, раздел Таблица1А. Примечания: *Армянский W = Западноармянский; Е = Восточноармянский. За исключением родственных связей и чисел, эта таблица составлена в алфавитном порядке. См. также «Этрусские фразы» – Глоссарий.
... [Таблица]
* Все номера ETP взяты с http://etp.classics.umass.edu/.
Верно или нет - прочитал также про удивительные совпадения со славянскими, например, слово "est" - тоже имело два значения: "быть и "принимать пищу". Также не ручаюсь за следующие сведения: этрусское слово «тупи» означает потоп, кару.] Возможно также, от этрусского "baltu (пояс - держатель сабли) идет (через романские) английское "belt (ремень).
Что интересно, этрусские числительные, несмотря на кажущуюся несхожесть некоторых, вполне последовательно восходят к индоевропейским (или индо-этрусскому):
Возможно, для 4 и 6 значения перепутаны, тогда звуковые изменения такие:
Из этого можно вывести следующие закономерные фонетические изменения:
Предлагаю следующую концепцию генетической связи этрусского языка. Этрусский (или, вернее, пратирренский) и праиндоевропейский языки развились из общего предка - потомка ностратического праязыка. Корневая система у них была общая. Это был язык с тонами в корневых гласных, которые несли грамматическую функцию. Затем эти тоны в праиндоевропейском преобразовались в аблаут, а в пратирренском утратились, что привело его к агглютинации. Также у этого индо-тирренского праязыка было 2 рода (класса) - одушевленный и неодушевленный. В пратирренском они остались, а в праиндоевропейском развились в 3 рода. Пратирренский претерпел также существенные фонетические изменения, в т.ч. под влиянием древних языков Передней Азии - звонкие согласные у него оглушились, гласная O преобразовалась в U, произошли метатезы согласных и пр. В результате появился такой непохожий, но все же родной этрусский язык. Он сложился на побережье Малой Азии и эгейских островах.
Приведённые этруско-ностратические корреляции взяты из ностратических словарей выдающихся ностратоведов.
Этрускология: Этрусские тексты | Лемносские надписи | Этрусские интернационализмы | Ностратическо-тирренские сближения | Тирренский лексикон
Ключевые слова для поиска сведений о ностратическо-тирренских сравнениях:
На русском языке: праностратическо-тирренские сравнения, ностратические корни в этрусском, ностратическо-этрусские сближения,
ностратическо-тирсенские отражения, этруско-евразийские корреляции, тиррено-ностратика, нострато-тирренология;
На английском языке: Nostratic-Tyrrenian relations, Ethruscan-Eurasian comparisons.
|