Великое переселение народов (IV-V вв.)

Нашествие готов и гуннов, переселение германцев и славян, падение Западной Римской империи

Главная > Общество > Средние века > Великое переселение народов

Китайцы гнали чжурчженей, чжурчжени - гуннов, гунны - авар, авары - готов, готы - всяких немцев. Римская империя пала из-за китайцев. Китайцы об этом так и не узнали [римляне тоже]. :) (Из форума)

Великое переселение народов (на английском)

Великое переселение народов (ВПН) — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию [переформатирование РИ "беженцами" с севера и востока]. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих 7-8 веков [?].

Великое переселение народов – важная эпоха в истории европейской цивилизации. Она отделяет античность от раннего средневековья, мир Pax Romana от Европы раннесредневековых «варварских» королевств. Именно ВПН заложило по сути наследие для образования и развития на европейском континенте новых государств в средневековую эпоху. Европа вошла в эпоху ВПН, поделённая между умирающей Римской империей и протогосударственными образованиями Барбарикума, а вышла – разделённая на множество христианских королевств.

Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. [Это в том числе примерно через 1150 лет (в Позднем Средневековье) привело к Реформации.]

Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении [затем] активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы - предки осетин) и угорские племена [возможно, также монгольские и тунгусо-маньчжурские в составе гуннов (а, может, они ими и были)].

Разделы страницы о Великом переселение народов Евразии и начале Средних веков:


Хронологические рамки и состав миграций ВПН

В историографии принято по-разному подходить к проблеме хронологических рамок Великого переселения народов. По одной из версий ВПН «удревняется», т.е. начинается с Маркоманнских войн на рубеже 2 и 3 четвертей II в. (Буданова и др. 2011). По другим, наоборот, «продлевается» аж до II тыс. н.э., включая в себя миграции скандинавских [северогерманских] народов, венгров, печенегов, куманов (половцев).

Однако, миграции – неотвратимый фон исторических событий, и в случае «широких рамок» эпохи не учтены миграции кимвров, тевтонов и их союзников в к. II в. до н.э., миграции кельтов, военные походы даков и гетов Буревисты (на востоке вплоть до Днепра), «смещение» сарматов на запад в I в. н.э. и т.д. Равно как и миграции викингов, венгров и ряда тюркских племён (печенеги, куманы и др.) – это уже не ВПН, а отдельные исторические процессы, связанные с историческими явлениями уже не поздней античности, а средневековья.

Перемены, приведшие к кардинальным цивилизационным изменениям, всё же начались в последней четверти IV в. с разгрома гуннов и их союзников огромного гревтунгского королевства, контролировавшего значительную часть восточноевропейского Барбарикума, и продолжались вплоть до осады Константинополя аварами, а их славянских союзников – балканских городов (1-я треть VII в.), что сопровождалось значительными расселениями непосредственно на территории Восточной Римской империи. Поэтому правильно считать, что ВПН начинается именно в 375 г., а предшествующая ей эпоха не относится к ВПН - её нужно определить как «предшествующий период».

Великое переселение народов – это длительный и чрезвычайно важный для становления европейской цивилизации период. Однако, он отдаётся целиком на откуп германцам. Незначительню роль отводят ирано- и тюркоязычным народам. Изредка упоминают какие-то обезличенные «группы праславян» (главным образом, в составе германских племён или гуннской «кочевой империи»). А вот балтские племена полностью игнорируются. Однако, их вклад в войны ВПН тоже весма существенен, и даже в предшествующий ей период они уже принимали участие в войнах с римлянами. (И. М. Тарасов, Балты в миграциях Великого переселения народов // Исторический формат, № 3-4, 1917.)

Миграции алтайских кочевых племён на юг и запад (II век до н. э. - II век н. э.)

Степной регион, который простирается на 8000 километров от Венгрии до северо-восточного Китая называют Великой степью. С возникновением скотоводства эта территория эпизодически становится моноэтнической. В неолите ее заселяют индоевропейцы (возможно, какой-то единый народ был и до них). Затем Великая степь становится ареалом Скифо-Сарматского мира (считается индоиранским). Потом эстафета переходит к тюркским и монгольским народам (с эпизодическим участием угорских этносов). Теперь на этой территории живут венгры, украинцы, русские, калмыки, казахи, алтайцы, монголы.

На рубеже эр по Степи с востока на запад прокатился гуннский вал. Это произошло сразу после восточногерманских волн с севера на юг Европы. А третей великой миграцией, которую инициировали предыдущие, было великое расселение славян.

Войны хунну (сюнну) с сяньби и Хань (II век до н. э. - II век н. э.)

Хунну (сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Языковая принадлежность спорная - есть версии об их тюркоязычности, ираноязычности, родстве с енисейцами [а, возможно, и с тохарами].

В III-II вв. до н. э. племена хунну стали объединяться на территории Южного Прибайкалья и Монголии. Эти племена вместе с соседними [и в большинстве - родственными?] племенами сяньбэй, ди, цянов, цзе постепенно продвигались с севера на Среднекитайскую равнину — колыбель древних китайцев. Для защиты от их набегов император Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену (в III веке до нашей эры).

Потом хунну вели активные войны с китайской империей Хань (201 г. до н. э. — примерно 181 год н. э., с перерывами), в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Однако, они проиграли - в результате этих войн с Китаем и с монгольскими племенами сяньби, а также междоусобиц и проникновения в их среду китайской культуры Хуннская держава распалась. Спасаясь, хунны во II веке до нашей эры двинулись на Запад. [Возможно, западная экспансия сюнну началась и раньше.]

Нашествие гуннов на Европу (IV-V века н. э.)

Готы и гунны в Больщом переселении народов

Часть хунну дошла до Европы [Приуралья или Черноморья?] и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны. [Возможно, от хунну или их тюркской части мадьяры и получили большой пласт тюркской лексики, а также свой европейский экзоэтноним хунгары и древнерусский - угры.]

Создав крупные военизированные объединения, эти племена начинают свое продвижение в приволжские и донецкие степи. К IV веку нашей эры гунны подошли к границам Римской Империи. Они ненадолго захватили значительную территорию в Центральной Европе, вытесняя местные племена и атакуя саму империю.

В своем продвижении эти племена, покоряя народы, часть из них включали в свое войско. Так, в частности, в свое войско они привлекли воинственные аланские племена. Это еще больше усилило гуннов. Им удается во второй половине IV в. нанести поражение готам и завоевать степной и предгорный Крым. Вторжение этих центральноазиатских племен (в основном, тюркских) стало тяжелым испытанием для народов Таврики.

Судя по источникам, гуннские полчища производили страшное впечатление. Даже внешне они отличались от уже знакомых европейцам тюркских народов. Эти завоеватели наводили ужас и своей жестокостью.

Балтские племена на рубеже эр ("четвертый мир")

На рубеже эр балтские археологические культуры раскинулись от юговосточной Прибалтики до междуречья Оки и Волги и верховий Десны и Сейма. Им отводится так называемый «четвёртый» мир античной Европы в классификации отечественного археолога М.Б. Щукина. Среди них основные – это культура западнобалтских курганов (позднее – западнобалтская культура), культура штрихованной керамики, милоградская, днепро-двинская (затем она перетекает в средне- и далее – верхнетушемлинскую культуру), юхновская.

Четвёртый «мир» не отличается ни изощрённостью форм, ни богатством ассортимента. Это исключительно различные варианты грубо вылепленных вручную слабопрофилированных банковидных горшков. Все названные культуры – «горшечные» (Щукин 1994: 21). Все эти культуры располагались в зоне балтской топонимики, откуда делается вывод о том, что говорили их носители на балтских языках: носители западнобалтских курганов – на западнобалтских языках [пруссы и ятвяги], остальные – на восточнобалтских (Щукин 1994: 22).

Население западной части культуры западнобалтских курганов, пограничной с Поморьем, ранее уже тяготевшее к поморской культуре, вошло в состав новых группировок оксывской культуры на нижней Висле. Подобное происходит и в ареале нидицкой группы пшеворской культуры, которая могла включить в себя и население верхнего течения Вкры и Ожицы. Другие группы в бассейнах Лыны и Пасленки распались, частично отойдя на запад и юг, а частично создав новую группу в Мронговском поозерье (Щукин 1994: 192).

М.Б. Щукин не исключал, что говорили носители оксывской культуры (как и и носители древностей Поянешты-Лукашевки, пшеворской и зарубинецкой культур) на неких исчезнувших диалектах индоевропейских или даже доиндоевропеских (т.е. палеоевропейских) языков (Щукин 1994: 20). Именно их правомерно называть «древнеевропейцами», и к этим племенам можно отнести изначальных ругов, лемовиев, герулов, скиров, бастарнов, боранов, осов и др., большинство из которых затем перешло на родственные готам восточно-германские языки. [А руги - от лугиев? Может, лугии (лужане, поляне) - не палеоевропейцы, а славяне?]

Именно из смешения носителей оксывской культуры с мигрировавшими готскими племенами, и выросла «готская» вельбарская культура. Примечательно, что готы были в ней меньшинством – но меньшинством, занимавшим главенствующие позиции и составлявшим, по всей вероятности, управленческо-дружинный слой населения, его воинскую элиту. Сама культура была гетерогенным и многокомпонентным образование (Щукин 1999: 68; 2005: 160).

Виновниками волнений в Нижнем Повисленье на рубеже эр иногда называт готов. Отмечена связь готов, проживавших в устье Вислы и родственных им племён (гепидов и др.), с западными балтами (Топоров 1982а: 245). Имела место миграция балтов-галиндов с северо-запада либо в первые века н.э. совместно с готами, либо немногим ранее (Топоров 1982: 129-133). Можно предполагать, что существовал некий единый импульс, заставивший галиндов мигрировать в двух направлениях – западном и восточном (Топоров 1982: 131).

Демография скифо-сарматского мира (-4 век - +1 век)

Завоевание Скифии сарматамм (-III век)

По словам Диодора, сарматы, поселившиеся при реке Танаис, вывезены туда из Мидии (II. 43). Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам.

В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён. Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племён в Северное Причерноморье.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаём от Страбона названия их племён — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты».

Сарматское вторжение и разгром зарубинецкой культуры (I век)

Сарматская экспансия и уничтожение сарматами классической зарубинецкой культуры (сер. I в. н.э.) привели к миграциям зарубинецкого населения на север и соверо-восток, в результате его сложился ряд локальных культур. Зарубинецкое население в основной своей массе бежало на восток — население растекается в разные стороны, спасаясь в Подсенье, на Брянщине, в Посеймье, в верховьях Сулы и Псла, достигает верховьев Дона и, возможно, даже Самарского Поволжья (Щукин 2005: 68).

Именно разгром сарматами зарубинецкой культуры и «взрыв» последней на огромном расстоянии от Верх. Поднестровья до Подесенья, верховий Псла и Северского Донца послужил толчком к миграции балтских племён юхновской и днепро-двинской культур на север и северо-восток, к верховьям Днепра и Волги, в басс. Зап. Двины, на верхнюю Оку и в зап. часть Волго-Окского междуречья (Щукин 1994: 237).

Основательница курганной теории индоевропейских миграций М. Гимбутас отмечает, что носители зарубинецких древностей нарушили спокойную жизнь восточных балтов в бассейне Днепра и заняли земли милоградских племён (невры Геродота), расположенные вдоль Припяти, в верховьях Днепра и его притоков, а также заселённые носителями культуры гладкой керамики южные территории (Гимбутас 2004: 111).

В результате смешения постзарубинецких групп населения (и, возможно, каких-то сарматов) с местными древнеевропейскими и балтскими племенами, родилась основа части будущих восточнославянских племён, говоривших на языках, весьма похожих на среднеевропейские говоры праславян, мигрировавших на лесную зону Европейской равнины в сер. – 2-й пол. I тыс. н.э.

Однако, не успела лесная часть Восточно-Еропейской равнины насладиться спокойствием после разгрома зарубинецкой культуры, как вскоре началось новое движение с южного побережья Балтийского моря.

Миграции восточногерманских племён на юг (III век до н.э. - IV век н. э.)

К восточно-германскими народам относятся бастарны, бургунды, вандалы, варины, гепиды, герулы, готы, карины лангобарды, руги, скиры, тайфалы. Все они активно участвовали в ВПЛ, многие даже раньше готов переселились из Скандинавии на южный берег Балтики.

Восстание батавов - германской гвардии римской армии (I век н. э.)

С середины I века до н. э. батавы жили возле устья Рейна. Римский полководец Друз Старший, занимавший пост правителя провинции Галлия, в 13 году до н. э. нанес поражение германцам, тревожившим земли Галлии постоянными нападениями. Затем он перешел через Рейн и покорил несколько германских племен, включая и батавов. Батавы обязались поставлять в римскую армию 9 тысяч пехоты и тысячу всадников.

Несколько десятилетий батавы сохраняли покорность Риму и оказали значительные услуги римлянам в борьбе с германцами и британцами. Среди всех германских племен батавы считались самым смелым. Из батавов, со времен Октавиана Августа, набиралось одно из элитных подразделений – конная императорская стража (equites singulares). На их землях был построен крупный воинский лагерь Ветера, ставший оплотом римской власти. Теперь на его месте располагается немецкий Ксантен.

Однако, в 69 году нашей эры батавы подняли восстание. К батавам присоединились и другие германские народы: канненефаты, фризы, бруктеры, хавки, треверы и лингоны. ( https://polit.ru/article/2018/05/03/ps_batavi/ )

Маркоманские войны (II век н. э.)

Опустошительные Маркоманнские войны (166-180 гг.) открывают новый этап конфликтов и столкновений Империи с германцами. Одновременно они явились толчком к массовым передвижениям и их вполне правомерно считать началом Великого переселения народов [как и одновременные хунно-ханьские войны].

Отсчёт эпохи Переселения от Маркоманнских войн определяется не только тем, что в ходе этих войн различные племена стали селиться на землях Империи. С этого времени начались необратимые процессы как в самой Империи, так и в варварском мире в целом, в том числе и у германцев. Государственный механизм Империи уже не мог полноценно функционировать без варваров-германцев. Так же и в племенном мире именно благодаря Империи всё более рельефно выступало то общее, что объединяло и разделяло племена. Маркоманнские войны справедливо считают рубежом в истории Римской империи, после чего отмечается её постепенный закат. Угасание Империи длилось на протяжении более чем трёхсот лет и сопровождалось периодами военных взрывов и стабилизаций.

После Маркоманнских войн большинство германских племён окончательно потеряло свою независимость. Этот мучительный процесс длился несколько столетий и для различных племён имел свои специфические особенности. С другой стороны, в ходе этих войн шло образование крупных племенных союзов, которые отличались полиэтничностью. С этого времени у германцев начался процесс формирования «больших» племён.

Готы и "готский взрыв" (II-IV века н. э.)

Прародиной готов был Скандинавский полуостров. По мере укрепления готы начинают расселяться, и на рубеже нашей эры они уже оказываются на противоположном берегу Балтики. Затем готы устремляются к югу, и в III веке они достигают Северного Причерноморья, вторгаются в Крым. Им удается одержать победу над скифами, а затем и над Боспорским царством. Захватив боспорский флот, готы совершают морские походы вплоть до Средиземного моря. Впоследствии готы оседают в Крыму. Очень сложными являются вопросы о численности готов и их месте расселения на полуострове. Очевидно, они осели в юго-западной части и на южном побережье. У многих авторов этот район именуется Готией.

Во II веке одно из восточных германских племен, называемое готами, начало свое движение из низовьев реки Висла (территория современной Польши) на юго-восток, и оказалось в начале III века в нижнем течении Днепра. Исследователи прослеживают проникновение носителей пшеворской и родственной ей вельбарской (вельбаркской) культур из Повисленья к Черному морю и связывают это продвижение с готами. Прийдя в Северное Причерноморье, племя разделилось на части: остготы (грейтунги, «степные жители») заселили северный берег Меотиды (Азовского моря), вестготы остались на правом берегу Днепра, в северном Причерноморье. Готы также проникли в Крым, где разгромили в конце III века «Малую Скифию», а готы-тетракситы населили Тамань.

Готы пришли в Северное Причерноморье совсем не с миром. Они рассеяли кочевья сарматских племен, нарушили традиционные торговые маршруты, жертвой их нашествия стал Танаис (в 252-254 гг.).

После вторжения готов прежнее алано-сарматское население Северного Приазовья осталось на месте, завоеватели составили теперь его правящую верхушку и военные дружины, обеспечивающие ее господство, длившееся около 150 лет. Во главе готов стоял знатный род Амалов. Захватывая античные поселения, готы не стремились их разрушить, а жили в них вместе с местным населением, занимаясь земледелием и скотоводством. В Танаисе, в конце IV века, вместе с потомками греков жили аланы и готы, причем последние также продолжали античные традиции.

Взаимодействие скифо-сарматских и готских традиций привело к формированию в яркого культурного феномена — черняховской культуры, чей расцвет в III—IV вв. совпадает с господством готов в Северном Причерноморье. Для этой культуры характерно пашенное земледелие и ремесло, развивавшееся под влиянием римской провинциальной культуры.

Готы, осевшие в Северном Приазовье [остготы], не чуждались и разбоя, об их морских набегах из области Меотиды [Азовского моря] есть сообщения, начиная с 255 г..

Часть остготов поселилась в Крыму и на Таманском полуострове, где они попали позднее под власть Византийской империи и Хазарского каганата. В X—XI вв. византийские источники именуют Крым Готией, и, даже в XIII веке, после монголо-татарского нашествия, поселения готов все еще существуют на южном берегу Крыма. Упоминаются готы и в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готския красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово…».

Конец господству остготов в наших степях положило вторжение гуннов во главе с Баламбером в 371 году. Готское государство Германариха (Эрманариха) занимало во второй половине IV века обширную территорию от Дона до нижнего течения Днестра, но было ослаблено к тому времени противостоянием со своими соседями: венетами и россомонами.

Гунны захватили основу державы Германариха – земли в низовьях Днепра, а сам правитель остготов умер в 375 или 376 году от тяжелого ранения, полученного в войне с россомонами. Выше Порогов разгрому подверглась каменная крепость готов Данпарстадир (городище Башмачка в Днепропетровской области). В результате распада их государства часть осготов осталась жить в нижнем течении Днепра под властью гуннов, образовав две территориально обособленных группы (одну – во главе с сыном Германариха Ханимудом, вторую – во главе с Винитарием (Витимером), внуком Германариха). Между двумя этими группами компактно поселились аланы, пришедшие на берега Днепра из степей Северного Кавказа вместе с гуннами.

Миграции балтских племен (велетов, галиндов, ятвягов) во II-V вв.

Миграции готов в I-II вв. н.э. привели к перемещению племён пшеворского ареала (лугии и др.), а также к падению «буферного» царства Ванния. Именно тогда затронуты были и зарубинцы (предки будущих восточных славян), и галинды, которые разделились, как и многие племена той эпохи, на части, которые оказались разбросанными по карте чередой миграционных волн. Одна часть галиндов двинулась на бурный юго-запад, другая на относительно спокойный, лесистый юго-восток, где и осела в верховьях Оки (гидроним, производный от балтийского корня *Ak1), где примерно в это время начинает отсчёт мощинская культура. Эта часть галиндов, ушедшая на восток, в Поочье, позднее стала известна, как колды и голядь.

Галинды – одно из тех племён, что участвовало в войнах III – V вв. и перекройке карты тогдашней Европы, а их часть продвинулась от районов юго-восточной Пруссии до северных подступов Карпат и Судетов, а позднее – с везиготами – вплоть до Пиренейского п-ова.

Два других балтских племени, участвовавших в ВПН, - это велеты [бывшие кельты-волоты?] и ятвяги. Но их участие в завоевательных походах эпохи ВПН было не на таких громадных расстояниях, как у галиндов.

Эхо миграций докатилось даже до Поволжья. Так, первая немногочисленная группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в Среднем Поволжье ещё во II в. (Седов 2002: 245). Можно назвать их ещё не славянами, а древнеевропейцами, говорившими на каких-то ныне исчезнувших диалектах, относящихся к индо-европейской языковой семье [иллирийцы, кельто-италики или им родственные?].

Следы проживания этих переселенцев находят в Самарской области. После себя они оставили памятники так называемого славкинского типа (назван так по имени села Славкино, Сергиевского района Самарской области). Археологи считают, что у этой керамики нет местных корней (Седов 2002: 246). По всей вероятности, эти группы пшеворцев были выдавлены первой волной вельбарского [готского] нашествия.

Хронология 5-го века нашей эры

Звёздочкой (*) помечены даты событий, имеющих, возможно, климатические причины (см. статью о периодических миграциях, связанных с солнечной активностью и фиксируемых уровнем Каспийского моря.

Великое переселение народов (на русском)

Миграции и завоевания готов, вандалов, гуннов, саксов, франков.

Литература о Великом переселении народов


Главная
Средние века : Великое переселение народов | Ранние Средние века | Высокие Средние века | Поздние Средние века
Религии | Книжный мир | Библиотеки и музеи | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 17.10.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня