«Знак Усиня» (Ūsiņa Zīme) в орнаменте латышей

Главная > Общество > Мифология > Мифы индоевропейцев > Верования балтов > Узор Усина Зиме
Балтские узоры-символы: 8-лучевая звезда | Дерево | Зигзаг | Крест | Небеса | Солнце | Плетёнка | Полумесяц | Ромб | Крест Перуна | Спираль | Ключ-трёхножка | Уж | Насечка | Бараньи рога
Аусеклис - богиня Венера в балтийской мифологии и орнаменте
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Разделы страницы о латышском узоре "Знак Усиня" (ŪSIŅA ZĪME), или "солнечные кони" в традиционном народном орнаменте:


1. Образ и наименования

На основе шеврона строится и этот довольно новый знак в латышской орнаментике. Известны его народные названия — atslēgainis («ключ»), trijkājis («трехножка», хотя «ножек» в некоторых случаях бывает и больше). «Знаком Усиня» его называют люди, знакомые с работами представителей мифологической школы: это «кони Усиня, которые везут весной солнце» (Д. Клинтс).

2. Бытование знака на территории Латвии

В чистом виде этот знак появляется в узорах варежек в XIX в. в Латгале, Аугшземе, Восточной и Центральной Видземе (Таб. XIII, 5, 6). Встречается он почти исключительно на мужских варежках. Особенно характерен он для узорчатых тканых поясов Лиелварде, Крустпилс и Латгале, а также дополняет внешнюю сторону ромбов и треугольников — «знаков кровли». Г. Земитис полагает, что геометрическая форма этого знака происходит от техники ткачества и вязания, а в вышивке XVIII— XIX вв. (в частности, на виллайне из Латгале) известна его закругленная форма (Таб. XIII, 1). Существует также его форма в виде «лестницы».

3. Этимология знака

Э. Вундер выявила аналогичный знак в эстонской орнаментике как вариант изображения «древа жизни», ветви которого простираются вверх, а корни вниз 135 . Однако в латышском орнаменте «ветви» «знака Усиня» расходятся в стороны.

Г. Земитис, обратив внимание на закругленный вариант этого знака (в народных названиях —- «рачок», «жаба»), трактует его как изображение двух месяцев с «язычками» или рядами «рожков» месяца, расположенными «спинками» друг к другу (Таб. XIII, 1). Е. Бине связал этот знак с культом Усиньша, представляющий собой графическое изображение «солнечных коней», запряженных в повозку, на которой едет солнце. В латышской народной культуре существуют представления и о «солнечных конях», и о некоем фольклорном персонаже Усине (Ūsiņš, Ūsiņ), но их отождествление гипотетично.

4. Семантика знака

Связь культов коня и солнца реконструируется по материалам некоторых индоевропейских культур. Г. Маслова писала, что культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями 136 . Кроме того, у славян конь использовался как строительная и погребальная жертва. Атрибут культа коня — подвески-амулеты, «коньковые привески» во множестве найдены в женских погребениях славян и финно-угров (в Латвии — у ливов).

Латышского Усиньша, известного по фольклорным и обрядовым текстам, Р. Аунынып, Я. Эндзелин, П. Шмит, X. Биезайс определяли как «лошадиного бога-патрона», «пчелиного бога» и «божество света» (что не всегда подтверждено точными указаниями фольклорных текстов 137). А. Потебня, Т. Я. Елизаренкова и

В. Н. Топоров выявили этимологию имени Ūsiņš (слав. Усень, Овсень и др., санскрит. Usas), идиомой которого является aus- (лтш. ausi — «рассветать», лат. aurora, лтш. и лит. austra — «заря», рус. утро)138 .

Судя по некоторым текстам латышских песен, Усинып тесно связан с конями, с весенним плодородием, и с солнцем через такие солярные атрибуты как пиво, пчела, жаворонок, кулик. Усинып выступает как циклически появляющееся календарное божество, «приходящий/уходящий гость». День У синя, или Юрьев день, празднуется 23 апреля и связан с началом весенних земледельческих работ и первым выгоном скота на пастбище. Связь Усиня с описываемым знаком была продиктована задачей диевтуров по созданию полноценной конфессиональной системы; всякому календарному празднику и божеству были отысканы соответствующие орнаментальные знаки. Установленный канон прижился. Ныне знак «Усиньша» прочно вошел в латышский орнаментальный «алфавит», стал источником вдохновения для многих народных мастеров. Л. Медниеце говорит об этом знаке: «Усинып — мой любимый. В народном искусстве это символ мужественности, лошадей. Чаще всего его вывязывали на варежках для тех людей, кто больше всего занимался лошадьми» 139.


Главная
Балтийская мифология : Книги о мифах балтов | Балтийский орнамент ( Древо, Звезда, Зигзаг, Крест, Кровля, Круг, Плетёнка, Полумесяц, Рога Ромб, Свастика, Спираль, Треножник, Уж, Хвоя )
Славянская мифология | Праиндоевропейские мифы | Религии | Астрология
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 06.03.2019
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня