Армянские мифы и сказки

Главная > Общество > Мифология > Мифы индоевропейцев > Армянская
Армянский узор
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Здесь приводятся сведения по эпосу и мифическим представлениям древнего армянского народа.

Разделы страницы по армянской мифологии:


Армянская мифология и древнейший эпос

Армянская мифология или Дицабануцюн (арм. Հայ դիցաբանություն) — основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии, и до сих пор сохраняются в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения к поколению традиций и исконных устоев её самобытности[источник не указан 1786 дней]. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов[1].

Пантеон армянских богов (дицов), формировавшийся во времена зарождения протоармян, унаследовал и, на начальном этапе своего существования, сохранял основные элементы религиозных предствлений протоиндоевропейских племен, населявших Армянское нагорье. Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась армянским жречеством как сакральная. Первоначальным культом поклонения являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне, называющие себя ареворди (арм. — чада Солнца). С древнейших времен Солнечная религиозная символика занимала особое место в армянской религиозности, существуя вне времени и вне истории её развития.

Также среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские корни, можно назвать культ орла и льва, почитание Неба. В основу многих древнеармянских мифов легли в модифицированном виде мотивы ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с IX в. до н. э. — между государством Биайна (Урарту) и Ассирией.

С течением времени армянский пантеон обновляется, в нём появляются новые божества, имеющие армянское, а не общеарийское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы и главой пантеона выступает Айк — прототип легендарного Айка-Лучника.

Также, по мнению Алишана, верховным дицом армянского пантеона считался и Ванатур, которого позже заменил Арамазд. Последний же хоть и появился под воздействием зороастризма (ср. Ахура-Мазда), но частично сохранил и исконно армянские черты).

Аналогичным образом исконно армянскую дицуи плодородия и материнства Нар заменила Анаит.

В эллинистическую эпоху (III—I вв. до н. э.) древнеармянские дицы сравнивались с античными богами:

После официального принятия в Армении христианства появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов и духов, например, Иоанн Креститель (арм. Hovhannes Mkrtich) получает некоторые черты Ваагна и Тира, а архангел Гавриил (арм. Gabriel Hreshtakapet) — Ваагна.

Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государства (Хайк, Арам, Ара Гехецик, Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретную географическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка — Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и порядком трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами (например, война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии — сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению.

При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определенная генеалогическая связь:

Эпические цари (такие, как Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.

Формирование первичного пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. После же создания первых армянских государственных образований формируется новый пантеон богов, основанный на культах древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений и возглавленный отцом всех богов Арамаздом.

Также значительное место в мифах и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы (духи бури и смерча), дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников и искусственных водоемов.

(Сведения пока скопипастины из Википедии)

Армянские сказки

Литература по мифологии армянского народа

Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих авторов (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон), византийца Прокопия Кесарийского, а также средневековых армянских писателей (Мовсес Хоренаци, Агатангелос (Агафангел), Езник Кохбаци, Себеос, Анания Ширакаци), и, разумеется, в устных народных преданиях.


Главная
Мифы индоевропейцев : Арийские | Армянские | Германские | Греко-романские | Кельтские | Славянские
Религии | Астрология | Книжный мир | Библиотеки и музеи | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.06.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня