Версия для печати

Этногенез и история айнов

Главная > Лингвистика > Языки > Австрало-азиатские > Айну > Этногенез айнов

Айнские острова

В  русском японоведении принято считать, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. На острове Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка [нивхи?]. На островах Кюсю и Сикоку и на юге острова Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с австронезийскими племенами. Взаимодействие происходило до V века. К VI-VII векам островное население восприняло культуру Кореи и Китая.

Значительное число географических названий на Японских островах восходит к айнскому языку.

На основании изложенных ниже сведений напрашивается вывод о следующей схеме заселения Японских островов и этно-языкового формирования айнов:

Разделы страницы о происхождении айнов и языка айну:


Древнейшая история Японии (100-12 тыс. лет до н.э.)

Археология дает убедительные свидетельства присутствия человека на Японских островах на протяжении последних 100 000 лет [!].

Первые 90 000 лет Япония была связана с азиатским материком. Затем, в конце последнего ледникового периода [14 тысяч лет назад - начало мезолита], таяние ледников привело к поднятию уровня мирового океана, и Япония оказалась отрезанной от материка теми самыми проливами, которые сыграли столь важную роль в ее последующей истории.

(Из книги Стивена Тёрнбулла "Самураи. Военная история")

Культура Дзёмон (6-5 тыс. лет до н.э.)

Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад, что подтверждает гипотезу японского этногенеза, которую выдвинул Ока Масао, так как по Ока эпоха Дзёмон началась именно около 8 — 7 тысяч лет назад. Очень возможно также и то, что айны, по крайней мере часть из них, прибыла на Японские острова не из Азии, а с островов Тихого Океана. Найланд утверждает, что айны не только совершали плавания на Аляску за оленьими шкурами, но и совершали еще более дальние путешествия [!]. [По расовому типу айны - светлые австралоиды, с самым значительным волосяным покровом]

В местности Оомори было открыто древнее поселение, окруженное кучами раковин, которые, согласно легендам, оставляли жившие здесь когда-то люди-великаны. В ходе раскопок были обнаружены наконечники из камня для копий и стрел, ножи и скребки, также каменные, а еще великолепные сосуды из глины, украшенные веревочными оттисками – по-японски “дзёмон”. Наиболее известные памятники культуры, получившей это название – скульптуры из глины – догу и гончарные изделия. Найдены образцы керамики дзёмон возраст которых превышает 12 тысяч лет. Это одни из древнейших образцов глиняной посуды.

Возможно, айну генетически и по языку родственны народам мяо-яо (несколько лексических совпадений). Эти совпадения можно объяснить и древними австронезизмами. Как раз 9-8 тысячелетий назад от аустрического языка отделилась мяо-аустроазиатская ветвь, а от нее спустя 2 тысячелетия - ветвь мяо-яо, многие тысячелетия сохранявшая единство. Возможно, в миграции австронезийцев - основателей культуры Дзёмон принимали участие и часть народов мяо-яо.

Последняя миграционная волна на Японские острова (7-5 века до н.э.)

В изолированной от материка Японии жили аборигены. Около 500 г. до н.э. их начали вытеснять пришельцы монголоидного типа, предки современного населения страны. Они прибывали постепенно на протяжении последующих нескольких сотен лет, принесли с собой гончарный круг, бронзу, железо, культуру риса. Острые железные мечи, самые смертоносные изделия их мастерства, помогли этим завоевателям потеснить туземные племена. Имели место и смешанные браки, чем объясняется относительная волосатость японцев по сравнению с другими монголоидами.

По легенде, первый император Японии Дзимму с мечом в руке переправился с Кюсю на Хонсю, по пути выиграл множество битв, сражаясь со всевозможными врагами, в том числе с 80 земляными пауками [деревни рыболовов из землянок?], которых он быстро уничтожил с помощью хмельного напитка. Согласно традиции, он взошел на трон 11 февраля 660 г. до н.э., и этот день в Японии до сих пор является национальным праздником.

Однако нынешний император Японии может перечислить 124 поколения царственных предков – это древнейший из существующих ныне правящих домов. Если это правда, то основатель династии жил примерно 3500 лет назад (1500 л. до н.э.) - за тысячу лет до миграции предков японцев на острова.

[В это время он мог жить и далеко на западе - в Европе, откуда после Троянской войны, произошедшей как раз около 1300 г. до н.э. его народ овладел секретом добычи, выплавки и ковки железа, и, мигрировав далеко на восток, принес эту и другие, более раннее открытые неолитические технологии, а также курганный тип погребений, "самурайскую" прическу и скифский миф про 3 священных предмета, спущенных богами с неба, на Японский архипелаг].

Айну - этнический мост между Австралией и Камчаткой

Семья народа айну

Связи культуры дзёмон простираются и на север, и на юг – от Приморья и Приамурья до островов Индонезии [!]. Цепочка древних айнских географических наименований протягивается от Курил и Сахалина, через острова Японского архипелага, далеко на юг – к Индонезии. Спиральный орнамент айнов находит параллели в орнаменте народов Австралии и Океании. Удивительно похожи личины, выбитые на камнях Приамурья его древними обитателями, на памятники искусства аборигенов Австралии и жителей многих островов Океании. На юг уводят и мифологические представления айнов.

Основные черты материальной культуры айнов, такие как одежда, явно не приспособленная к северному климату [как и среднеазиатские халаты у кетов], средства передвижения, оружие, мотивы изобразительного искусства находят аналогии в быте и культуре народов Индонезии и Океании. Антропологические исследования японцев говорят, что ближе всех остальных японцев к айнам оказались не японцы северного Хоккайдо, где живут последние из чистокровных айнов, а японцы самого южного архипелага – островов Рюкю, протянувшихся цепочкой от острова Кюсю до Тайваня. Расселение предков айнов с юга на север было связано с существованием еще одной затонувшей земли – Сунды.

Из всего этого можно сделать выводы о существовании островного и прибрежного мира родственных культур, который простирался от Австралии до Нижнего Амура и далее до Камчатки. [Тогда не только Японский архипелаг, но и Сахалин, низовья Амура и, возможно, Камчатка составляли древнейший айнский мир. Поэтому айнов можно считать связующим звеном между австралийцами и камчадалами, а, может быть, и индейцами.]

Статьи по истории айнов


Главная > Лингвистика > Языки мира
Айну: Этногенез айнов | Айнский языклексиконом и топонимами)

Австралия и Океания | Азия | Археология

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 10.11.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня