|
|
|
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков
|
Разделы страницы о латышском узоре "Знак Усиня" (ŪSIŅA ZĪME), или "солнечные кони" в традиционном народном орнаменте:
На основе шеврона строится и этот довольно новый знак в латышской орнаментике. Известны его народные названия — atslēgainis («ключ»), trijkājis («трехножка», хотя «ножек» в некоторых случаях бывает и больше). «Знаком Усиня» его называют люди, знакомые с работами представителей мифологической школы: это «кони Усиня, которые везут весной солнце» (Д. Клинтс).
В чистом виде этот знак появляется в узорах варежек в XIX в. в Латгале, Аугшземе, Восточной и Центральной Видземе (Таб. XIII, 5, 6). Встречается он почти исключительно на мужских варежках. Особенно характерен он для узорчатых тканых поясов Лиелварде, Крустпилс и Латгале, а также дополняет внешнюю сторону ромбов и треугольников — «знаков кровли». Г. Земитис полагает, что геометрическая форма этого знака происходит от техники ткачества и вязания, а в вышивке XVIII—XIX вв. (в частности, на виллайне из Латгале) известна его закругленная форма (Таб. XIII, 1). Существует также его форма в виде «лестницы».
Э. Вундер выявила аналогичный знак в эстонской орнаментике как вариант изображения «древа жизни», ветви которого простираются вверх, а корни вниз 135. Однако в латышском орнаменте «ветви» «знака Усиня» расходятся в стороны.
Г. Земитис, обратив внимание на закругленный вариант этого знака (в народных названиях —- «рачок», «жаба»), трактует его как изображение двух месяцев с «язычками» или рядами «рожков» месяца, расположенными «спинками» друг к другу (Таб. XIII, 1). Е. Бине связал этот знак с культом Усиньша, представляющий собой графическое изображение «солнечных коней», запряженных в повозку, на которой едет солнце. В латышской народной культуре существуют представления и о «солнечных конях», и о некоем фольклорном персонаже Усине (Ūsiņš, Ūsiņ), но их отождествление гипотетично.
Связь культов коня и солнца реконструируется по материалам некоторых индоевропейских культур. Г. Маслова писала, что культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями. Кроме того, у славян конь использовался как строительная и погребальная жертва. Атрибут культа коня — подвески-амулеты, «коньковые привески» во множестве найдены в женских погребениях славян и финно-угров (в Латвии — у ливов).
Латышского Усиньша, известного по фольклорным и обрядовым текстам, Р. Аунынып, Я. Эндзелин, П. Шмит, X. Биезайс определяли как «лошадиного бога-патрона», «пчелиного бога» и «божество света» (что не всегда подтверждено точными указаниями фольклорных текстов).
А. Потебня, Т. Я. Елизаренкова и В. Н. Топоров выявили этимологию имени Ūsiņš (слав. Усень, Овсень и др., санскрит. Usas), идиомой которого является aus- (лтш. ausi — «рассветать», лат. aurora, лтш. и лит. austra — «заря», рус. утро [нет, утро однокоренно с нутром - середина дня или суток]) 138.
Судя по некоторым текстам латышских песен, Усиньш тесно связан с конями, с весенним плодородием, и с солнцем через такие солярные атрибуты как пиво, пчела, жаворонок, кулик.
Усиньш выступает как циклически появляющееся календарное божество, «приходящий/уходящий гость». День Усиня, или Юрьев день, празднуется 23 апреля [через месяц после весеннего равноденствия] и связан с началом весенних земледельческих работ и первым выгоном скота на пастбище.
В славянской мифологии Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) - — персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла и надеждой на урожай. Это одно из календарных божеств - Бог смены времен года. Его атрибутами являются золотисто-рыжие кони [которые везут по небу Солнце? - тогда, по сути, это Солнечный бог, как Ярило, Хорс и Даждьбог]. Между прочим, в календаре древних славян в честь Ярилы было несколько дней в году, и один из них праздновали именно 23 апреля, как Ярило Вешний, который отмыкает (оплодотворяет) Землю. В пользу того, что Усиньш - Бог Солнца - говорит также то, что один из праздников в честь Даждьбога (славянского Бога Солнца), отмечавшийся 6 мая, назывался Овсень Большой или Даждьбог Вешний (встреча весны).
Связь Усиня с описываемым знаком была продиктована задачей диевтуров по созданию полноценной конфессиональной системы; всякому календарному празднику и божеству были отысканы соответствующие орнаментальные знаки. Установленный канон прижился. Ныне знак «Усиньша» прочно вошел в латышский орнаментальный «алфавит», стал источником вдохновения для многих народных мастеров. Л. Медниеце говорит об этом знаке: «Усинып — мой любимый. В народном искусстве это символ мужественности, лошадей. Чаще всего его вывязывали на варежках для тех людей, кто больше всего занимался лошадьми».