Восьмиконечная звезда (Auseklis) в орнаменте латышей

Главная > Общество > Мифология > Мифы индоевропейцев > Верования балтов > Узор Аусеклис
Балтские узоры-символы: 8-лучевая звезда | Дерево | Зигзаг | Крест | Небеса | Солнце | Плетёнка | Полумесяц | Ромб | Крест Перуна | Спираль | Ключ-трёхножка | Уж | Насечка | Бараньи рога
Аусеклис - богиня Венера в балтийской мифологии и орнаменте
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Разделы страницы о латышском узоре "Звезда" (AUSEKLIS) в традиционном народном орнаменте:


1. Образ и наименования

Особенно наглядно проявляется значение орнамента для реконструкции мифологии балтов в прибалтийском национальном орнаменте, наиболее характерная деталь которого - ромб с вписанной Восьмиконечная звездой (Auseklis). А́усеклис — воплощение утренней звезды в латышской мифологии; этим же словом в поэтическом языке латыши называют планету Венера. Графически изображается в виде восьмиконечной звезды, лучи которой сгруппированы попарно. В литовском орнаменте узор используется практически везде: полотенцах, покрывалах, одежде.

Узор восьмиконечной звезды также широко представлен в белорусском народном орнаменте, который использовался в ткачестве и вышивке. Восьмиконечную звезду можно встретить в Центральной Беларуси, Панеманье, Полесье и других регионах. Этот узор всегда украшал воротник мужской рубашки, подол женской юбки или край передника. Вышивали большие восьмиконечные звезды на праздничных скатертях, покрывалах и декоративных тканях. Также этот узор можно встретить на изделиях из соломки и яйцах-писанках. В отличие от белорусских народных изделий, в русском орнаменте восьмиконечная звезда встречается реже и играет незначительную роль. На севере России, в частности в Новгородской области, восьмиконечные звезды встречаются чаще. В украинском орнаменте восьмиконечные звезды встречаются чаще, чем в русском. Следует отметить, что орнамент встречается чаще в северных областях Украины находящихся ближе к Беларуси. В Польше такой орнамент можно встретить только на Белосточине, где живет много белорусов. На остальной же территории страны восьмиконечные звезды в декоре совсем не применяются.

Некоторые этнографы полагают, что восьмиконечная звезда была заимствована балтскими и славянскими народами у финно-угорских народов. Другие - что символ был распространен у земледельцев и скотоводов Европы с VI—IV тысячелетия до н. э., в частности, в культуре Карново в Болгарии (И. Рыжакова), а к балтам и финнам попал в Средние века.

[Но эти символы присутствуют и на тюркских коврах! Поэтому полагаю, что эти мифо-представления идут с ностратической мифологии, откуда родом и образ Богини-Матери = Матери Сырой Земли. Но истоки могут быть еще глубже - см. палеолитические фигурки "Венер".]

1. Образ и наименования

Восьмиконечная звезда — знак, получивший свое название Аусеклис в латышской мифологической школе, что впервые встречается в сборнике орнаментов Я. Судмалиса 186 . В настоящее время аусеклис — наиболее распространенное название этого знака. До него М. Силинып описывает этот знак как «солнышко», «звездочку», «крест» (Таб. XIX).

2. Бытование знака на территории Латвии

Восьмиконечная звезда известна у земледельцев и скотоводов Европы с VI—IV тысячелетия до н. э., в частности, в культуре Карново в Болгарии. В археологических материалах балтов и финно-угров она не встречается. Эстонские ученые Э. Вундер и А. Вийпес полагают, что этот знак появился в Балтии только в средние века, под влиянием средневекового европейского искусства. Он широко распространен в западноевропейском романском, готическом декоративно-прикладном искусстве, в том числе в средневековом текстиле Европы, Средней и Малой Азии, а также на Кавказе и в Сибири187 . В Латвии восьмиконечная звезда впервые фиксируется в XVI—XVIII вв. как элемент украшения металлических изделий. В XVIII—XIX вв. она распространена в ряде областей Латвии: Северной и частично Южной Курземе, в Западной и Северной Видземе, в Восточной Земгале, то есть главным образом в культурном ареале финно-угорских народов (ливов, эстонцев). Диалектную область «тамниеков» Курземе (район Вентспилса, Алсунги) М. Силинып называет zvaigžņotāju zeme — «земля людей, покрывающих свои предметы звездообразным орнаментом» (в противоположность даугавским районам Видземе, Кокнесе и Крустпилс — sauļotāju zeme, «земли людей, покрывающих предметы солнечным орнаментом»): Brālīt, baro kumeliņu, — zvaigžņojām iemauktīņus! / Mūs' māsiņa saderēta zvaigžņotāju zemītē (LR 1924, 1,4)— «Братец, корми коней, давай позвездим упряжь! / Наша сестрица сговорена в звездчатую землю». Однако, нельзя однозначно определить, какие знаки понимались как «солнышки», какие как «звезды». Я. Судмалис рассматривал восьмиконечную звезду как типичный финно-угорский орнаментальный знак, перенятый латышами. В XVII—XIX вв. он был распространен как узор поясов и всей вязаной одежды и вышивки Эстонии (особенно Южной).

В земле «тамниеков» этот знак был известен под названием «дуб» (ozols). Согласно гипотезе Э. Брастыныпа, местный поэтический троп «листья дубка» означает «мерцание звезд на небе». Tam по-ливски означает «дуб», который в свою очередь в латышском фольклоре связан со звездой, в результате чего М. Силинып делает вывод о тождественности микроэтнонимов tāmnieki и zvaigžņotā]i (LR, 1, 5). Восьмиконечная звезда встречается в Латвии в XVIII— XIX вв. на варежках и перчатках, носках Западной Видземе, Северной и Западной Курземе, на поясках, юбках и покрывалах Земгале и Лиелварде, в вышивке рубах Алсунги, Руцавы и Лиелварде. Знамениты земгальские покрывала на кровать, в которых восьмиконечные звезды покрывают фоновым узором всё пространство (Таб. XXIV, 10). Преобладает этот знак на мужских предметах — варежках, поясах. В XX в. он начинает встречаться на территории всей Латвии, главным образом на варежках и покрывалах. В 1930-е гг. знак получил устойчивое название Auseklis — «Утренняя Звезда». Стилизованная восьмиконечная звезда сталаосновой креста ордена Трех Звезд, учрежденного в Латвии в 1924 г. Аусеклис нашивали на военные флаги, на головные уборы солдат. Некоторый военный «привкус» этот знак сохранил до сих пор.

С конца 1980-х годов восьмиконечная звезда была взята на вооружение Народным Фронтом Латвии, стала символом латышского национально-культурного возрождения. Появился сорт ржаного хлеба «Лачплесис» с восьмиконечной звездой, выделенной на поверхности (см. илл. 14, 1). Времена активного почитания восьмиконечной звезды сменились некоторым негативным отношением к этому знаку. Безусловно, речь идет об отношении ко всему комплексу национального возрождения, графическим символом которого является Аусеклис. Вот какие описания этого знака можно встретить сегодня: «В народе его называют Аусеклитисом; потом стали плохое о нем говорить, что он не хороший, а плохой. Использовали его повсюду... В русские времена его очень преследовали» (Латвите Медниеце); «Мне он не нравится... Не хочу думать о нем. Его слишком измучили во времена Атмоды (национальнокультурного возрождения конца 1980 — начала 1990-х гг. — С. Р.). Он ничего не выражает. Была такая фирма „Аусеклитис" по продаже канцтоваров, бумаги, она довольно быстро лопнула» (Дайна Клинтс)

3. Этимология знака

Аусеклис можно обозначить как сложный вариант основной лексемы — четырехконечного креста. Предположение Г. Земитиса позволяет рассматривать его как синтагму: ее основная лексема — круг, ромб или квадрат в центре, откуда исходят восемь векгоров-лучей, концы которых соединены зигзагом. По другой гипотезе, этот знак возник в результате соединения греческого и андреевского крестов. В средневековой христианской символике это один из символов Христа, в котором Бог представлен восемь раз, а также знак Вифлеемской звезды, отмечавшей Рождество 188 , звезда Девы Марии, т. к. здесь в узел вплетены четыре буквы М, и символ церкви, т. к. знак можно представить в виде двенадцати равнобедренных треугольников — символ двенадцати апостолов 189 . Символика числа «восемь» трактуется в латышской традиционной нумерологии как «плодородие», в христианстве — возрождение, начавшийся с воскресения Христова новый «восьмой день» созидания, символ вечной жизни и благодати 190 .

4. Семантика знака

Важной особенностью знака является его магическое использование, то, что его вырисовывали одной непрерывной линией, описывающей четыре равнобедренных треугольника, вписанных в окружность. Восьмиконечная звезда— один из вариантов «креста лиетувена»: начертанный в один прием, он является одним из самых «сильных» форм этого знака. В Европе он известен как «магический знак счастья» 191 . «Его острые углы отпугивают всякое зло, — говорит И. Мадре, — я и моя семья с его помощью защищены от зла. В Курземе его нашивали на венок невесты. Наносили у дверей, на свой кошелек, на тетради...»

Согласно М. Силиныпу, магические свойства этого знака проистекали из многократно перекрещенных линий и плоскостей, которых здесь насчитывается 27 — «тридевять» (treideviņi)> число, связанное с лунным циклом, т. к. у древних балтов в месяце было три недели по девять дней. Крест, изображавшийся в середине знака, обозначал в таком случае три дня новолуния, в латышской мифологии соответствовал разрубанию героем противника (Велнса, Йодса, символизировавших темноту) на девять частей. Таким образом, этот знак предстает как графическое отображение лунного цикла.

Со звездой в латышском фольклоре связаны две темы: мифологическая, космологическая (Звезды Утренняя и Вечерняя как члены «небесной семьи», которых считают и которые появляются на священных предметах) и обрядовая, охранительная (при описании предметов, украшенных орнаментом — знаком звезды). Вот примеры текстов народных песен, относящихся к первой теме звезды-божества: «Месяц считает свои звезды, все ли вечером. / Все есть вечером, не было только Аусеклиса. / Аусеклитис удалился через море в Неметчину, / Через море в Неметчину, посмотреть дочерей Солнца...» (LD 34047. 4). «Я нашел на дороге коня, на котором ездил Диевс: / Через седло восходит солнце, через поводья — месяц, / На конце поводьев качается Аусеклитис» (LD 33664. 3).

Вторую тему звезды-инструмента, знака описывают следующие тексты: «У меня был красивый конек, покрытый звездным покрывалом. / На нем я поеду в люди, присматривать (себе) невесту» (LD 13874). «Из моря выплыли два желтоватые коня, / У одного было звездное покрывало, у другого — золотая упряжь». Аусеклис как мифологический персонаж встречается в сотне текстов латышских народных песен, в нескольких циклах. Аусеклис — участник «небесной свадьбы», где невеста — дочь Солнца, а в качестве жениха выступают Месяц, сын Диевса, реже — Аусеклис; известен мотив похищения невесты Месяцем у Аусеклиса; в некоторых случаях Аусеклис и Месяц взаимозаменяются, например, обменивая жениха и невесту кольцами, и в сюжете о счете звезд (это могут делать Месяц или Аусеклис). Тему счета звезд и недостачи одной исследователи связывают с циклическим исчезновением Венеры — «Утренней Звезды». Однако, по мнению В. Гравитиса, Аусеклис персонифицирует не Венеру, а Сириус. В сюжете о «небесной свадьбе» Перконс «самой осенью сжигает зеленый дубочек» — то есть жениха — Аусеклиса, и его невеста (дочь Солнца) собирает «ветви дуба» в течение трех лет, полностью заканчивая сбор на четвертый год (см. LD 34047, 4). В. Гравитис соотносит дочь Солнца с Венерой, которая каждый четвертый год приближается к Сириусу — Аусеклису 192 .

Иногда Аусеклис, как и другие светила, обозначается как украшение, мерцание на конской упряжи, в девичьем венке. Лингвисты полагают, что имена Saule (Солнце) и Auseklis — этимологически родственны193; из латышских фольклорных текстов известна связь Аусеклиса с солнцем, светом и кругомрозеткой как изображением солнца. Одинаков и способ начертания графического изображения солнца (круг) и Аусеклиса (восьмиконечная звезда как крест лиетувена) — в один прием, не разрывая линию движения. Но это объединяет круг и восьмиконечную звезду и с некоторыми другими знаками — плетеными крестами, т. н. «узелковым узором», ромбовидным крестом.


Главная
Балтийская мифология : Книги о мифах балтов | Балтийский орнамент ( Древо, Звезда, Зигзаг, Крест, Кровля, Круг, Плетёнка, Полумесяц, Рога Ромб, Свастика, Спираль, Треножник, Уж, Хвоя )
Славянская мифология | Праиндоевропейские мифы | Религии | Астрология
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 06.03.2019
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня