Балтийский орнамент - закодированные верования

Главная > Общество > Мифология > Мифы индоевропейцев > Верования балтов > Балтийские узоры
Балтские узоры-символы: 8-лучевая звезда | Дерево | Зигзаг | Крест | Небеса | Солнце | Плетёнка | Полумесяц | Ромб | Крест Перуна | Спираль | Ключ-трёхножка | Уж | Насечка | Бараньи рога
Балтийский ромб в квадрате - символ звезды Венеры

Во всей своей толще, вплоть до самых архаических звуков, впервые отделенных от крика, язык хранит свою функцию представления; в каждом из своих сочленений, из глубины времен, он всегда ИМЕНОВАЛ. Язык в себе самом есть не что иное, как бесконечный шепот именований, которые перекрывают друг друга, сжимаются, прячутся, но тем не менее сохраняются, позволяя анализировать или составлять самые сложные представления. Поскольку язык по самой своей сути наделен функцией именовать, то есть вызывать представление или прямо указывать на него, постольку он является указанием, а не суждением. Выявить происхождение языка — значит, обнаружить тот первоначальный момент, когда язык был чистым обозначением.
(Мишель Фуко)

Важный источник сведений по балтийской мифологии - латышский и литовский фольклор, весьма устойчиво сохранивший архаизмы: латышская мифология восстанавливается в большей степени на основе фольклорных источников, а не старых письменных свидетельств.

Существенным подспорьем при реконструкции мифологии балтов являются произведения народного искусства (резьба по дереву, вышивки, орнаменты и т. п.). Это особенно наглядно проявляется в прибалтийском национальном орнаменте, наиболее характерная деталь которого - ромб с вписанной Восьмиконечная звездой (Auseklis).

Разделы страницы по орнаментальной семантике древних балтов:


Классификации балтийского орнамента

Существует несколько вариантов классификации латышских орнаментальных знаков-элементов. Наибольшего внимания заслуживают системы, предложенные Эрнестом Брастыныпем, Екабом Бине, Эдуардом Паэгле, Валдисом Клетниексом и Гунтисом Земитисом. Первые три тесно связаны с неоязыческим движением диевтуриба, и вследствие этого опираются не только и не столько на данные латышского фольклора и этнографии, как на особую религиозно-культовую доктрину.

Выделение элементов орнамента Эрнестом Брастыныпем

Первым обратил внимание на специфику латышского ор- намента и выделил его «древние элементы» идеолог латыш- ского национально-культурного возрождения Эрнест Брастынып. Он посвятил этой теме две монографии — «Латыш- ская орнаментика» (1923 г.) и «Композиция латышского орна- мента» (1924 г.). В качестве важнейшего признака орнамента он назвал рит- мичность (заметив то, что всякая деятельность стремится к сис- тематичности и автоматизму), которая распространяется на все формы синкретического искусства древности. Так, Э. Брас- тыньш выделил ритмы графический, пластический, тонический. Как элементы латышского орнамента он определил «изобра- зительные узоры» (bilžu raksti) — смысловые графические изоб- ражения, составляющие приблизительно следующие группы: 1. «зигзаг» (līklocis), как символ воды и реки; 2. «знак Диев- са»,"или «кров» (Dieva zīme, jumtiņš), как знак верховного боже- ства; 3. «знак Земли» (Zemes zīme) — горизонталь (gulteklis), ли- ния (svītra), означающие «широту» (plāts); 4. «метелочка Лаймы» (Laimas slotiņa); 5. «знак Юмиса» (Jumja zīme); 6. «клетчатый», или «пестрый» узор (rūtainais, raibais raksts), как соединение «мужских» вертикальных и «женских» горизонтальных линий, символ любви и соединения; 7. знаки «сыновей Диевса» (Dieva dēlu zīmes). Лтш. dēls («сын») Э. Брастыныи толкует как происходящее от dēt — «подавать», близкое вообще всякому «порождению» (radījums) или даже «изготовлению» (darinājums). В группу «детей» он вводит все божества небесного культа, которые по- нимает как «порожденные» Диевсом — верховным божеством. Это: а) «Солнце» (Saule), б) «Месяц» (Mēness), в) «звезды», графически изображаемые всяким крестом и ромбом, г) «Аустра, древо утренней зари» (Austra, austras koks), д) «Перконс» (Pērkons), божество-громовержец, графически изображаемый свастикой — лтш. «огненным крестом» (ugunskrusts), вариантами начертания которой Брастынып считает S- образный знак и знак «коньков» на крыше (хотя они идентич- ны знаку Юмиса).

Наконец, как новые знаки, стилизованные, и еще не успев- шие полностью геометризироваться, Э. Брастынып выделяет «знаки дубового и липового листа», встречающиеся главным об- разом в украшениях в виде подвесок. Как чужие латышской орнаментике, он отмечает такие знаки как спираль, меандр и «бегущую волну».

Анализ орнаментальных знаков Екабом Бине

Художник и активный деятель движения диевтуриба Екабс Бине посвятил несколько аналитических статей латышскому народному орнаменту и его историческим связям с орнаментом других народов: «Латышские узоры» (1936 г.), «Наши художест- венные узоры» (1936—1937 гг.), «Где и как использовать латыш- ские узоры» (1937 г.) и др.

В латышском орнаменте, как уже отмечалось, он выделил два типа знаков — а) «рунические знаки» (rūnu raksti), burti, знаки Первую группу Е. Бине сравнивает с древнеиндийскими пись- менами кароштхи и брахми III в. до н. э., с руническим письмом скандиновов, этрусков и других народов. Среди собственно орнаментальных знаков он выделяет 15 ос- новных элементов, по форме строго геометричных. Опираясь на данные латышского фольклора и сравнительной орнаменталис- тики, Бине приходит к выводу, что все эти знаки некогда были символами.

В соответствии с доктриной диевтурибы о трех верховных божествах, Бине выделяет как «особо священные» три группы знаков, трактует их как знаки наиболее древние, по форме и назначению близкие древнеиндийским янтрам. Это: а) «знаки Диевса» — верховного божества, небесного отца, небес, изоб- ражаемые в виде треугольника, острым углом обращенным вверх, или полусферы; б) «знаки Мары» — матери земли и во- ды, изображаемые в виде зигзага или горизонтальной линии; в) «знаки Лаймы» — подательницы судьбы, изображаемые в виде ветви с листьями или «елочки». Эти три группы знаков Е. Бине называет важнейшими и отражающими «суть божест- венного замысла». Все остальные, аналогично теории 3. Брастыныпа, он трактует как относящиеся к изображению «сыновей Диевса» — небесных светил и сезонов года (Солнце, Месяц, Перконс, звезды, Усиныи, Янис, Юмис и др.).

Вот как выглядит система латышских орнаментальных эле- ментов у Е. Бине: 1. «знаки Диевса» (Dieva zīmes) — треугольник, обращен- ный острым углом вверх, или полусфера; знак небес, «Небесного отца», связан с символом крыши; 2. «знаки Ма- ры» (Māras zīmes) — зигзаг, горизонтальная линия, знаки «Матери земли и воды»; 3. «знаки Лаймы» (Laimas zīmes) — ветвь с листьями, «елочка», знаки подательницы судьбы; 4. «солнечный столб» (sauļotajs stabs) — знак, сходный с фор- мой песочных часов с кругом посередине; объединяет значе- ния первых трех групп знаков; 5. «Солнце» (Saule) — круглое, квадратное, розетка; 6. «Месяц» (Mēness) — в форме серпа, охраняющий знак; его варианты — т. н. «уж» (zalktis), S- образный знак, являющийся объединением двух лунных фаз, и т. н. «рогатый месяц», который помещали на конек крыши, и позже получивший название «конских или петушиных го- лов»; 7. «звезды» (zvaigznes) — четырех- и восьмиконечный кресты, охраняющий знак; 8. «огненный крест» (ugunskrusts), Яниса» (Jāņa zīme) — соединяет знаки горы и солнца; 10. «знак Юмиса» (Jumja zīme) — изображение двух скрещен- ных колосьев, сходный с буквой W; 11. «дерево Аустры» — утренней зари (Austras koks). Следующие три знака, по мнению Е. Бине, встречаются реже: 12. «знак Мартына» (Mārtiņa zīme) — _ изображение двух скрещенных петухов; 13. «знак Усиныпа» (Ūsiņa zīme) — изоб- ражение двух запряженных коней и солнечной повозки; 14. «знак Матери велей — душ усопших» (veļu mātes zīme) — стили- зованное изображение лягушки, особенно популярное в намо- гильных знаках Курземе; его Е. Бине выделяет как один из са- мых распространенных в Латвии; 15. «крест Перконса» (Pērkona krusts), называемый также «крестом с крючками» (kāšu krusts) или «крестом с ветвями» (zaru krusts), — собственно свастика, в том числе усложненной формы.

Исследованием происхождения и формы орнамента Эдуардом Паэгле

Исследованием происхождения и формы латышского орна- мента занимался Э. Паэгле. Свою классификацию латышских орнаментальных знаков он представил в работе «Сборник ла- тышских узоров» (1940 г.). Подобно Э. Брастыныну и Е. Бине он отмечает свойственную латышскому орнаменту сохраненность древней формы (сравнивая ее с греческим архаическим геомет- рическим стилем в архитектуре и декоративно-прикладном ис- кусстве), четкость, «математическую обязательность». Он пишет: «Когда славяне проявляют тенденцию к превра- щению геометрических знаков в фантастических зверей, экзо- тические цветы, латыш отходит от анималистических и вегета- тивных орнаментальных мотивов, превращает их в абстрактные линеарные фигуры» 65. Тенденция, которую он приписывает славянам, по его мнению, проявляется также в искусстве эстон- цев и литовцев.

Э. Паэгле обнаруживает в латышских орнаментальных знаках, равно как и в древнегреческом алфавите и кипрских слоговых азбуках как особую мистику, так и логическую за- кономерность. Он пишет, что в основе латышского орнамен- та лежит точка или капля, своего рода «атом», продолжая ко- торый, мы получаем прямую или округлую линию. Изогнутая линия, полукружие, дает в перспективе зигзаг, окружность или спираль. Различные положения на плоскости прямой линии (горизонтальное, наклонное, вертикальное) образуют геометрические орнаментальные фигуры — треугольник, квадрат и т. д.

Э. Паэгле выделяет 11 основных латышских орнаментальных мотивов, частично связывая их начертание и значения с буквами древнегреческого и других алфавитов. 1. «огненный крест» (ugunskrusts); 2. «солнце» (Saule), лтш. cerds — «кругляшок», «колесо», «позвонок»; 3. «дубочек», «древо Аустры» (ozoliņš, Austras koks); 4. «крест» (krusts) — 4- и 8-конечный; 5. «треугольник», «кровля», «груда» (trisstūris, jumtiņš, čupa) — «знак небес»; 6. «уж», «червяк» (zalktis, ķirmelis) — знак змеи, иногда находя- щийся в связи с «огненным крестом» (свастикой); 7. «юмис» (jumis); 8. «метелочка Лаймы» (Laimas slotiņa); 9. «месяц» (Mēness) — серп; 10. «зигзаг» (līklocis); 11. «елочка, хвоя» (skūja).

Классификация латышских узоров Валдисом Клетниексом

Валдис Клетниекс занимался классификацией латышского орнамента в эмиграции в США. Его незаконченный труд носит название «Latviešu rakstraudzis — Исследование форм и компо- зиции латышского орнамента». Он выделил 11 групп элементов («куп»), из которых успел обработать только две, «солнышко» и «звезду» 66.

Предложенные им группы обозначены буквенными шифра- ми: К — «кресты», Kš — «кресты с крючками, знаки Юмиса (?), знаки Мартына (?)», U — «огненные кресты» (свастика), Z — «звездочки», S — «солнышки, розочки, капли, деревья, метелоч- ки Лаймы, хвоя», Ss — «солнечные столбы», J — «крыши, небес- ные горы, треугольники, знаки Яниса (?), зигзаг, ступени», М — «узоры края, пестрые узоры, мелкие узоры», Р — «прочие узо- ры — месяц, уж, знак Усиныпа (?) и др.» Еще одна классификация элементов латышского орнамента выработана Гунтисом Земитисом и применена на выставке «Латышский орнамент» в Латвийском Музее истории в 1990 г.67

Он выделяет следующие 14 основных элементов: 1. «Крест» (krusts); 2. «Зигзаг» (līklocis); 3. «Елочка, хвоя» (skūja); 4. «Веско- нечник» (bezgalltis) — имея в виду меандр и бегущую волну; 5. «Огненный крест», свастика (ugunskrusts); 6. «Солнце» (Saule); 7. «Квадратное солнце» (stūraina saule) — имея в виду ромб; 8. «Месяц» (Mēness); 9. «Кровля, крыша» (jumtiņš); 10. «Юмис» (jumis); 11. «Уж» (zalktis); 12. «Звезда» (zvaigzne); 13. «Дерево Ау- стры-утренней зари» (Austras koks); 14. Растительный и зоо- морфный орнамент.

Однако эту классификацию сам автор не считает однородной, выводя указанные названия элементов в большей степени согласно традиции, установленной предыдущими исследователями. Например, под знаком «хвоя», как указывает Г. Земитис [жаль, нет сведений о его классификации], объединены собственно два знака — ряд шевронов и знак растущего дерева.

Вывод об имеющихся классификациях латышских узоров

Анализируя все рассмотренные варианты классификации латышских орнаментальных знаков, неизбежно приходишь к вы- воду, что отсутствие единого принципа деления делает их все малопригодными для дальнейшей работы. Народные термины узоров («капли», «глазки», «елочка», «солнышко») соседствуют с терминами, изобретенными в 1920— 30 гг. последователями движения диевтуриба в связи с их рели- гиозно-культовой доктриной («знаки Мартына», «знак Диевса», «знаки Мары», «знаки Яниса», «солнечный столб»), а также с названиями геометрических фигур («треугольники», «ромбы»). В классификацию В. Клетниекса введены вообще непонятно какие элементы, характеризуемые как «мелкие» (sīkie), «пестрые» (raibie) и — особенно — «прочие». Некоторые группы просто сливаются воедино: «солнышко» № 831—874 появляется в форме квадрата и ромба, что типологически уже как бы отно- сится к группе D.

Иной способ классификации простейших орнаментальных элементов может быть построен на принципе используемого типа симметрии. Это выявит уже на уровне «лексемы» движе- ние, с помощью которого знак возникает. Фиксация принци- па симметрии выявит также своего рода «валентности» эле- мента, потенциальные возможности и пути его развития и трансляции.

Хотя «лексемы» еще не образуют в полной мере орнамен- тального пространства, они уже содержат в себе семена будущих принципов компановки и композиций. Развитие орнаментального движения подобно музыкальному или танцевальному: всякое последующее действие обусловлено предыдущим, вытекает из него. В предыдущей форме уже со- держатся элементы возможного пути: задачей мастера является правильный выбор и точное исполнение.

О балтийском орнаменте в Интернете

Сетевые ресурсы о прибалтийской орнаментальной символике:

Литература о балтийском орнаменте

Библиография исследований о латышско-литовском орнаменте:


Главная
Балтийская мифология : Книги о мифах балтов | Балтийский орнамент ( Древо, Звезда, Зигзаг, Крест, Кровля, Круг, Плетёнка, Полумесяц, Рога Ромб, Свастика, Спираль, Треножник, Уж, Хвоя )
Славянская мифология | Праиндоевропейские мифы | Религии | Астрология
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 21.03.2019
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня