Версия для печати

Теоретическая грамматика [лингвистика предложения]

Главная > Лингвистика > Грамматика

Зикурат - результат единого языка Tad dvaram apavargasya vanmalanam cikitsitam
Pavitram sarvavidyanam adhividyam prakasate
‘Она (грамматика) есть врата к бессмертию, целебное средство от загрязнений речи, освятительница всех знаний.
Она светится в каждом знании’. (Бхартрихари, крупнейший лингвофилософ Индии, 4-й век н.э.)

Общая (теоретическая, фундаментальная) грамматика изучает виды, компоненты и общие принципы построения предложений, в то время как частная грамматика изучает строй конкретного языка.

Бодуэн де Куртенэ связывал изучение системы языка с исследованием «фонетической структуры слов и предложений», «морфологической структуры слов» и «морфологической структуры предложений». Он рассматривал синтаксис как «морфологию высшего порядка», потому что для Бодуэна де Куртенэ морфология в широком понимании этого слова — как бы «душа» языковой системы. Слово как синтагма, как элемент предложения уже переходит из области морфологической структуры слов в сферу морфологической структуры предложения.

Разделы нашего грамматического портала:

Работы и ресурсы по типологии языков мира, основаниям языка, языковым универсалиям и феноменам можете посмотреть в разделе языковой системологии.


Типы грамматик

Грамматика как лингвистическая наука изучает форму и содержание, строение и функционирование грамматических единиц и категорий, которые имеют сложную природу. Это вызвало различные подходы к их изучению, определяемые целями исследования (далее цит. из Кожухов. Введение в языкозщнание). Эти подходы (или аспекты) лежат в основе классификации типов грамматик, основные из которых:

1. Формальная и семантическая грамматики

Первое противопоставление базируется на двух возможных подходах изучения грамматической формы и грамматического значения — от формы к значению и от значения к форме. Эти Два грамматических подхода получили название структурно-семантического (ономасиологического, формального) и семантико-структурного (семасиологического, семантического), а грамматики — формальной и содержательной (контенсивной). Их называют также грамматикой слушателя (он воспринимает грамматическую форму, а затем понимает ее) и грамматикой говорящего, который, формулируя свою мысль, избирает ту или иную грамматическую форму.

Формальное и контенсивное описания грамматического строя языка дополняют друг друга, так как 1) исследование грамматических форм и их системы неизбежно завершается поиском того, что они выражают или для чего предназначены, тогда как 2) исследование грамматических значений и их системы не может не касаться описания тех средств, которые их выражают. Второе противопоставление базируется на изучении языка, его средств — самих по себе или в их взаимодействии при функционировании языка.

Формальная грамматика

Формальная грамматика предметом своего изучения считает прежде всего грамматические формы, их строение, группировки по частям речи и правилам словоизменения (парадигмам), правилам сочетаний (синтаксическим связям). Словообразовательная и словоизменительная модель, форма слова и форма словосочетания — основные единицы формальной грамматики.

В зависимости от выдвижения на передний план исследования той или иной единицы формальная грамматика может быть грамматикой словоформ, грамматикой словоизменительных парадигм, грамматикой частей речи. Это — ее разделы, это и основные школы формальной грамматики.

Контенсивная грамматика

Контенсивная грамматика предметом своего изучения считает прежде всего грамматические значения, их структуру, грамматические категории, средства их выражения, соотношение грамматических значений и категорий с логическими и понятийными категориями. В зависимости от выдвижения на передний план исследования тех или иных единиц грамматического содержания и их соотношения с понятийным содержанием контенсивная грамматика выступает то как логическая грамматика, то как психологическая или семантическая грамматика.

2. Статическая и динамическая грамматики

Статическая грамматика изучает единицы и категории языка в статике — без обращения к их взаимодействию в процессе исторического развития языка или его современного использования.

Статической описательной (синхронической) грамматике противопоставляется грамматика историческая (диахроническая).

В пределах описательной грамматики статической грамматике противостоит динамическая (функциональная), которая изучает потенциальные функции языковых единиц и категории и их функционирование в пределах одного современного состояния (среза, среды).

Если для статической грамматики характерно рассмотрение языковых единиц раздельно в пределах отдельного яруса или части речи, в отрыве от лексического наполнения грамматических категорий, то для функционально-описательной грамматики характерно рассмотрение языковых единиц во взаимодействии грамматических и лексических единиц языка в пределах схематического и реального контекста, в пределах одного и того же функционально-семантического поля или при взаимодействии таких полей.

Все названные типы грамматик в традиционном или новом варианте рассматривают язык в самом себе и для самого себя, если даже делают предметом наблюдения реальные факты употребления языка, текст как структуру — языковую, логическую, композиционную и смысловую. Все они могут быть названы лингвоцентрическими (или абстрактно-языковыми), так как основным предметом их изучения является язык как форма и содержание, их функциональное предназначение — раздельно или связанно.

Лингвоцентрическое исследование языка может быть одноязыковым, двуязыковым (сопоставительным), типологическим и универсальным.

3. Языковая и коммуникативная грамматики

Абстрактно-языковым грамматикам противостоят грамматики речевые, коммуникативные. Они рассматривают общение при помощи языка — речевое общение, а следовательно, говорящего и пишущего, слушающего и читающего человека. Речевая деятельность рассматривается как деятельность человека (греч. άνυςωπος). Он использует язык для передачи мыслей и иной информации другим лицам; он пользуется языком, чтобы понять сказанное или написанное другими людьми. Лингвистические теории этого направления могут быть названы антропоцентрическими. В языкознании это направление получило наименование психологического, а затем коммуникативного.

Предметом коммуникативной грамматики являются речевое общение, речевая деятельность, сам речевой акт, его единицы, их логико-грамматическая форма, тематико-ситуативная обусловленность речевой деятельности, типы речевых высказываний. В коммуникативной грамматике анализируется не только функцио нирование единиц и категорий языка, но и актуальное членение самого высказывания, текст как единица описания, рассказывания, рассуждения. Современная коммуникативная грамматика опирается, продолжает и развивает достижения логического и психологического направления XIX в.; в то же время у нее появилась своя проблематика, свои аспекты и методы исследования.

Теоретическая и практическая (учебная) грамматики

Все названные грамматики являются типами теоретической грамматики: они исследуют общие свойства грамматического строя языка и речевой деятельности. Теоретическая грамматика (ее называют также “общей грамматикой”, “научной грамматикой”) противопоставляется грамматике практической (ее называют также “учебной грамматикой”, “школьной грамматикой”). Основное различие теоретической и учебной грамматики состоит в том, что теоретическая грамматика изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка, выявляет его системные характеристики и законы функционирования и развития, тогда как учебная (практическая) грамматика изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка, вырабатывает грамматические и лексико-грамматические правила как необходимую предпосылку и условие формирования и совершенствования речевой деятельности, всех ее видов.

Из сказанного вытекает, что теоретическая грамматика опирается на лингвистическую и философскую теорию; учебная же грамматика опирается не только на лингвистическую и философскую теорию, но и на психологическую, педагогическую и методическую теорию, а также на передовую практику преподавания языков, закономерности протекания учебного процесса в различных формах обучения и у разных категорий учащихся.


Главная

Лингвистика: Дисциплины | Сигнальные системы | Языки | Графика | Интерлингвистика | Фонетика | Лексикология | Грамматика | Типология | Компаративистика | Компьютерная лингвистика | Экстралингвистика | Семиотика | Зоосемиотика | Словари | Лингво-книга

Родственные ссылки: Общественные науки | Происхождение человека | Страны | Карты

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 17.08.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня