Энеолит - медный век Евразии

4-3 тыс. до н.э.
Главная > Общество > Археология > Древняя Евразия > Энеолит Евразии
Зарождение и распространение металлической индустрии в ЕПвразии

Человечество впервые встретилось с металлами и осознало их полезные свойства достаточно давно, еще в эпоху первичной колонизации мира за пределами Африки, около 40 тысяч лет назад. Однако умение использовать металлы для изготовления орудий труда и секреты их выплавки появились гораздо позже, во время так называемого халколита, медно-каменного века, начавшегося примерно 7-5 тысяч лет назад.

Энеолит - эпоха перехода от камня (неолита) к металлу, а металлом была медь. Поэтому эту эпоху также называют медно-каменным веком или просто медным веком (халколитом). Сначала использовались как кремнеевые, так и медные изделия. Потом научились делать сплав меди с другими металлами, но еще не с оловом. Когда научились делать сплав меди с оловом, начался переход к бронзовому веку.

В  энеолите сформировался "Фракийский центр" - хронологически непрерывная общность культур на севере Балкан [на основе культуры Караново, затем Винча?] - возможно, одна из родин индоевропрейцев или их части (фракийцев). Возможно, медный век начался именно на Балканах, а не в Междуречье.

Разделы страницы о медно-каменном веке Евразии:

Также смотрите книги и статьи по истории индоевропейцев и индоевропейских народов.


Энеолитические культуры Европы и Азии 5-3 тыс. до н.э. (список)

Культурно-исторические общности евразийского энеолита (также перечислены с севера на юг и с запада на восток) [Э - энеолитические, Н - неолитические]:

Энеолит Западной Азии

Медный топор с формой каменного рубила

Энеолитические культуры Передней Азии - некоторые жили уже в рамках первых государств (Анатолия, Шумер, Ханаан, Элам...).

Энеолит Западной и Центральной Европы

Энеолитические культуры Древней Европы

Энеолитические культуры Европы:

  • TRB - культура воронковидных кубков
  • Культура Лендьел
  • LBK - культура Рёссен
  • Культура Винча
  • Трипольская культура
  • Ямная культура

Культура Винча (4500-3000 лет до н.э.)

Культура воронковидных кубков (4000-2700 лет до н.э.)

Типичный воронковидный кубок

Культура воронковидных кубков (КВК) (нем. Tricherbecher-Kultur (TBK), англ. Funnel Beaker Culture (FBC)) - археологическая культура Северной Европы и севера Центральной Европы эпохи неолита [вернее, энеолита, хотя сама культура по производству - неолитическая] (4000-2700 гг. до н.э.). Сменила местную мезолитическую культуру Эртебёле. Интересна прежде всего тем, что в некоторых концепциях претендует на роль очага праиндоевропейцев [мне кажется она внешне очень похожа на славянскую]. Основные территории – Германия и Польша. Ареал этой культуры на юге достигал территории современной Чехии, на западе – Нидерландов, на севере – Южной Швеции, на востоке – устья Вислы, на юго-востоке – Украины. Название культура получила от характерной формы чернолощеной керамики – кубков с шейкой (выше плечиков), открытой раструбом. Орнаментация сосудов была нарезной (насечкой, зубчатым штампом) и отпечатками веревки.

Для этой культуры характерны укрепленные поселения, в основном расположенные на мысах рек. Дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Люди выращивали пшеницу и ячмень, разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот и лошадь. Занимались также охотой и рыболовством. Использовали повозки на массивных деревянных колесах [сплошных как в Китае?], везомые волами. Основные орудия и наконечники стрел изготовляли из кремня, топоры — из более мягких пород камня, а изредка в небольшом количестве импортировали с юга плоские топоры из меди и некоторые медные украшения.

Могильные сооружения – как курганные, так и грунтовые, а из камня сооружались мегалиты: дольмены и коридорные гробницы. Покойники лежали вытянутые на спине, изредка применялась кремация. Устраивались также крупные культовые центры, а один из обрядов состоял в утоплении каменных топоров в водоемах (где их теперь и обнаруживают тысячами).

Как для большинства археологических культур, происхождение КВК сложное. В формировании этой культуры приняли участие культуры эртебёлле (мезолитическая северная), лендельская (неолитическая южнее), полгарская, возможно, михельсбергская и др. Во всяком случае ген, позволяющий усваивать лактозу и потреблять молоко, усвоен от пришельцев с юга вместе с неолитом. Откуда индоевропейская основа языка (если она была) – от них же или от местного мезолитического населения, неясно.

Из КВК традиции ведут в культуру шнуровой керамики, шаровидных амфор и др. КВК одновременна с развитой трипольской культурой Украины.

Культура воронковидных кубков развивалась более полутора тысяч лет, при этом пережила естественные этапы зарождения, расцвета и упадка. Впечатляет не только временной, но и территориальный масштаб индоевропейского культурного и этнического плацдарма на севере Европы в IV–III тыс. до н. э. Если на западе культура была распространена на юге Скандинавии, в Дании и Голландии, то восточные ее рубежи достигали земель Волыни и Галиции на западе Украины. При этом южная граница культуры захватывала Чехию и шла отрогами Карпатских гор, служивших естественным барьером, делившим в IV тыс. до н. э. индоевропейцев и средиземноморцев.

На поздних этапах развития культура воронковидных кубков распространилась в Моравии и Нижней Австрии. Население занималось земледелием и скотоводством, никогда при этом не оставляя охоты и рыбного промысла. Болота Дании сохранили для нас памятники культуры воронковидных кубков в виде двух домов длиной 80 м, шириной 6, 5 м, сооруженных из дерева. Между домами пролегала замощенная камнем улочка шириной 10 м. Внутри дома поделены перегородками на помещения по 3 м шириной.

Эволюцию культуры можно наблюдать помимо керамики и в создании погребальных сооружений. Если в IV тыс. до н. э. на территории, занятой культурой, хоронили в одиночных грунтовых могилах, то первая половина III тыс. до н. э. характерна сооружением дольменов (каменных погребальных камер) и широким строительством каменных гробниц с ходами, позже превратившимися в целые галереи, до 20 м в длину. Монументальные гробницы с галереями (циститами) возникли на завершающем этапе развития культуры (2000–1800 гг. до н. э.). При этом весьма часто над гробницей насыпали земляной курган, служивший свидетельством и данью исторической памяти о недавнем пребывании в степях. Курганы окружали кругом из камней. На территории Польши носители культуры воронковидных кубков над погребениями сооружали длинные курганы из земли и камня. Позже в III–II тыс. до н. э. подобную форму курганов повторили в Англии. А уже в I тыс. н. э. длинные курганы насыпали славяне кривичи в верховьях Западной Двины и Днепра.

В эпоху развития культуры воронковидных кубков на западе и севере Европы на её атлантическом побережье началось возведение загадочных мегалитических сооружений, наиболее ярким, хотя и достаточно поздним проявлением которых был мегалитический комплекс Стоунженджа, возведенный в 1900–1550 гг. до н. э. на юго-западе Англии и являющийся одной из древнейших обсерваторий планеты.

Необходимо отметить еще один весьма важный момент в этническом развитии европейской истории. Если на Балканах с VII тыс. до н. э. развивалась древняя средиземноморская общность земледельцев и скотоводов, которая уже в V тыс. до н. э. продвинулась в центр, на восток (трипольская культура) и на северо-запад Европы (культура линейно-ленточной керамики), то на территории Франции, Швейцарии, Италии и Испании с V тыс. до н. э. развивались также генетически абсолютно чуждые индоевропейцам культуры шассей (Франция), лагоццо (Италия), кортайо (юг Германии, Швейцария). Происхождение носителей этих западноевропейских культур V — середины IV тыс. до н. э. достаточно загадочно, но вероятнее всего оно явилось результатом смешения средиземноморского и негроидного элементов с незначительным присутствием древних охотников-индоевропейцев севера Европы каменного века (X–VII тыс. до н. э.). Около середины IV тыс. до н. э. культуры шассей, кортайо, лагоццо пришли в упадок и в XXIX в. до н. э., теснимые к югу, исчезли, уступив пришедшим с востока переселенцам благодатные берега Атлантики, цветущие долины Франции, Испании и Италии.

Заселение запада Европы индоевропейцами шло двумя генеральными потоками: с северо-востока носителями культуры воронковидных кубков и с берегов Средиземного моря. При этом культура дольменов на Пиренеях явилась наиболее древней мегалитической культурой запада Европы. Дальнейшее распространение мегалитической традиции в Европе шло с юга (Пиренеи) на север (юг Скандинавии), захватывая при этом атлантическое побережье Франции и острова Британского архипелага. Данное явление указывает на то, что древняя цивилизация Передней Азии VIII–IV тыс. до н. э., имея западным рубежом Малую Азию, распространяла свое культурное и этническое влияние не только на степи Евразии и юг Балканского полуострова, но и непосредственно на запад Европы и на его Пиренейскую периферию. Начало видимого влияния переднеазиатской цивилизации на юго-запад Европы совпало с проникновением носителей культуры воронковидных кубков на северо-запад Европы. Центральная Европа в IV тыс. до н. э. ещё не была в полном смысле индоевропейской и долго оставалась ареной вытеснения евразийскими кочевниками оседлого средиземноморского [этрусского, минойского?] населения.

Культура боевых топоров (шнуровой керамики, одиночных погребений) (3200-1800 лет до н.э.)

Культура шнуровой керамики (Corded Ware Culture) Corded Ware Culture (Культура шнуровой керамики)

Ближе к концу 3 тысячелетия до н. э. культура воронковидных кубков и частично культура ямочной керамики исчезли под натиском пришельцев культуры боевых топоров, которых многие исследователи рассматривают как носителей ранних индоевропейских языков. Пришельцам удалось продвинуться в Скандинавию до Уппланда и Ослофьорда. Новая культура была индивидуалистичной и патриархальной, пастушеской; боевые топоры служили символом социального статуса. Вскоре, однако, появление металлообработки внесло новые тенденции в социальную жизнь, и наступила культура бронзового века.

Культура боевых топоров, называемая также Культура шнуровой керамики или Культура одиночных могил — огромный археологический пласт в Европе, берущий начало в позднем неолите, достигший своего расцвета в медный век и закончившийся в раннем бронзовом веке. В различных областях продолжался с 3200/2900 до н.э. до 2300/1800 до н.э. Наряду с ямной культурой знаменовала собой приход в Северную Европу культуры металлообработки и, возможно, начало распространения индоевропейских народов [балто-германцы, кентумники?].

Генетическое исследование показало, что носители культуры шнуровой керамики являются на 3/4 потомками «ямников». По мнению исследователей, такие результаты говорят о массовой миграции из Причерноморских степей в Центральную Европу около 4500 лет назад. Именно они могли распространить раннюю форму индоевропейского языка. Культура шнуровой керамики вскоре распространилась по всей Северной и Центральной Европе, вплоть до современной Скандинавии. Поэтому «степная родословная» есть у большинства современных европейцев. Они могут считать себя потомками людей ямной культуры и культуры шнуровой керамики.

Согласно распространению по континенту явно прослеживается слияние более ранних археологических культур в разной степени, вероятно с элементами культур востока и юга. Культура представляла собой не единое целое, а скорее проникновение технологических и культурных нововведений. Тот факт, что культура шаровидных амфор занимает большую часть области культуры шнуровой керамики, подтверждает это. Различные народы, живущие рядом друг с другом, оставляют после себя различающиеся археологические памятники. Вокруг Балтийского моря и далее на запад в прибрежных районах Скандинавии очевидно влияние приморского хозяйственно-культурного типа, где море являлось объединяющим элементом - так же, как Эгейское море объединяло греков. На западе включает в себя все области более ранней культуры воронковидных кубков и, очевидно, является её наследником (не обязательно единственным). На территории современных Балтийских стран и Калининградской области культура шнуровой керамики, видимо, стала культурой пришельцев, сменившей юго-западную часть нарвской культуры. В других местах, однако, особенно в восточных областях, была совершенно новой, не связанной ни с какой из более ранних культур.

Культура шнуровой керамики или боевых топоров последней четверти III тыс. до н. э. — первой четверти II тыс. до н. э. накинула громадный этнический индоевропейский полог на северо-восток и север Европы, сыгравший в дальнейшем определяющую роль в сложении балтской общности континента и явившийся важной составляющей в сложении славянской и германской общностей Европы. В то же время на судьбе Западной Европы культура шнуровой керамики отразилась не непосредственно, а трансформировавшись в центре Европы в новую, производную [скорее, в синтезе] от себя археологическую культуру колоколовидных кубков. Родившись на центральноевропейской почве, новая культура отличалась от культуры шнуровой керамики большим изяществом и разнообразием форм сосудов и изделий из металла и камня, хотя природная глубинная сущность обеих культур оставалась общей и выражалась в высокой подвижности все тех же воинственных общин индоевропейских пастухов, по-прежнему гнавших на крайний запад Европы поймами рек огромные стада крупного и мелкого рогатого скота и табуны лошадей.

Культура колоколовидных кубков (III - нач II тыс. до н.э.)

Археологический культурный комплекс колоковидных кубков (ККК) - одна из самых широко представленных в Европе культурных традиций позднего неолитабронзового века. Она появляется 2750 до н.э. на Иберийском полуострове и быстро распространяется по Западной и Центральной Европе, исчезает 2200-1800 до н.э. ККК определяют по набору предметов в захоронениях, среди которых керамические горшки колоковидной формы, медные ножи, наконечники и др.

Культура колоколовидных кубков - археологическая культура [всей] эпохи энеолита (3 — начала 2-го тысячелетия до н. э.), широко распространенная на территории Южной и Центральной Европы, а также Великобритании. Названа по характерной форме сосудов в виде перевернутого колокола.

Известна в основном по погребениям: в гротах (на Юге), каменных ящиках, простых ямах, иногда в курганах; обряд — главным образом трупоположение, реже — трупосожжение. Инвентарь: глиняные сосуды, медные кинжалы, наконечники стрел из кремня и обсидиана, каменные, костяные и янтарные пуговицы и др. Выделяется ряд локальных групп К. к. к. Для среднеевропейской группы характерно занятие населения скотоводством, охотой, собирательством. Были известны литьё металла и ткачество. В некоторых случаях отмечены признаки земледелия.

Культурная традиция колоковидных кубков (одна из самых широко распространенных культур в позднем неолите/бронзовом веке), по-видимому, распространялась по Европе двумя способами – как передачей культурных навыков, так и миграциями населения.

Вопрос о происхождении К. к. к. остаётся спорным. Большинство учёных считает местом её возникновения Пиренейский полуостров, есть и др. точки зрения, связывающие её происхождение со всем Западным Средиземноморьем, Северной Африкой, Восточным Средиземноморьем; некоторые исследователи усматривают связь К. к. к. с предшествующей ей в Европе культурой шнуровой керамики. Судьбы К. к. к. на разных территориях были различны, многие группы её сыграли значительную роль в образовании культур раннего бронзового века Центральной и Южной Европы.

Антропологи описывают «народ кубков» как резко отличающийся от предшествующего населения Западной Европы. Это высокие с мощным костяком широколицые брахицефалы. Жоселин Десидери исследовала преемственность по строению зубов и нашла, что только в Северной Испании и Чехии люди ККК имеют местные корни, а в остальных местах (Франция, Швейцария, Венгрия) преемственности нет.

Генетики заметили, что с ККК связана Y-гаплогруппа R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков. Что до митохондриальной гаплогруппы, то здесь аналогичную роль играет гаплогруппа H (ее носители — до 40% всех женских образцов из ККК). Возникнув на Востоке ок. 28 – 23 тыс. лет назад, эта группа маркирует вторжение в Европу ок. 20 тыс. лет назад и экспансию популяций из Иберии, начавшуюся 15 тыс. лет назад. Однако большое исследование Роосталю/Roostalu и др. показало, что всё это касается лишь Ближнего Востока, Кавказа и Юго-Восточной Европы. Распространение дальше на запад произошло позже, с Южного Кавказа, и связывается с феноменом ККК. Разнообразие митохондриальных групп (W, I1a1, K1, T1, T1a, T2, U2, U4, U5, H, H4, H5) говорит о том, что прибывшие мужчины либо повсеместно женились на местных женщинах , либо брали себе жен из разных местностей.

Имеются предположения о связи носителей группы R1b со строителями мегалитов, культурой колоколовидных кубков и палеоевропейцами, которые изучены и интегрированы автором в его исследовании. Возможно, причиной миграций этих популяций служили периодические колебания увлажненности степей Приуралья и Южной Сибири, совпадающие также с колебаниями уровня Каспийского моря.

Энеолит Восточной Европы

Черноморско-каспийский регион 3300-3000 гг. до н.э. (энеолит)

Северный Кавказ - от энеолита до бронзы

К эпохе энеолита на Северном Кавказе относится всего несколько достаточно ярких и исследованных памятников. Это, в первую очередь, Гинчинское поселение в Дагестане и Нальчикский могильник в Кабардино-Балкарии.

Но уже в эпоху ранней бронзы здесь, с участием значительной группы населения, которое происходит из Северной Месопотамии и Восточной Анатолии, формируется яркая майкопская культура середины IV – середины — третьей четверти III тыс. до н.э.

В конце IV – начале III тыс. на Западном Кавказе возникает дольменная культура, оставившая монументальные гробницы – дольмены. Аналоги дольменов можно встретить в различных регионах Средиземноморья.

На Северо-восточном Кавказе в III тыс. существует достаточно своеобразная гинчинская культура. Кроме дольменов, насыпаются многочисленные и нередко огромные курганы над гробницами (в том числе над гробницами знати). Строятся первые крепости, на скалы наносятся петроглифы с изображениями животных и людей.

Наконец, в позднюю бронзу, в XII-XI вв. до н.э., возникает кобанская культура Северного и Центрального Кавказа, составляющая единую огромную общность с синхронной колхидской культурой Западного Закавказья и, скорее всего, принадлежавшая предкам современных абхазо-адыгов.

Энеолитическая эпоха от Днестра до Дона (Украина)

Для территории Украины нео-энеолитический период обосновывается в периодизации Д.Я.Телегина. Ранненеолитический период охватывает хронологический отрезок от 6500 до 5500 лет до н.э. Это время формирования и развития буго-днестровской, сурской, ракушечноярской, горнокрымской и других культур, а также древнейших могильников мариупольского типа. Вторым, значительно более продолжительным этапом является нео-энеолитический период, когда появление культур энеолита шло параллельно с дальнейшим развитием неолитических культур. Нео-энеолитический период разделен на три этапа:

  1. этап А раннетрипольско-мариупольский (Триполье А, мариупольские могильники второго этапа – 5500-4500 л. до н.э.);
  2. этап В среднетрипольско-среднестоговский (Триполье В, среднестоговская и новоданиловская культуры, – 4500-3500 л. до н.э.);
  3. этап С позднетрипольский-нижнемихайловский (Триполье С, нижнемихайловские, животиловские памятники – 3500-3000/2800 л. до н.э.).

В  дальнейшем, в этой схеме были уточнены только абсолютные даты при сохранении основного принципа периодизации – ранненеолитический период и длительный период сосуществования неолитических и энеолитических культур, включающий три этапа.

Синхронность поздних неолитических памятников и, как минимум, трех культурных энеолитических групп (воротничковая мариупольская, дронихинская, гребенчато-ямочная), наблюдается на ряде памятников Прихоперья (бассейн Дона), а также и на остальной территории лесостепного Подонья.
(А.И.Юдин)

Исследуя неолитические технологии по энеолитическим памятникам на Северо-Причерноморской территории, можно прийти также к следующим выводам:

  1. В раннем энеолите Степной зоны Украины технологии расщепления кремня представлены двумя независимыми ветвями: поздней азово-днепровской и новоданиловской. Для первой, характерно расщепление уплощенных нуклеусов с целью получения нешироких пластин, длиной 7-12 см, к ак заготовок для сечений, оторые уже в свою очередь служили заготовками для производства трапеций со струганой спинкой, перфораторов, концевых скребков; использование технологий изготовления скребков концевых и подциркулярных форм; наличие бифасных подтреугольных наконечников стрел и дротиков с выделенным черешком; наличие подовальных топориков. Вторую ветвь отличает неизвестная в этих краях ранее технология изготовления длинных (более 12 см) и широких пластин; традиция использования микропластин без изготовления микролитов; изготовление треугольных наконечников древкового оружия с выпуклым основанием.
  2. Генезис первой ветви связан с памятниками днепро-донецкой и мариупольской культурно-исторических общностей. Происхождение второй ветви на сегодня можно связать с западным влиянием.
  3. Время начала внедрения новоданиловских инновационных технологий можно определить по наиболее ранним находкам треугольных наконечников с выпуклым основанием – это Никольский могильник – около 5100 лет до н.э. (6145-6220 ВР), а также по датированным находкам длинных пластин, полученных по новым технологиям, например в Лысогоровском могильнике – около 4 800 лет до н.э. (5890 ВР) по последним радиокарбонным определениям. Такой большой хронологический разрыв может говорить о постепенном освоении пришельцами территории Украинской Степи и установление контактов. Упав на благодатную почву предшествующих неолитических традиций, основанных на разведанных залежах высококачественного волынского, донецкого и поднепровского кремня, новоданиловская схема кремнеобработки получила широкое распространение и фактически сменила предыдущие.
  4. Носители традиций использования широких пластин привнесли в украинские энеолитические культуры традицию изготовления орудий в определенной морфемной традиции, когда формирующая ретушь (краевая, крутая, плоская или стелющаяся) покрывала стороны изделия и придавала ему характерные треугольные очертания. Позднее новоданиловская морфемная традиция прослеживается в кремневых коллекциях энеолитических культур Степной Украины вплоть до завершения эпохи раннего металла.
  5. Судя по динамике, отраженной в серии радиокарбонных дат для памятников раннего энеолита, распространение новейших технологий происходило вдоль побережья Черного Моря до Предкавказья и Прикаспия, вероятнее всего, с территории современных Балкан.
  6. Исторические судьбы этих технологий нашли продолжение в традициях кременеобработки носителей дереивской энеолитической кульутры, а также развитого этапа трипольской культуры, где она получила особенное распространение, развитие и усовершенствование (например, бодакская индустрия производства стандартизированных широких пластин).

Ямная культура (3600/3200/2600?-2200 лет до н.э.) [индоарийцы в Северном Причерноморье]

Часть исследователей вслед за Н.Я. Мерпертом (Мерперт 1974) считают, что прародиной ЯК был Волго-Уральский регион, откуда культура распространилась далеко на запад. Центр формирования ЯК некоторыми исследователями переносится в Попрутье: полагают, что она сложилась на основе культуры воронковидных кубков (КВК) в степных и лесостепных районах, близких к Прикарпатью; в ней же зародился древнейший курганный обряд и основные типы керамики, известные в ЯК (Сафронов 1989; Николаева 2011). Эта теория была поддержана рядом исследователей других специальностей (Шевченко, 1986; Трубачев 1989), но не стала доминирующей. С точки зрения генетики, ЯК не демонстрирует родства с КВК на уровне цельно-геномного анализа, хотя присутствие фермерских генетических детерминантов в ЯК Болгарии и юго-восточной Украины (Mathieson et al., 2017) не исключает такую возможность. Однако, связь ЯК Северо-Западного Причерноморья и КВК (Bernburg) была прослежена на уровне анализа частот мтДНК (Nikitin et al. 2017a). С другой стороны, существует предположение о том, что сложение ямной культуры происходило в Причерноморских степях на основе среднестоговской культуры (Лагодовська та ін. 1962; Телегін 1973; Рычков 1990) либо последняя рассматривалась как один из этапов ямной (Даниленко, 1974). Полагают, что ЯК могла быть результатом трансформации локальных культур энеолитического периода, на территории степной Украины в ней выделяется два основных субстрата – среднестоговский и репинский (Рассамакин, Евдокимов, 2001). Некоторые исследователи считают репинскую культуру начальным этапом ямной (Моргунова 2002; Николова 2002 и др.).

Предполагается сложение различных вариантов и культур, которые входят в состав ЯКИО, на широкой местной энеолитической основе (отличной в различных регионах), а не распространение её носителей из единого центра (Іванова 2013)[4]. В Северо-Западном Причерноморье «протоямный» энеолитический горизонт выступает как конгломерат различных культурных образований, имеющих корни как к востоку от него (в Днепро-Бугском ареале), так и к западу (в Балкано-Карпатском регионе). На стыке разнохарактерных традиций на рубеже IV-III тыс. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье и формируется буджакская культура, связанная с ЯКИО (рис. 52; 53). Не подтверждают миграционную концепцию распространения ямного населения из единого (восточного) центра и данные естественных наук (радиоуглеродное датирование). Имеющиеся ранние даты позволили предполагать одновременность памятников восточной и западной окраины ямной КИО (Черных Е.Н., Орловская 2004, с. 93).

Важно отметить, что самые ранние колесницы использовались Ямной культурой (IV тыс. до.э.) [но запрягали волов?], культурой Воронковидных кубков (V тыс. лет назад), Синташта в III тыс. до н.э., не считая шумеров (у них в запряжке использовались ослы).

Трипольская (Кукутень) культура

Нижнемихайловская культура

Животиловская культура

Новоданиловская культура

Днепро-донецкая культура

Мариупольская культура

Буго-днестровская культура

Сурская культура

Ракушечноярская культура

Горнокрымская культура

Дереивская культура

Энеолитическая эпоха лесной зоны Русской равнины

Средневолжские лесные культуры медного века

Археологи выделяют на Оке культуры, называемые условно клязьминской, белёвской, рязанской, волосовской, балахнинской. Каждая из этих культур имеет свои отличительные особенности, главным образом в мелких, но специфических для каждой племенной группы или для каждого племени деталях орнаментики глиняных сосудов. Каждая из культур проходила свой определённый путь развития. Но у них было и много общего в хозяйстве и образе жизни, в материальной культуре, обычаях и верованиях, а также, должно быть, и в языке.

Археологические культуры верхневолжская, волосовская и фатьяновская (пришлая) занимают практически одинаковую территорию, примерно схожую со средневековым древнерусским Владимирским княжеством, в которой сформировался великорусский этнос.

Волосовская культура

Волосовская археологическая культура (энеолит Поволжья)

Время существования — 2200—1500 года до нашей эры, хотя есть и версии углубления ранней даты на несколько веков (-3500 г.). В. В. Ставицкий считает, что сложение волосовских древностей было связано с трансформацией керамических традиций населения льяловской культуры (локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики, IV тыс. до н.э. - сменила верхневолжскую культуру (а она - на основе бутовской), а пришла, по одной версии, с Карелии и Русского Севера). Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма. В 2000—1500 годах до нашей эры волосовская культура распространилась далеко на северо-запад (стоянка Николо-Перевоз на Дубне и другие). Прекращение существования белёвской культуры (4 - 2 тыс. до н.э. была распространена по верхнему течению р. Оки - район Белев - Серпухов) связано с расселением в её ареале племён волосовской культуры, пришедших из Прикамья. В конце своей истории подверглась нападению племён фатьяновской культуры, а также абашевских племён.

Основное занятие - охота и рыбалка. Орудия - из кремня и кости. Известна керамика. [Неолитчики, но жили в эпоху поздней бронзы.] Предполагается, что волосовцы говорили на прафинно-угорском или некоем палеоевропейском языке, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы позднейшего населения этих территорий — славян и балтов [субстрат балтославян].

Резюме по генетике: рессетинская и/или свидерская (с влиянием кундской) -> бутовская -> верхневолжская -> льяловская (ямочно-гребенчатая) -> волосовская. При этом свидерцы (мезолит Польши, Литвы и Беларуси, IX—VIII тыс. до н.э.) имели Y-хромосомную гаплогруппу I и были, наверное, догерманским [добалтогерманским, северным палеоевропейским] субстратом. Представляет начальный этап обширного верхнепалеолитического мазовшанского цикла, включающего выгляндовскую, плудскую, гулинскую, осницкую культуры. На западе была связана с культурой Лингби. Синхронна культурам федермессер и аренсбургской.

Фатьяновская и балановская культуры

Фатьяновская культура

Бала́новская культу́ра — археологическая культура бронзового века (II тыс. до н. э.), располагавшаяся на территории Средней Волги и Вятско-Ветлужского междуречья. Выделена в отдельную культуру О. Н. Бадером в 1950 году, что было поддержано А. Х. Халиковым. Д. А. Крайнов считал балановскую группу памятников локальным вариантом фатьяновской культуры. Балановцы имели навыки разведения домашних животных — свиней и мелкого рогатого скота, а со второй четверти II тыс. до н. э. — крупного рогатого скота и лошадей. Судя по всему, балановцы были первыми земледельцами в Волго-Вятском регионе. Они занимались подсечно-огневым земледелием. Балановское население в данном регионе было пришлым народом и появилось оно там, вероятно, в 3 тыс.до н.э. Антропологически это население представляло собой европеоидный, узколиций, восточно-средиземноморский тип. Вероятно, его исходная территория находилась в районе Восточного Средиземноморья, а в район Прикамья и Среднего Поволжья этот народ мог проникнуть через Вятско-Ветлужское междуречье, двигаясь по Каспийскому морю и Волге. Со временем, при смешении с аборигенным населением, балановцы приобретали черты уральской расы. Шнуровиков, в том числе фатьяновцев и балановцев, относят к северным индоевропейцам — ещё не разделившейся балто-славяно-германской общности.

Энеолитическая эпоха степного Поволжья (от Дона до Урала)

Энеолитическая эпоха степного Поволжья впервые наиболее полно была охарактеризована в трудах И.Б.Васильева, где она представлена совместно с памятниками лесостепи Среднего Поволжья и также полупустыни и пустыни Северного Прикаспия. Еще более широкая картина энеолитического времени была представлена в последующей совместной с А.Т.Синюком работе. Предложенная тогда, более четверти века назад, трехступенчатая схема развития энеолита Поволжья явилась отправной точкой для последующих исследований и в основных чертах сохранила свою актуальность до настоящего времени. Конечно за прошедшие годы рядом исследователей эта схема была дополнена, конкретизирована и соотнесена с культурами предшествующего времени и синхронными культурными образованиями сопредельных регионов. Полученная общая картина энеолитической эпохи показывает, что процесс смены археологических культур носил в большей мере эволюционный характер, что вызвало существование нео-энеолитического периода в развитии населения степного Поволжья.

Для энеолита Нижнего Поволжья первоначально была определена следующая последовательность культур:

Однако в процессе дальнейших исследований памятников позднего неолита и энеолита появились новые данные, которые показали, что процессы культурной эволюции не носили строго линейный характер и, начиная с позднего неолита параллельно развивалось население нескольких культурных направлений. Ранее подобное считалось возможным только для населения лесостепи.

Постепенно трехступенчатая схема последовательной смены культур перестала отражать всё многообразие культурных процессов в Нижнем Поволжье на рубеже каменного и бронзового веков. На основании новых материалов и калиброванных дат, И.Б.Васильев уточнил свою периодизацию и выделил 2 крупных этапа развития энеолита на всей территории степи и лесостепи Восточной Европы.

  1. Первый этап – это ранний и развитой энеолит, на который приходится время существования культур мариупольской культурно-исторической области;
  2. второй этап – развитой и поздний энеолит, время функционирования хвалынско-среднестоговской культурно-исторической общности.

В  данном случае из схемы исключен развитой энеолит как самостоятельный этап, а сама она отразила синхронность поздних неолитических и энеолитических памятников и подтвердила необходимость пересмотра схем развития культур.
(А.И.Юдин)

Древнейшие достоверно установленные случаи возведения энеолитических курганов зафиксированы на Нижней Волге. В Оренбургской области в Красногвардейском р-не близ с. Ивановка в устье р. Турганик на дюне находился большой энеолитический могильник, разрушенный ветровой эрозией. Обряд погребений не установлен, но многочисленный инвентарь, собранный местными жителями в выдувах и обнаруженный археологами (каменные топоры, булава (атрибут Бога Вишну), кольца и браслеты, украшения из раковин), позволяет сопоставить эти материалы с инвентарем древнейших подкурганных захоронений Нижней Волги "бережновского" типа. Датируется концом V - первой половиной IV тыс. до н. э.

Прикаспийская (нижневолжская, северокаспийская) культура

Нижнее Поволжье в физико-географическом отношении четко локализованно бассейном нижнего течения Волги. Именно Волга, с ее многочисленными левобережными притоками, являлась основой вмещающего ландшафта для культурогенеза оседлого неолитического населения. Возможность перемещения населения вдоль Волги при усилении неблагоприятных воздействий природно-климатических факторов обусловила культурные контакты внутри нижневолжского региона уже в неолитическое время и определила автохтонность большей части населения на протяжении двух эпох.

Неолит региона представлен нижневолжской культурной общностью (северокаспийский культурный ареал или североприкаспийская культурно-историческая общность), которая включает 3 культуры: сероглазовскую в Северном Прикапии (левобережье Волги), джангарскую в Северо-Западном Прикаспии (правобережные районы Волги) и орловскую в степной зоне Поволжья и части Донского левобережья.

Сероглазовская культура

Сероглазовская культура — археологическая культура эпохи мезолита 11—9 тысячелетий до н. э. Была распространена в Прикаспийской низменности на северном побережье Каспийского моря), от реки Урал до Кумо-Манычской впадины. Название дано в честь станции Сероглазово, неподалёку от которой в ходе археологических раскопок были обнаружены следы этой культуры.

Самарская культура

Алексеевская культура

Хвалынско-среднестоговская культура

Степные энеолитические культуры Центральной Азии (Зауралье)

Культуры энеолита Зауралья, Южной Сибири, Северного Казахстана . Их можно назвать культурами афанасьевского круга (хотя афанасьевская - самая молодая из них) - и население этих культур было родственным (генетически и лингвистически?).

Энеолит Казахстана

В  III-II тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры - Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158 жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. [вероятно, именно в Северном Казахстане в этот период была одомашнена лошадь и возникло коневодство.]

Близки к ботайской культуре Казахстана и памятники суртандинской культуры Южного Урала, хвалынской [протокурганной] культуры Поволжья, афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской - Восточного Казахстана. Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностью племен степной части Евразии.

Агидельская культура (5-3 т. до н.э.)

Агидельская культура - поздний неолит и энеолит Ю. Предуралья, Волго-Уральского междуречья. Конец V-III тыс. до н.э. Памятники раннего этапа: Муллино III, Давлеканово III, Бельская I; поздний этап - Муллино IV, Сауз III, Гумерово и др. Керамика на раннем этапе кругло-донная с наплывом у венчиков (воротничковая); на позднем этапе - прямые стенки [баночная] с орнаментом в виде крупной, гребенки. Преобладают орудия из кремня, шлифованные топоры и тесла, ножи и наконечники суртандинского типа, зернотерки, кремневые серпы.

Кости домашних животных: лошади, крупного и мелкого рогатого скота (до 35%).

Суртандинская культура (4-3 т. до н.э.)

Суртандинская культура – ранний энеолит Южного Зауралья и степного Казахстана. IV-III тыс. до н.э. Поселение Суртанды 8 расположено в 40 км от Магнитогорска. Суртандинская культура характерна обилием каменных орудий из яшмы м единичными изделиями из уральской самородной меди. Керамика круглодонная со слегка отогнутым венчиком, редко воротничком под ним. Орнамент, сплошь покрывающий сосуды, сделан гребенчатым штампом и состоит из геометризированных узоров. Иногда они составляют сложные композиции в виде чумов, костров, водной глади с плывущими по ней птицами и т.д. В конце Суртандинской культуры на дне сосудов появляются зачатки свастики, которые приобретают четкую форму в эпоху бронзы.

Найдены кости домашних животных – овца, крупный рогатый скот, преобладают лошади.

Ботайская культура (3 т. до н.э.)

Ботай - поселение энеолита в Северо-Западном Казахстане (Акмолинская область) III тыс. до н.э. Одно из древнейших коневодческих поселений степной полосы Евразии. От этого поселения происъодит название энеолитической ботайской культуры, которая существовала в 3700—3100 годах до н.э. Всего открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбулак, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка.

Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Есть версия, что этнически ботайцы принадлежали к праенисейцам [пракетам]. [Как-то далековато они жили от Енисея.]

Площадь до 15 га. Состояло из одинаковых глинобитных домов. Орудия из камня и керамика большей частью суртандинская (южноуральская). Имеются предметы средне-восточного типа. Основными материалами были камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовство.

Найдены тонны костей лошади, единично кости быка (бизона?). Ботайцы умели делать кумыс и были пионерами в применении сбруи.

Афанасьевская культура (3 т. до н.э.)

Афанасьевская культура

Афнанасьевская культура — южносибирская к-ра бронзового века (III—II т. до н. э.), созданная европеоидными земледельческо-скотоводческими племенами индоевропейцев [тохарами?]. Особенности к-ры указывают на родство носителей афанасьевской к-ры с южноуральским регионом андроновской к-ры. Сменилась тагарской, карасукской и окуневской культурами. Наследниками афанасьевцев были племена тагарской к-ры, дожившей до III в. до н. э. [3], по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синцзян

Вероятно, именно афанасьевцы [тохары] продолжили наступление на восток, принеся в Восточную Сибирь, Китай, Корею (а потом в Японию) традицию курганных захоронений, бронзу и колёсные повозки. Недаром фонетика корейского языка сильно напоминает кентумную индоевропейскую.

Помимо территории Алтая, включала в себя восточный Казахстан, Монголию и Синьцзян. Название к-ра получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная. В основном, это яйцевидные горшки емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, емкостью до 200 литров. Разводили лошадей и коров.

Покойников хоронили в курганах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.[2]

Афанасьевская культура - культура Ю. Сибири (Алтай, Минусинская котловина) - энеолит и бронзовый век. От середины III тыс. до начала II тыс. до н.э. [2500-2000]. Мезолит и неолит здесь изучен еще недостаточно, и хорошо известно лишь население эпохи энеолита, относимое археологами к А.К. (по имени могильника у Афанасьевой горы, близ с. Батени, раскопанного в 1920-1923 г. С.А.Теплоуховым). Курганы культуры были раскопаны в 1925-1932 г. С.В.Киселевым у с. Кси в Минусинской степи Красноярского края и в 1937 г. у с. Куроты на Алтае. Позднее было раскопано ок. 200 курганов в Минусинской степи и несколько больше на Алтае. Вначале афанасьевцы хоронили своих покойников в простых могилах, сверху обложенных камнями [будущие дольмены?]. Курганы, появившись позднее, по-прежнему обкладывались кольцами из камней [будущие менгиры]. Хоронили в скорченном положении. Вместе с сосудами и каменными орудиями в могилах найдены предметы из меди, золота, серебра и даже украшения из металла. Металлических орудий еще не делали, все орудия из камня. Найдены кости домашних животных (овцы, коровы и лошади). Состав животных очень близок к южноуральским (суртандинская культура). Не исключено, что домашнее животноводство пришло сюда с Ю. Урала.

Население европеоидное, в отличие от лесных регионов Сибири, где преобладало монголоидное население в то же время. Подобные черепа и скелеты хорошо изучены по материалам памятников суртандинско-ботайской культуры Ю. Урала и С. Казахстана. Население, оставившее афанасьевские памятники, родственно с населением, заселявшим южнорусские и приуральские степи в неолите и энеолите (ташбулатовская, прибельская, суртандинская, агидельская культуры).

С  афанасьевской культурой связано начало бронзового века в Сибири, который начинается в III тыс до н.э. Афанасьевцы овладели навыками скотоводства, земледелия и металлургии. Следы их деятельности обнаружены в горах Алтая и Саян. Вместе с их миграциями распространяются курганные захоронения. Под влиянием этих племён развиваются черкаскульская и каракольская культура. В Прибайкалье появляется глазковская культура. В Хакасии и на юге Красноярского края расцветает окуневская культура.

Энеолит Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии

Энеолитические культуры Дальнего Востока, Индостана, Индокитая и Индонезии, не смотря на отдаленность, имели генетические, торговые и культурные связи с Западной и Центральной Евразией, а некоторые достигли уровня цивилизации (Индия и Китай).

Следует также заметить, что керамическое производство впервые появилось именно на Дальнем Востоке.


На главную

Древняя Евразия: Неолит | Энеолит | Бронзовый век | Железный век | Древние миграции
России в древности Мегалиты | Антропология | Языки | Письмена | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 18.09.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня