Версия для печати

Удаленная компаративистика

Главная > Лингвистика > Историческое языкознание > Дальние сравнения слов

Этимологические словари праязыков: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Э | Ю | Я

На мой взгляд, между классической компаративистикой заведомо родственных языков и глобальными сравнениями любых языков лежит направление удалённой компаративистики, применяющих уточнённые методы сопоставления языков с очень далеким родством - т.е., таких, где уже имеется набор сопоставлений "на вскидку" - и их нужно проверить. К таким сравнениям относятся сравнения между языковыми семьями, что привело к ностратической гипотезе. А глобальные сравнения проводятся уже между надсемьями, что привело, например, к борейской гипотезе (родства праностратического языка с праденекавказским и рядом других).

Одним из основоположников таких уточнённых методов был Сергей Старостин. Проблемами дальнего (как и глобального) языкового родства занимается Московская школа лингвистической компаративистики (а, может быть, только она одна) и ряд отдельных компаративистов за рубежом (Блажек, Бомхард).

Г. С. Старостин (сын С. А. Старостина) и А. В. Дыбо пишут, что представители школы «возможно, самые активные в мире сторонники дальнего сравнения языков».

Разделы страницы о методах и школах сравнения дальнеродственных лексик:

Читайте также о классической компаративистике - традиционных методах сравнительно-исторического языкознания.


Московская школа лингвистической компаративистики

Моско́вская шко́ла лингвисти́ческой компаративи́стики (также Московская школа сравнительно-исторического языкознания, Российская школа компаративистики, Ностратическая школа, Московская школа дальнего языкового родства, МШК) — научная школа сравнительно-исторического языкознания (лингвистической компаративистики), сложившаяся в Москве. Преимущественно занимается макрокомпаративистикой.

Основателями школы называют В. М. Иллич-Свитыча и А. Б. Долгопольского. Также у истоков школы стояли В. А. Дыбо (на 2017 год он - заведующий Сектором лингвистической компаративистики Отдела научных исследований ИВКА РГГУ), Вяч. Вс. Иванов и А. А. Зализняк. Начальная точка школы — 1962 год, когда В. М. Иллич-Свитыч начал работу над «Опытом сравнения ностратических языков». Гибель Иллич-Свитыча побудила его коллег, В. А. Дыбо и А. Б. Долгопольского, заняться завершением и изданием этой книги. Изначально Иллич-Свитыч и Долгопольский, вероятно, занимались ностратикой независимо. И Долгопольский, и Иллич-Свитыч опубликовали свои первые статьи по ностратическому языкознанию в 1964 году.

Первая конференция по ностратическому языкознанию, посвященная выходу I тома «Опыта сравнения ностратических языков», показала интерес студентов лингвистических специальностей к проблемам дальнего родства языков и к сравнительно-историческому языкознанию вообще. На конференции было прочитано несколько докладов студентов ОСиПЛа (Отделение теоретической и прикладной лингвистики филфака МГУ). После последнего заседания конференции её участники решили продолжить свои встречи и обсуждение работ, создав неформальное научное объединение, «Ностратический семинар имени В. М. Иллич-Свитыча». Однако вопреки названию на Ностратическом семинаре изучаются также и реконструкции неностратических семей и макросемей. Семинар был организован В. А. Дыбо и А. Б. Долгопольским в 1960-е годы и изначально проводился просто на квартире у В. А. Дыбо, неформально, и только с 1992 стал проводиться официально в РГГУ. Термин «Московская школа компаративистики» употреблялся в Москве уже с 60—70 годов XX века. Из англоязычных авторов первым «Русскую ностратическую школу» (англ. Russian-Nostratic school) упомянул Дж. Гринберг в 1998 году.

Первое поколение школы — это так называемая ОСиПЛовская плеяда, студенты ОСИПЛа 1960-х—1970-х годов. К этому поколению принадлежат С. А. Старостин, С. Л. Николаев, А. Ю. Милитарёв, И. И. Пейрос, А. В. Дыбо, О. А. Мудрак, О. В. Столбова, Е. А. Хелимский. Второе поколение — в основном выпускники Факультета (сейчас Института) лингвистики РГГУ 1990-х годов.

Школа складывалась на базе ОСиПЛа в 1960-е—1970-е годы. Позже она «перекочевала» в Факультет лингвистики РГГУ, после реорганизации Факультета в 1999 году — в специально созданный Центр компаративистики ИВКА РГГУ (позже переименованный в Сектор лингвистической компаративистики Отдела научных исследований ИВКА РГГУ). По состоянию на 2015 год некоторые её члены работают также в ИЯ РАН и с 2013 года в Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания, сформированной в рамках Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС.

С 1970-х годов вплоть до своей смерти в 2005 году неформальным «главой Московской школы» (с 1999 — формальным главой Центра компаративистики ИВКА РГГУ) был С. А. Старостин.

Для Московской школы лингвистической компаративистики характерно большое внимание к макрокомпаративистике, лексикостатистике (этот метод существенно улучшил С. А. Старостин, вообще более активное использование лексических, а не грамматических данных, ступенчатая реконструкция, строгая приверженность к сравнительно-историческому методу и, по мнению Марека Стаховски, несогласовывание данных современных языков с данными древних.

Школа разрабатывает сайт «Вавилонская башня», работающий на СУБД Starling, разработнной С. А. Старостиным. В 2011 году на сайте был открыт проект «Глобальная лексикостатистическая база данных». Члены школы играют ключевую роль в проекте «Эволюция человеческого языка» (англ. Evolution of human language), осуществляемом на базе Института Санта-Фе, расположенного в США. Помимо вышеупомянутого Ностратического семинара, школа также проводит конференцию «Проблемы изучения дальнего родства языков памяти С. А. Старостина (Старостинские чтения)».

На базе РГГУ издаётся журнал «Вопросы языкового родства». Школа поддерживает связи с коллегами в европейских и американских научных центрах (Институт Макса Планка, Национальный институт восточных языков и цивилизаций (англ.) русск. в Париже, Лейденский университет, Институт Санта-Фе).

За рубежом также есть учёные, «духовно близкие» к Московской школе, «де-факто представители Московской школы»: это чешский лингвист Вацлав Блажек и венгерский лингвист Ирен Хегедюш.

По мнению Г. С. Старостина, основная проблема в отношениях между Московской школой и «лингвистическим мейнстримом» — взаимопонимание. Многие лингвисты не знают, чем отличается «массовое сравнение» Дж. Гринберга и ностратические исследования В. М. Иллич-Свитыча, и считают ненаучной и ностратику.

(Материал из Википедии)

Пожалуй, это единственная в мире школа, занимающаяся реконструкцией ностратического праязыка и сопоставлением языков с очень далёким родством.

Ссылки:


Главная > Лингвистика :

Компаративистика : Глоттогенез | Глоттохронология | Классификация языков | Макрокомпаративистика | Школы удаленных сравнений | Протоязыки | Книги по компаративистике | Авторские наблюдения | Пралексиконы

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 21.03.2019
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня