Доисторические мегалиты Евразии

Главная > Общество > Археология > Мегалиты > Мегалиты Евразии
Радуга над мегалитической обсерваторией стоунхендж

Разделы страницы о мегалитических сооружениях Европы и Азии:

Имеются предположения о связи строителей мегалитов Европы с носителями хромосомной ДНК-группы R1b, культурой колоколовидных кубков и палеоевропейцами, которые изучены и интегрированы автором в его исследовании. Возможно, причиной миграций этих популяций служили периодические колебания увлажненности степей Приуралья и Южной Сибири, совпадающие также с колебаниями уровня Каспийского моря.


Мегалитические культуры Западной и Центральной Европы

Мегалиты атлантического побережья Европы

Мегалитические памятники Бретани, Британии, Ирландии и Шотландии.

Аллеи менгиров Карнака (Бретань, Франция)

Дольмены — самый распространенный тип мегалитов, похожие на «карточные домики» из камня. Их много не только в Адыгее. Не так давно их строили даже на островах Тихого океана. А в Бретани (провинция Франции) их - не менее 4500 штук! Ведь само слово доль-мен - происходит от кельтского, означающего "каменный стол".

Карнакская аллея менгиров и кромлехов

Особый интерес у ученых представляют мегалиты французского города Карнак в Бретани. Пожалуй, это самый масштабный мегалитический ансамбль во всем мире. Ученые считают, что сначала он насчитывал до 10000 менгиров! Сейчас сохранилось всего 3000 вертикально установленных каменных глыб, достигающих в ряде случаев высоты в несколько метров. Предполагают, что первоначально этот ансамбль тянулся на 8 км от Сант-Барба до реки Краш, сейчас он сохранился лишь на протяжении 3 километров. Различают три группы мегалитов. К северу от деревни Карнак располагается кромлех в виде полукруга и 11 шеренг, в которых насчитывается 1169 менгиров высотой от 60 см до 4 метров. Протяженность ряда – 1170 м.

Установка камней относится к одному из периодов неолита, вероятно 3300 гг.до н. э., однако некоторые сооружения могут датироваться приблизительно 4500 гг.до н.э.

Мегалитические сооружения Шотландии

Мегалитические сооружения Шотландии датируются периодом среднего неолита, поздним бронзовым веком, около 3500 - 1000 до н. э. Их размеры весьма отличны друг от друга, одни могут занимать площадь небольшой деревни, другие - 10 футов в окружности. Построены они, подобно Стоунхенджу, из громадных известняковых (или других) плит, которые были перенесены на место сооружения.

Стоунхендж

Схема расположения Стоунхенджа Схема расположения Стоунхенджа

Считается, что "старт" строительства Стоунхенджа пришелся на конец IV — начало III тысячелетия до нашей эры (граница энеолита и бронзового века).

В 70-х годах 20-го века близ Даррингтона был открыт еще один комплекс, очень похожий на Стоунхендж, но не каменный, а деревянный. В отличие от Стоунхенджа, он был ориентирован не на точку заката в момент зимнего солнцестояния, а на точку восхода.

Таким образом, Стоунхендж не является изолированным памятником, а представляет собой лишь часть огромного комплекса ритуальных объектов. Всего на сегодняшний день археологам удалось обнаружить в окрестностях Стоунхенджа 17 неизвестных религиозных памятников. Это структуры, напоминающие каменные аллеи, лестницы, жернова и саркофаги.

А в 2015 г. при помощи радаров под мегалитическим комплексом, на месте поселения Даррингтон Уоллс, обнесенного круглым валом, в районе его прямой стороны, на глубине около 90 см обнаружено около 90 мегалитов высотой до 4,5 [!] м, расположенных в виде подковы. Основные элементы скрытого под землёй комплекса — земляной вал и 30 каменных столбов, образующих окружность 40-метрового диаметра.

Кольца Бродгара на Оркнейских островах

Кольцо Бродгара на Оркнейских островах

Примерно 5 тыс. лет тому назад (в это же время строили знаменитый Стоунхендж) на мысе Бродгар началось строительство уникального архитектурного комплекса, сложная организация которого позволяет предположить, что периферия Британских островов в новокаменном веке была центром культуры и передовых технологий. Этот мыс находится на острове Мэйнленд, крупнейшем в архипелаге, в 30 милях от северного побережья Шотландии. А сам раскоп - на перешейке между озерами Харрей и Стеннес, посреди отработавшего свой ресурс золотого прииска.

Поблизости от нового раскопа стоят два крупных мегалитических сооружения. Полмили на северо-запад - каменный круг (или кромлех) "Кольцо Бродгара", построенный примерно 4,5 тыс. лет тому назад. В другой стороне, на расстоянии в четверть мили от мыса - мегалиты Стеннеса, памятник на два века старше. А чуть дальше, милях в полутора, находится городище Барнхауз (поселение, основанное 5100 лет назад); каирн Мейсхау (искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы - прим. переводчика). Мейсхау - самый интересный образец доисторических погребальных камер такого типа во всей северо-западной Европе, построенный около 5 тыс. лет назад и забытый до тех пор, пока викинги не вскрыли его в 1153 году, а уходя, оставили на стенах свои рунические надписи. И это не говоря о более чем дюжине других доисторических курганов и мегалитов в виде вертикально стоящих камней и каменных плит. (До случившейся в 2003 году находки на ферме Бродгар там стояло уже в саду два древних менгира). Все эти монументы отделяет лишь пять миль от наиболее сохранившегося доисторического поселения северной Европы, Скара-Брей.

Новый раскоп на мысе Бродгар, на месте сложно устроенного архитектурного комплекса эпохи неолита, по размеру равного четырем полям для игры в американский футбол, существенно меняет наше представление о людях, живших здесь более 5 тыс. лет назад. Но, чтобы по достоинству оценить этот комплекс, важно увидеть еще и Кольцо Бродгара - мегалитовый круг, состоящий из 26 поставленных вертикально камней (изначально их было 60). Предполагается, что между двумя этими объектами существовала связь.

Чтобы выстроить такой крупный кромлех шириной 104 метра, составляющие его четырехметровые плиты, нужно было притащить из каменоломен, расположенных в десяти милях отсюда (а первое колесо на Британских островах появилось, только в 1100 году до н.э., т.е. на 600 лет позже). Окружающий Кольцо Бродгара ров, трехметровой глубины и в девять метров шириной, был вырыт в скалистой породе без использования металлических орудий труда. Только на то, чтобы построить вокруг Кольца ров, ушло 80 тыс. человекочасов (т.е. 100 человек должны были работать 80 дней, по 10 часов ежедневно). У одного из сооружений стены достигали четырех метров в ширину, и смежные сходились друг с другом аккурат под прямым углом. Каждый камень, хоть и отличался от других по форме, был идеально подогнан к соседнему.

Общий диаметр Кольца (такой памятник причисляют к типу "хенджей") составляет 130 метров - примерно столько же, сколько и диаметр лондонского колеса обозрения London Eye. Если сравнивать Кольцо Бродгара с другими мегалитическими сооружениями Британии, то оно по своим размерам уступает лишь Эйвбери и Стэнтон-Дрю, но превосходит Стоунхендж. Главное здание, прозванное археологами "собором", занимало общую площадь в 465 кв.м, включая двор перед входом. Мыс был окружен каменной стеной протяженностью более 365 м.

Долгие годы не было понятно даже, почему, в отличие от мегалитов Стеннеса, у него не один вход, а два, и зачем от одного к другому идет тропа. Благодаря же новым раскопкам на мысе Бродгар, возникла теория, согласно которой один из проходов служил выходом, и от него тропа тянулась дальше, к находившемуся на расстоянии в полмили отсюда храмовому комплексу, связывая его и Кольцо не только географически, но и функционально.

Люди неолита были изобретательны и тоже ценили комфорт. Наример, в поселении Скара-Брей, возникшем 5 тыс. лет тому назад, стены у домов были сделаны в два слоя - специально для термоизоляции. Внутри имелась разная мебель, включая встроенные шкафы и каменные кровати. А в одном таком жилище археологи нашли туалет, который теперь считается первым найденным в Британии образцом санузла.

Всего здесь было найдено порядка 700 образцов неолитического искусства - больше, чем на всей остальной территории Соединенного Королевства. Однако, богатая материальная культура Мэйнленда не означает, что он был заселен постоянно. На протяжении 1300 лет люди появлялись на острове время от времени. Назначение архитектурного комплекса на мысе Бродгара было прежде всего ритуальным, и сюда сходились издалека паломники. Этот уголок Шотландии был в новокаменном веке не просто одним из инновационных центров Британии, но, возможно, главным или даже единственным таким центром.

Острова лежали на Северном морском пути (через Северное море), по которому доисторические люди перебирались из северной Европы на Британские острова и обратно. К слову сказать, на этих островах расписную керамику с нарезным орнаментом изобрели 5100-5300 лет тому назад. И изобретение это впоследствии получило дальнейшее развитие в других районах Британии.

Мегалиты побережья и островов Западного Средиземноморья

Мегалитические сооружения Италии, Южной Франции, Испании, Португалии, Сардинии, Корсики, Болеарских островов, Мальты.

Во Франции обнаружено 4500 дольменов.

Мегалиты, храмы и дольмены Мальты

На Мальте обнаружены храмы, построенные три с половиной тысячи лет до нашей эры.

Дольмены Испании (провинция Уэльва...) и Португалии

В  Испании (Тригуэрос) восстановлен гигантский дольмен Сото диаметром 60 м и высотой 3,5 м (New Scientist), открытый еще в 1922 году. Считается, что его возраст - 6200 лет. Это самый крупный дольмен из более 200 дольменов, обнаруженных в провинции Уэльва. Дольмен интересен своим длинным, постепенно сужающимся коридором длиной 21 м, который в конце заканчивается небольшим входом в погребальную камеру. Коридор построен так, что во время восхода Солнца солнечные лучи проникают вглубь него. Вдоль стены были найдены останки 8 человек в позиции эмбриона. Рядом обнаружены каменные предметы, оружие, посуда и украшения.

Мегалиты Центральной Европы

По последним данным археологии, с 4800 по 4600 гг. до н.э. в Центральной Европе (в наст. время – пограничные районы ФРГ, Чехии, Словакии и Австрии) существовала неизвестная доселе цивилизация, оставившая после себя 50 каменных строений, превосходящих по размаху знаменитый Стоунхендж в Англии. Расцвет этой цивилизации был прерван вторжением индоевропейских племен [культуры воронковидных кубков (4500–2700 гг. до н. э.)?].

Для сравнения, Междуречье начало своё развитие около 3000 года до н.э. Египет, Индия и Китай - позже, а расцвет Рима, Греции, Инков и Майя приходится уже на I тыс. до н.э.

О расовом облике и языке строителей Центрально-европейской цивилизации определенных версий нет, но из наиболее вероятных кандидатов есть только палеолитические обитатели запада Балканского полуострова и Среднедунайской низменности (народы альпийской расы и расы борреби), вытесненные индоевропейцами и, что менее вероятно, потомки сино-кавказских переселенцев из Передней Азии.

Мегалиты России (Заполярье, Урал, степная полоса и др.)

Дольмены Кавказа

Кавказские дольмены сосредоточены, в основном, на черноморском побережье Краснодарского края - в зоне древнего проживания абхазо-адыгских народов. Предполагается, что их строителями были представители майкопской культуры бронзового века.

Дольмен в районе Геленджика Дольмен у Геленджика Дольмен под Геленджиком

Мегалиты Северного Причерноморья

Мегалиты Северо-Западной России и Заполярья

Культ камней (и различные малопонятные сооружения из них) относят к неолиту IV-II тыс. до Р.Х. , на территории северо-запада России данная категория может быть представлена камнями: "следовиками"(камни с отпечатками рук, ног, копыт и т.д.), "чашечниками"(камни с углублениями - чашками, известны на Карельском пер., в Псковской и некоторых других областях), жертвенными камнями (камни-алтари с большими вырубленными чашами), кругами камней - кромлехами (в Новгородской обл. и на о-ве у Валаама ("наука и религия" 9/1991), конь-камнями(языческий культовый камень на острове Коневец, Ладога - до XIV в.), и похожими на них камнями-пятницами (камень с "седлом" у д. Конозерье, Лужский р-он), каменными идолами (Пушкинские Горы в Псковской обл., святилище возле"Шум-горы" в Новгородской), каменными курганами и культовыми каменными насыпями ("курганы-кенотафы"?) (Карельский пер., Ст. Ладога?). Вопрос с петроглифами спорный (открытие вырубленных в скалах сооружений на Вуоксе в 2000 г. - хотя здесь речь может идти и о цивилизации?!). Культ камней существовал с древнейших времен и до принятия (а где и после) христианства - т.е. до 13-14 веков. (после чего, в средневековье сооружались только каменные - жальничные могильники и вырубались каменные кресты).

Мегалиты Зауралья и Сибири

Мегалитические постройки Передней Азии (Израиль...)

Мегалиты Израиля

Храм-обсерватория Колесо духов

Храм-обсерватория Колесо духов

Камни в Колесе духов, масса которых достигает 37,5—40 тысяч тонн, были выложены кругами вокруг центра — кургана. Внешний круг камней имеет 156 м в диаметре и 2,4 м высотой. Курган посередине достигает 4,5 м в высоту и имеет внутри небольшую камеру, в которую ведёт длинный коридор.

Через каменные «ворота» одного из кругов-насыпей можно было увидеть восход солнца в день равноденствия. Другие указывали на ближайшие потухшие вулканы. Обнаружено, что в день летнего солнцестояния лучи солнца падают точно на большой камень (жертвенный алтарь) внутри кургана.

По одной из версий, Колесо духов возводили в 3000—2700 годах до н. э., во времена медного века, как и посёлок, который образовался вокруг него [жрецы, строители, двор?]. Близко к сооружению люди не селились, а вот на расстоянии 300—350 метров уже строилось жильё. По другой версии, поселение появилось около 4000 лет до н. э. (5640±290 лет назад).

Мегалитические сооружения в Южной Азии (Индостан)

Мегалиты Индостана

Районы распространения мегалитических гробниц (цист) с «входными отверстиями»

Мегалиты Индии весьма многочисленны, встречаются в различных районах страны и весьма своеобразны. Исследователю в этой области приходится, образно говоря, продираться сквозь джунгли проблем, и хочется выразить надежду, что следующее разъяснение хоть отчасти поможет в них ориентироваться.

Черепки керамики, обнаруженные в некоторых местах и ассоциирующиеся с мегалитами, относятся примерно к 3–4-му тысячелетию до н.э. Это время начала стромительства мегалитов в Индостане, которое продолжается и сейчас, что дает основание думать на непрерывность индийской мегалитической традиции. На самом деле, это не так.

Представляется оправданным сразу исключить из предмета исследования мегалиты, расположенные в северо-восточных районах Индии – от Ассама до Бастара на северном берегу Годавари в ее нижнем течении, где мегалитические «культуры» (если их так можно назвать) и сегодня в той или иной степени являются традиционными для местного населения. Казалось бы, исключая из исследования эти хорошо изученные культуры, будь они живыми или уже отмирающими, мы добровольно лишаем себя ценного материала, который мог бы быть использован в сравнительном анализе. Однако мегалиты северо-восточных районов и по типу, и по назначению весьма существенно отличаются от мегалитов Южной Индии. Имеющийся на сегодня материал подтверждает точку зрения Х. Фюрера-Хаймендорфа, утверждавшего, что они скорее родственны культурным традициям Юго-Восточной Азии – Индонезии, Океании, Филиппин, Формозы, независимо от правильности его тезиса о том, что культуру мегалитов фактически привнесли с собой на северо-восток Индии переселенцы из этих стран.

И  у племени гонд в Бастаре, и у кази и нага в Ассаме можно встретить надгробные памятники в виде отдельно стоящих или выстроенных в ряд камней («менхиры»), поставленных в память умерших с тем, чтобы те помогали живущим родственникам. В Ассаме, помимо каменных надгробий, можно встретить и деревянные, выполненные в виде буквы «У»; и те и другие имеют следы ритуальных жертвоприношений домашних животных – быков и коров. Такого же обычая придерживаются и в Бастаре; а племена койя и радж гонд, живущие в окрестностях Хайдарабада, ставят на могилах или местах поминовений небольшие деревянные У-образные знаки с прикрепленными к ним хвостами принесенных в жертву коров. Во всех этих местах существует поверье, что душа или «сила» умершего остается в каменном или деревянном надгробии и посылает живущим всяческие блага, а также хорошие урожаи.

Племена бондо и гадаба в штате Орисса возводили дольменоидные гробницы («дольмены»); эти часто небольшие по размеру сооружения возводились как места для сидения умерших; иногда такие места представляли собой окружности из выложенных вкруговую камней. Возведение менхиров, дольменов и окружностей из камня связывает племена Ориссы с племенами кази и нага в Ассаме и гонд в Бастаре. Племена кази (в отличие от нага) ближе других находятся к мегалитической традиции, преобладающей на полуостровной части Индостана, заключающейся в том, что фрагменты останков умерших родственников периодически [!] помещают в гробницу, напоминающую размером и формой небольшой дом, выполненную из отдельных каменных плит огромных размеров [они сами их строят?].

Такой же обычай распространен среди племени мунда, живущего в районе Чота-Нагпура: помимо поминальных сооружений, характерных для северо-восточных районов, останки умерших членов семейного клана помещают здесь в дольменоидные гробницы, покрытые сверху каменной плитой, лежащей на меньших по размеру камнях. Здесь было бы нелишним заметить, что языки племен мунда представляют собой смесь элементов, как из центральных, так и других районов Индии. Чота-Нагпур занимает удобное географическое положение для подобного взаимообмена и взаимодействия. Остается выяснить, в результате какого культурного взаимодействия стали возводиться поминальные сооружения племенами кази.

Проблема взаимодействия (или его отсутствия) между районами распространения мегалитических культур и традиций очень непроста. В целом, несмотря на некоторые частные сходства, различий между мегалитами, населенных племенами северо-восточных территорий и древними гробницами Декана и полуострова Индостан гораздо больше, чем общего. Так Х. Фюрер-Хаймендорф отмечает: «Я видел надгробные сооружения у племен нага и кази, гадаба, бондо и гонд, видел много гробниц, возведенных в древние времена в окрестностях Хайдарабада, и ни разу меня не поразило какое-либо сходство между ними. Конечно, одно это не доказывает отсутствие генетической связи. Гораздо более важны различия в замысле и предназначении этих памятников.

Мегалиты воспринимаются племенами сегодня, за редким исключением, как памятники по усопшим, а не как места захоронения или кремации. В доисторические же времена они в большинстве случаев являлись местами захоронений или были непосредственно связаны с таковыми». Далее он добавляет, что «входное отверстие», присущее многим мегалитическим гробницам Южной Индии [древним], «не встречается ни у одного из племен Центральной Индии, которые, как, в частности, племена мунда и хо», хоронили умерших в закрытых могилах, выполненных в мегалитическом стиле.

Играет важную роль и временной фактор. В Южной Индии мегалиты перестали возводить в I в. н. э., в то время как в центральных и северо-восточных районах эта традиция существует с древних времен до настоящего времени. Если к этому добавить почти полную географическую обособленность и самодостаточность этих территорий, то на сегодня было бы правильным сделать вывод о том, что мегалитические культуры развивались на упомянутых территориях в значительной степени самостоятельно, без сколь-нибудь серьезного взаимодействия друг с другом.

На основе археологических раскопок можно сказать, что около 1000 г. до н. э. или немного позже общины земледельцев, изначально не очень многочисленные, пришли в джунгли Северо-Восточной и Восточной Индии из Бирмы или более отдаленных районов. Они были вооружены неолитическими каменными орудиями, происходящими из Северного Китая; здесь в эпоху производства каменных топоров уже были знакомы с изделиями из бронзы, которыми в этих районах пользовались задолго до 1000 г. до н. э. В Юго-Восточной Азии аналогичные каменные орудия появились не раньше IV или III в. до н. э.; использовались ли здесь в то же самое время металлические орудия, точно не установлено. Каменные топоры и, возможно, вслед за ними плечиковые мотыги попали в Индию через Бирму. Для увязывания этих явлений с проникновением и распространением языков из Юго-Восточной Азии и Австралии [!], а также мегалитических культур доказательств на сегодня недостаточно. Стратиграфия не показывает связь этих орудий в Индии с мегалитами.

Раскопки в Рангпуре (Бангладеш) показали, что за слоем микролитов без керамики [мезолит] шел слой с образцами халколитической культуры [энеолит] с некоторыми элементами хараппской, а затем уже следовали образцы культуры, называемой «позднехалколитической», вместе с образцами красно-желтой керамики, представлявшие собой органическое продолжение предыдущей фазы. Последняя фаза также содержала образцы черно-красной керамики, которые имели сходство с «мегалитической» керамикой Южной Индии. Образцы черно-красной керамики обычно датируются самое раннее 1000 г. до н. э. [Значит, на востоке Индии мезолит сразу перешел в медный век, а мегалитическая культура появилась после хараппской. Самое интересное - откуда? Время ее появления совпадает с появлением "дольменов" в Корее.]

Большинство южноиндийских мегалитов [настоящих] расположено к югу от 18-й параллели, проходящей чуть севернее Хайдарабада. В этом районе имеются избыточные запасы гранита и гнейса, из которых выполнено большинство мегалитов. Часть мегалитов вырезано из латерита, залежи которых находились рядом с гранитными скалами. Латеритные мегалиты гораздо аккуратнее гранитных.

В результате проведенных исследований и раскопок В. Д. Кришнасвами были выделены следующие основные типы южноиндийских мегалитов:

  1. Дольменоидные гробницы (цисты); речь в данном случае идет лишь о гробницах, выполненных из неотесанных гранитных глыб, в настоящее время располагающихся на поверхности внутри окружности диаметром от 6,2 до 43,4 метра, образованной выложенными вкруговую аналогичными гранитными глыбами. Поверх четырех или более опор расположена (или располагалась раньше) массивная одиночная или двойная каменная плита, которая, в свою очередь, сверху может быть покрыта небольшой пирамидой из камней или остатками или следами такой пирамиды. С восточной стороны у одной из опор сделано «входное отверстие», к которому с восточной стороны ведет короткий, закрывающийся проход.
  2. Плиточные гробницы (цисты), выполненные из гранита или латерита, также находятся внутри очерченного камнями круга; они имеют продолговатую форму, ширина и высота их составляют около 1,85 метра. В опоре, расположенной с восточной стороны, сделано «входное отверстие» либо круглой (диаметром 10 – 50 сантиметров), либо трапециевидной, либо полукруглой формы; оно выполнено в плите, расположенной непосредственно под «крышей». Были обнаружены гробницы, наполовину находящиеся ниже поверхности земли, причем нижняя половина стены окружена каменной кладкой без использования глины. «Входные отверстия» были закрыты дополнительной внешней плитой, причем подход к ним снаружи блокировался, после того как гробница замуровывалась.
  3. Неглубокие погребальные ямы без гробницы. Обычно располагались внутри каменной окружности и выложенных вкруговую камней диаметром меньше 3,5 метра. Гробницы на месте погребальных ям отсутствуют.
  4. Глубокие погребальные ямы глубиной 2,5 метра, расположенные внутри выложенной камнями окружности без гробниц.
  5. «Каменные зонты» или «каменные шапки» – так называют погребальные сооружения оригинальной формы.
  6. «Каменный колпак», или «капюшон». Он представляет собой куполообразное сооружение из кусков латерита; в отличие от «зонтов» располагается не на основах, а прямо на поверхности.
  7. «Капюшоновый шалаш», опять же характерный для района Кочина. Его можно охарактеризовать как нечто среднее между пятым и шестым типом. Представляет собой сооружение из 5 – 12 обработанных и выровненных кусков латерита, расположенных в виде слегка наклоненных друг к другу опор. Предусматривается ли, чтобы что-то лежало поверх этих основ, остается невыясненным. Сооружение связано с погребальными ямами.
  8. Менхиры, или отдельно стоящие крупные камни. Встречаются в Декане и Керале, но не являются типичными для Южной Индии. Гранитный монолит высотой в 3,5 метра в Анапаре, рядом с Тричуром, недалеко от Кочина, поставлен, как здесь полагают, на месте сражения; а другое подобное сооружение в Куттуре считается местными жителями местом прибежища духов.
  9. В эту классификацию, помимо вышеупомянутых типов, наиболее часто встречающимися из которых являются (1) и (2), следует включить и довольно распространенные в Керале высеченные в латерите погребальные пещеры, поскольку содержимое внутри их весьма схоже с содержимым других мегалитов.

Существуют мегалиты и в северных районах Индии, но они без «входных отверстий». К ним относятся гробницы, возведенные внутри выложенных камнями окружностей и с пирамидами из камней как на самих гробницах, так и рядом.

Другие особенности. В мегалитах, и, реже, в урновых захоронениях, в основном. встречается черно-красная керамика.

Датировка мегалитических памятников. При раскопках в Брахмагири было установлено, что мегалитический культурный слой перекрывался следующим, соответствующим более развитой культуре слоем, содержащим образцы круглой (италийской) керамики, датируемой I в. н. э. Нет оснований датировать появление мегалитов в Южной Индии ранее чем III в. до н. э.; в целом же временные рамки мегалитической культуры можно в рабочем порядке определить как III в. до н. э. – I в. н. э.

Мегалиты Восточной Азии (Индокитай, Дальний Восток)

Мегалиты Китая

Откуда в Китае мегалиты - из урало-сибирских или тихоокеанских культур?

Мегалиты Кореи и Японии

Мегалитические комплексы Японии и Кореи, скорее всего, принадлежат к единому кругу микронезийских и, шире, океанийских мегалитов [хотя не исключено происхождение из Китая, а китайских - из Сибири]. Пришли ли они из Микронезии в корею или наоборот - пока можно только гадать. Возможно, центром распространения служил остров Тайвань.


На главную

Мегалиты : Африканские | Американские | Евразийские | Океанийские | Античные | Исследования | Обзоры
Антропология | Языки | Письмена | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 21.09.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня