«Знак Усиня» (Ūsiņa Zīme) в орнаменте латышей

Главная > Балтославянская общность > Верования балтов > Узор Усина Зиме
Объединённый праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Праславянские словари-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Слав. словари: Ц.-слав. | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | С.-хорв. | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Словари балтских языков: Прабалтский | Прусский | Ятвяжский
Балтские узоры-символы: 8-лучевая звезда | Дерево | Зигзаг | Крест | Небеса | Солнце | Плетёнка | Полумесяц | Ромб | Крест Перуна | Спираль | Ключ-трёхножка | Уж | Насечка | Бараньи рога
Прабалтский словник: A | B | Č | D | E | G | I | J | K | L | M | N | O | P | R | S | T | U | V | W | Ž | Ǯ
Балтские словари: Литовский | Ново-прусский | Ятвяжский | (от ИЕ лексики) (от индоевропейской лексики)
Аусеклис - богиня Венера в балтийской мифологии и орнаменте
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Разделы страницы о латышском узоре "Знак Усиня" (ŪSIŅA ZĪME), или "солнечные кони" в традиционном народном орнаменте:


1. Образ и наименования

На основе шеврона строится и этот довольно новый знак в латышской орнаментике. Известны его народные названия — atslēgainis («ключ»), trijkājis («трехножка», хотя «ножек» в некоторых случаях бывает и больше). «Знаком Усиня» его называют люди, знакомые с работами представителей мифологической школы: это «кони Усиня, которые везут весной солнце» (Д. Клинтс).

2. Бытование знака на территории Латвии

В чистом виде этот знак появляется в узорах варежек в XIX в. в Латгале, Аугшземе, Восточной и Центральной Видземе (Таб. XIII, 5, 6). Встречается он почти исключительно на мужских варежках. Особенно характерен он для узорчатых тканых поясов Лиелварде, Крустпилс и Латгале, а также дополняет внешнюю сторону ромбов и треугольников — «знаков кровли». Г. Земитис полагает, что геометрическая форма этого знака происходит от техники ткачества и вязания, а в вышивке XVIII—XIX вв. (в частности, на виллайне из Латгале) известна его закругленная форма (Таб. XIII, 1). Существует также его форма в виде «лестницы».

3. Этимология знака

Э. Вундер выявила аналогичный знак в эстонской орнаментике как вариант изображения «древа жизни», ветви которого простираются вверх, а корни вниз 135. Однако в латышском орнаменте «ветви» «знака Усиня» расходятся в стороны.

Г. Земитис, обратив внимание на закругленный вариант этого знака (в народных названиях —- «рачок», «жаба»), трактует его как изображение двух месяцев с «язычками» или рядами «рожков» месяца, расположенными «спинками» друг к другу (Таб. XIII, 1). Е. Бине связал этот знак с культом Усиньша, представляющий собой графическое изображение «солнечных коней», запряженных в повозку, на которой едет солнце. В латышской народной культуре существуют представления и о «солнечных конях», и о некоем фольклорном персонаже Усине (Ūsiņš, Ūsiņ), но их отождествление гипотетично.

4. Семантика знака

Связь культов коня и солнца реконструируется по материалам некоторых индоевропейских культур. Г. Маслова писала, что культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями. Кроме того, у славян конь использовался как строительная и погребальная жертва. Атрибут культа коня — подвески-амулеты, «коньковые привески» во множестве найдены в женских погребениях славян и финно-угров (в Латвии — у ливов).

Латышского Усиньша, известного по фольклорным и обрядовым текстам, Р. Аунынып, Я. Эндзелин, П. Шмит, X. Биезайс определяли как «лошадиного бога-патрона», «пчелиного бога» и «божество света» (что не всегда подтверждено точными указаниями фольклорных текстов).

А. Потебня, Т. Я. Елизаренкова и В. Н. Топоров выявили этимологию имени Ūsiņš (слав. Усень, Овсень и др., санскрит. Usas), идиомой которого является aus- (лтш. ausi — «рассветать», лат. aurora, лтш. и лит. austra — «заря», рус. утро [нет, утро однокоренно с нутром - середина дня или суток]) 138.

Судя по некоторым текстам латышских песен, Усиньш тесно связан с конями, с весенним плодородием, и с солнцем через такие солярные атрибуты как пиво, пчела, жаворонок, кулик.

Усиньш выступает как циклически появляющееся календарное божество, «приходящий/уходящий гость». День Усиня, или Юрьев день, празднуется 23 апреля [через месяц после весеннего равноденствия] и связан с началом весенних земледельческих работ и первым выгоном скота на пастбище.

В славянской мифологии Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) - — персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла и надеждой на урожай. Это одно из календарных божеств - Бог смены времен года. Его атрибутами являются золотисто-рыжие кони [которые везут по небу Солнце? - тогда, по сути, это Солнечный бог, как Ярило, Хорс и Даждьбог]. Между прочим, в календаре древних славян в честь Ярилы было несколько дней в году, и один из них праздновали именно 23 апреля, как Ярило Вешний, который отмыкает (оплодотворяет) Землю. В пользу того, что Усиньш - Бог Солнца - говорит также то, что один из праздников в честь Даждьбога (славянского Бога Солнца), отмечавшийся 6 мая, назывался Овсень Большой или Даждьбог Вешний (встреча весны).

Связь Усиня с описываемым знаком была продиктована задачей диевтуров по созданию полноценной конфессиональной системы; всякому календарному празднику и божеству были отысканы соответствующие орнаментальные знаки. Установленный канон прижился. Ныне знак «Усиньша» прочно вошел в латышский орнаментальный «алфавит», стал источником вдохновения для многих народных мастеров. Л. Медниеце говорит об этом знаке: «Усинып — мой любимый. В народном искусстве это символ мужественности, лошадей. Чаще всего его вывязывали на варежках для тех людей, кто больше всего занимался лошадьми».


Главная
Балтийская мифология : Книги о мифах балтов | Балтийский орнамент ( Древо, Звезда, Зигзаг, Крест, Кровля, Круг, Плетёнка, Полумесяц, Рога Ромб, Свастика, Спираль, Треножник, Уж, Хвоя )

Славянская мифология | Праиндоевропейские мифы | Религии | Астрология

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов - Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 12.09.2022
[an error occurred while processing this directive]
Яндекс.Метрика