Уральская мифология на сайте Игоря Гаршина. Прауральские боги и мифы

Мифы и легенды народов уральской языковой семьи

Главная > Общество > Мифология > Мифы Азии > Уральская
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков...
Мордовский вариант свастики в орнаменте на ковре

Как и большинство народов доисторической эпохи, прауральцы исповедовали анимизм [одухотворение природы]. Мироздание представлялось им трёхчастным, состоящим из верхнего (небесный свод), среднего (земля) и нижнего (подземного) миров. Средний мир пересекала Мировая река [Обь, Енисей, Лена?], текущая с юга на север. [Скорее всего, это мировоззрение сформировалось у кетов и других енисейских народов.] В подземном мире обитали мёртвые и духи зла.

Верхним миром управляет бог неба, который создал этот мир. Он также является главным божеством. Его супруга повелевает средним миром ["Мать сыра-земля"]. Она покровительствует женщинам и новорожденным. Повелитель нижнего мира — злое божество, насылающее на людей болезни и кровососущих насекомых. [Классическое ностратическое представление.]
(Википедия)

Разделы страницы о мифах и богах потомков прауральцев:


ОбщеФиннская мифология

ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ - угро-финская мифология, мифологические представления финно-угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3-2-е тыс. до н. э.). Древние финно-угры расселились к 1-му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны, карелы, эстонцы и др.) и северной Скандинавии (саамы), заняв лесную полосу Восточной Европы (известные по русским летописям племена мери, муромы, чуди и др.) и достигнув Средней Европы (миграция венгров к 9 в.).

В процессе расселения формировались самостоятельные мифологические традиции прибалтийско-финских народов (финская, карельская, эстонская, вепсская и др.), мифологии саамская, мордовская, марийская, удмуртская, коми, обских угров и венгерская. В процессе развития ф.-у. м., близкая самодийской и другим мифологиям урало-алтайских народов, а также отдельные мифологические традиции подвергались воздействию и сами влияли на мифы соседних народов; значительным было влияние иранской, тюркской, славянской и балтийской, на заключительном этапе - исламской и христианской мифологий.

В древнейшей общей Ф.-у. м. сходны космогонические мифы: бог-демиург (коми Ен, марийский Кугу юмо, удмуртский Инмар, Нуми-Торум у обских угров и др.) велит водоплавающей птице или младшему брату в облике птицы (коми Омоль, марийский и удмуртский Керемет, мансийский Куль-отыр и др.), плавающему по первичному океану, достать со дна земли. Из неё бог творит Землю и всё полезное на ней, а его брат из земли, утаённой во рту, - горы и всё вредное (вероятно, космогонические мифы Ф.-у. м. развивались под влиянием богомильской и других традиций, восходящих к иранским дуалистическим мифам).

Другой вариант космогонии - творение из яйца, снесённого птицей (в финской, эстонской, саамской, коми мифологиях).

Мир в Ф.-у. м. разделяется на три основные зоны: верхнюю - небо с Полярной звездой в центре, среднюю - земля, окружённая водами океана, нижнюю - загробный мир холода и мрака. Мировой осью служило дерево, столп или гора. Верхний мир считался обителью небесных богов - демиурга, громовника и др. Землю воплощали женские божества, иногда выступавшие супругами высших богов (у манси - Нуми-Торум и Калташ-эква, у финнов, по-видимому, Укко и его супруга, у эстонцев Ванаиса и Маа-эма, ср. также саамскую Маддер-акку, мордовскую Мода-аву и т. п.). На земле обитали божества - покровители промыслов и духи - хозяева природы (лешие, водяные и т. п.); характерны для Ф.-у. м. духи - матери природы и стихий: леса, воды, огня, ветра и т. д. (мордовская, марийская, удмуртская, саамская, эстонская мифологии). В нижнем мире обитал противник бога, творец зла, со злыми духами и мертвецами.

Образы небесных богов различных финно-угорских традиций, возможно, восходят к прафинно-угорскому божеству, чьё имя связано с названием неба, воздуха (*ilma, juma): это, во-первых, финский и карельский Ильма-ринен, саамский Ильмарис, удмуртский Инмар, коми Ен; во-вторых, коми Иомаль, финский Юмала, эстонский Юммал, саамский Юбмел, марийский Юмо (Кугу-юмо).

Мифология карелов и финнов

Финская мифология и карельская мифология, финско-карельская мифология. Известны карельские руны о птице (утка, гусь, орёл и др.), летающей над водами первичного океана в поисках места для гнезда. Птица кладёт яйцо (три или семь яиц) на колено Вяйнямёйнена или на холм среди океана. Яйцо скатывается с колена и разбивается: из его верхней части образуется небо, из нижней - земля, из желтка - солнце, из белка - месяц, из «пёстрых частей» - звёзды. В некоторых рунах мир творит сама птица, в других - демиург Вяйнямёйнен (чаще он оказывается создателем ландшафта, рельефа морского дна).

Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого - Полярная звезда - «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п. Небесный купол поддерживает мировой столп, по другим вариантам, - медная, железная или каменная гора, вершина которой касается Полярной звезды, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его; упавшим деревом финны считали Млечный путь. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Ма-нала (Туонела) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» - Похьёлой). Сведения о пантеоне относительно скудны: культ языческих богов исчез в процессе христианизации финнов и карел (с 12 в.). Имя бога Юмала стало обозначать бога вообще, в т. ч. христианского. Ценнейшие сведения о пантеоне и культе содержатся в «Псалтыри» (1551) главы финской Реформации Микаэля Агриколы. Финны поклонялись Тапио, божеству леса (страна Тапиола), посылавшему добычу охотникам; Ахти, богу вод, дававшему рыбу; Эйнемойнен создавал песни; Раккой творил лунные затмения (названы также мифические животные Капеет, пожирающие луну: ср. представления о духе Рахко, управляющем фазами луны); Льекио - бог трав, корней деревьев и т. п.; от Ильмаринена зависела погода на море, удачное плавание; Турисас давал победу в битве (ср. Туури, эстонского Таару), Кратой заботился об имуществе человека; от Тонту зависело домашнее хозяйство; калеванпойят - косари лугов (в других источниках - великаны, сыны богатыря Калевы). Среди карельских богов названы Ронготеус, дающий рожь, Пеллон Пеко, дух ячменя, Виранкан-нос, дух овса; от Эгреса зависел урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна и конопли; Кёндёс - покровитель пахоты; Укко и жена его Рауни давали хорошую погоду и заботились об урожае; Кекри увеличивал прирост скота; от Хийси зависела удача на охоте, от Веден-эмы - в рыбной ловле; Ниркес считался покровителем в охоте на белок, Хатавайнен - на зайцев. По-видимому, высшими божествами были небесные - старец Укко и бог бури Ильмаринен.

Библиография о мифах финнов и карелов

Мифология эстонцев и ливонцев

Эстонская мифология (и близкая ей ливская мифология) уцелела лишь фрагментарно после христианизации. В средневековых письменных источниках и фольклоре сохранились некоторые сведения о пантеоне. Главой его считался небесный бог Уку (ср. финского Укко), Ванаиса («старый отец»), Таеватаат («небесный дед» [как славянский Даждьбог, у которого (русские) люди - внуки?]); в южной Эстонии небесный бог сохранил древнейшее название - Юмал. Генрих Латвийский в «Ливонской хронике» (13 в.) упоминает как высшее божество Тавра. Небесному отцу [деду?] соответствовала мать-земля - Маа-эма.

Библиография о мифах древних эстонцев

Мифология саамов

Саамская мифология близка финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны - вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (инкарнация высшего божества?), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке.

Состав пантеона различался у разных групп саамов (особенно у восточных и западных). Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменён представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радьен-кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер-акке (Мадератье) [от индоевропейского или германского "мать-"?], которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека.

В пантеон входят многочисленные божества со специализированными функциями. Громовник Айеке (ср. эстонского Эйке - бога грозы) (Тьермес, Тиэрмес), по некоторым мифам, - сын Перкеля, насильно овладевшего его матерью, поэтому Тьермес преследует громами злых духов. От солнца Пейве зависели благополучие людей, хорошая погода. По некоторым мифам, Пейве начинал путь на медведе, продолжал на олене-самце, заканчивал на заходе на важенке. Богом ветра считался Пьегг-ольмай («ветер-мужчина») у восточных саамов, Ильмарис (Иль-маратче, восходящий к образу бога воздуха, ср. финского Ильмарине-на) - у западных. Веральден-ольмай («мужчина вселенной») - бог плодородия, поддерживающий мир столпом; Айлеке (Пассе-ольмай, «мужчина праздников») - божество праздников; Рананейда - богиня весны и плодородия, дочь Радьян-атче. У терских саамов главный бог - Кав-рай, покровитель шаманов; его брат Рухтнас - бог-воитель, защитник саамов. Среди женских божеств известны покровительница ягельных пастбищ, сестра Каврая Разиайке, богиня леса Вирес-акка (Вирка), хозяйка подземного мира и его богатств Выгахке и др. К божествам, от которых зависели охота и промыслы, относился Лейб-ольмай («ольховый человек»); Луот-хозик - хозяйка оленей, женщина, покрытая оленьей шерстью (ее муж - Поз-хозяин); богиня Аккрува, женщина с рыбьим хвостом, от которой зависела удача в рыбной ловле (соответствующий мужской персонаж - Тьяс-ольмай).

Божества подземного мира мёртвых - его повелитель Рота (Руста, Мублен), бог болезней и смерти, изображавшийся в виде всадника, и Ябме-акка, «мать мёртвых». Саамские боги населяли три яруса вселенной - верхний (небесный) мир, землю и подземный (загробный) мир (Ябми-аймо, Муббе-аймо, умершие от эпидемий направлялись в мрачный мир Рутайло); эти три яруса изображались на шаманских бубнах. Существовало представление о счастливом потустороннем мире - стране изобилия Сайво.

Библиография о мифах лопарей

Мифология коми

Коми мифология, общая для двух основных этнографических групп - коми-зырян и коми-пермяков, была в значительной мере уничтожена в процессе христианизации. Древнейший источник - «Житие Стефана Пермского» (15 в.) - повествует о многобожии у коми (боги воды, воздуха, охоты, многочисленные божества леса), о поклонении животным, деревьям, огню, солнцу, воде и идолам («Золотая баба»). Верховное божество коми Ен, сведения о котором сохранил фольклор, - демиург; в дуалистических мифах зырян ему противостоит Омоль (или леший - русское заимствование), у пермяков - Куль.

Согласно этногоническому мифу, коми произошли от братьев Остьяса и Ошъяса, правивших многочисленным народом в мифические времена изобилия, когда не нужно было ни пахать, ни сеять. Они должны были приносить человеческие жертвы божеству Иомалю и за отказ от жертвоприношений были изгнаны в леса коршуном, крылья которого издавали гром, клюв извергал пламя: обронив перо, коршун воздвиг горный хребет, преградивший коми путь на родину. Предками коми считалась также чудь, народ, ушедший под землю в древние времена. Легенды коми-пермяков сохранили представления о культурном герое Кудым-оше, первом кузнеце: он, как и Пера-бога тырь и другие, выступает защитником коми от врагов и чудовищ. До недавнего времени у коми сохранялась вера в духов - лешего-ворса и др.

Библиография о мифах коми

Удмуртская мифология

Высший небесный бог Иимар [удм. ин(м), «небо»] в дуалистической космогонии и антропогонии - демиург, противостоящий Керемету (Луду, Шайтану), творцу зла, владыке подземного мира. Третье главное божество - Кылдысин, бог земли и урожая, заменяющий традиционную для Ф.-у. м. богиню земли в трёхчленной модели мира (небо, земля, преисподняя). Наряду с богами почитался дух воршуд. Низшие духи (удм. мурт, «человек»): водяной ву-мурт и др.

Многочисленные злые духи - кереметы (луды; сниженный образ противника Инмара), шайтаны, которых Инмар преследовал молниями, пери, которые считались иногда слугами воршудов, духи болезней кутысь или мыж, эпидемий - чер и др.

Библиография о мифах удмуртов (вотяков) и бесермян

Мордовская мифология

Мифы двух основных этнографических групп мордвы - эрзи и мокши - близки, хотя существуют различия в наименовании некоторых персонажей и в сюжетах. Так, верховный бог мокши - Шкай, демиург в дуалистической космогонии, эрзи - Нишке, демиург и культурный герой, заповедавший человеку труд. Нишке вместе с богом Норов-пазом или Вере-пазом и включённым в пантеон Николой Угодником изображается в народных песнях распределителем человеческих судеб (счастья, доли), сидящим на дубе - мировом дереве. В родственных отношениях с Нишке состоит громовник Пурьгине-паз - приёмный сын или зять бога.

Характерная черта мордовской мифологии - представления о духах - «матерях» (ава) явлений природы, растительности и т. п.: вирь-ава - мать леса, ведь-ава - мать воды, Варма-ава - мать ветра, Мода-ава - мать земли, Тол-ава - мать огня, Норов-ава - мать полей, Юрт-ава - мать дома, Нар-ава - мать лугов и др. (известны соответствующие мужские персонажи, атя «отцы»).

Библиография о мифах мордвы

Марийская мифология

Марийская мифология близка мордовской. Верховное божество Кугу-юмо (юмо - обозначение категории богов вообще) в дуалистической космогонии и антропогонии - демиург, противостоящий творцу зла Керемету. К высшим богам причислялись Туня-юмо - бог вселенной, управляющий ветрами, облаками и т. п.; Ош-Кече-кугу-юмо - бог солнца и света, Кава-юмо - бог небосвода, Мэркугу-юмо - покровитель человечес