Цивилизации Центральной Америки

Главная > Общество > Археология > Доколумбовая Америка > Доколумбовая Мезоамерика
Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

Мексиканская пирамида

Мезоамерика (Месоамерика, Центральная Америка) - территория от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Месоамерика являлась родиной многочисленных высокоразвитых культур: ацтеков, майя, миштеков, ольмеков, пурепеча, сапотеков, тольтеков, тотонаков, уастеков, чичимеков.

В  южных районах Мезоамерики (Пуэбла, Оахака) земледелие в конце III тысячелетия до н.э. начинает играть уже решающую роль в хозяйстве. В это же время или чуть позже здесь впервые появляется керамика и начинают возникать постоянные поселки земледельцев. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на смену культурам охотников и собирателей приходят культуры раннеземледельческого облика.

Периоды развития Мезоамериканской цивилизации (п-ов Юкатан, древний город - Чичен-Ица):

  1. Домезоамериканский период: 12000 - 11000 гг. до н.э. Находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США.
  2. Доархаический период: 10000 - 7000 гг. до н.э. Самые ранние известные мезоамериканские археологические культуры бродячих охотников и собирателей, пришедших в Мезоамерику с севера.
  3. Архаический период: 7000± - 2000± гг. до н.э. Уже известны крупные поселения. Первые опыты земледелия, в т.ч. с кукурузой (VI тыс. до н.э.). [Почти одновременно со Старым Светом] В IV тыс. до н.э. кроме одомашенной кукурузы появляются фасоль и тыква [а когда томаты, какао, табак?]. Появление культур (1600-1500 г. до н.э.), ставших корнями культуры ольмеков, их первых городов [вероятно, это уже и были ольмеки].
  4. Раннеформативный (доклассический) период: 1500 - 900 гг. до н.э. - для территории Мексики; 1800 - 900 гг. до н.э. - для территории Майя. В конце периода (X в. до н.э.) возникают культуры сапотеков и уастеков.
  5. Среднеформативный (доклассический) период: 900 - 300 гг. до н.э. Появление сформированной культуры ольмеков (около 800 г. до н.э.). [Лучше это назвать не появлением, а расцветом - появились они на 700 лет раньше, а их достижения будут жить в последующих культурах Месоамерики еще 700 лет спустя.] Заселение и необъяснимое падение через 300 лет ольмекского города Сасакатлы (800 - 500 гг. до н.э.).
  6. Позднеформативный (доклассический) период: 300 гг. до н.э. - 150 гг. н.э. - для территории Мексики; 300 гг. до н.э. - 250 гг. н.э. - для территории Майя. В начале периода - появление культуры Теотиуакана (300 г. до н.э.) и ранних государств миштеков (II в. до н.э.). В конце периода - затухание культуры ольмеков (100 гг. н.э.).
  7. Раннеклассический период: 150 - 650 гг. н.э. - для территории Мексики; 250 - 600 гг. н.э. - для территории Майя. В этот период "законодателем мод" в Мексике и Гватемале был Теотиуакан (300 - 600 гг. н.э.). Расцвет культуры сапотеков в Оахаке (200 - 500 гг. н.э.). Распад первых миштекских государств (III-IV в. н.э.).
  8. Позднеклассический период: 600 - 900 гг. н.э. В конце периода (800 г. н.э., а, может быть, и раньше) происходит аридизация климата и упадок земледелия, чем тут же воспользовались пришельцы с севера. Наступает конец чисто теотиуаканской культуры (800 г. н.э.) - ее завоевывают тольтеки (которые ее принимают и продолжают). Сам Теуакан пал и был уничтожен за 100-200 лет ранее (в VII в. н.э. - раньше засухи?), скорей всего, тоже тольтеками. Затем (900 г. н.э.) тольтеки максимально расширяют свое государство, завоевав многие пришедшие в упадок города майя (их цивилизацию они тоже продолжают, давая ей второе дыхание). [Таким образом, тольтекская экспансия заняла 200-400 лет.] Тольтеки усилили жестокость месоамериканских ритуалов - возможно, этому способствовал 300-летний период засухи (800-1000 гг. н.э.).
  9. Ранний Постклассический период: 900 - 1200 гг. н.э. Господство тольтеков. В этот же период расцветает культура уастеков (между падением Теотиуакана и расцветом ацтеков). Конец периода ознаменован сильной засухой (1000-1100 гг. н.э.), после которой (1150 гг.) с севера хлынули новые завоеватели, в т.ч. ацтеки и покорили тольтеков.
  10. Поздний Постклассический период: 1200 гг. н.э. - до испанского завоевания. Господство и расширение государства ацтеков. За сотню лет (1450 г. н.э.) до испанского завоевания они покоряют уастеков - родственников майя, но не знавших письменности. Повторное заселение [ацтеками?] и падение через те же 300 лет бывшего ольмекского города Сасакатлы (1200 - 1500 гг. до н.э.).

Культура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Её хронологические рамки – около 800 г. до н.э. – 100 г. н.э. Имени народа, создавшего ее не сохранилось (название дано по имени индейского племени, жившего здесь значительно позже). Основными центрами «ольмекской» культуры являются крупные поселения: Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас, Сан-Лоренсо. Расположены они в прибрежной части современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско.

Хронологические рамки теотиуаканской культуры – от 300 г. до н.э. до 800 г. н.э. Дальнейшая история Теотиуакана связана уже с племенами тольтеков, создавших в Центральной Мексике вторую крупную цивилизацию после теотиуаканской.

Разделы страницы о древних цивилизациях и культурах Месоамерики:


Порталы о цивилизациях и культурах Мезоамерики

Индейские языки Месоамерики (пенутианская, тано-ютоацтекская, отомангская макросемьи и несколько изолированных языков), тесно взаимодействовали между собой и приобрели ряд сходных черт, которые в настоящее время характеризуются как Месоамериканский языковой союз. Причём, число носителей ряда местных языков (юкатекский майя, науатль, сапотекский, миштекский и др.) продолжает медленно расти.

Неизвестные древнейшие цивилизации Центральной Америки

Многочисленные находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США относятся к концу XII-XI тысячелетий до н.э. Здесь выделяются две большие традиции или культурно-исторические общности, разделенные территориально скалистыми горами, - древневосточная и древнезападная [и, наверное, с этих времён возникло фонетическое разделение северо-америндских языков на атлантические (мало согласных, обилие гласных) и тихоокеанские (наоборот, много согласных, мало гласных) - возможно, от влияния пришедших народов на-дене].

Самые ранние материалы с территории Центральной Америки относятся к X тысячелетию до н.э. (культура Диабло). С этого времени и до 7000 г. до н.э. Мезоамерику населяли различные группы бродячих отхотников и собирателей, которые вели свое происхождение от североамериканских племен. [Не факт, могли быть и возвратные миграции из Южной Америки, и даже приход групп мигрантов из Старого Света - не даром в языках Мексики и Калифорнии развито чередование гласных, которое характерно для индоевропейских языков.].

С конца VII-VI тысячелетия до н.э. делаются первые попытки по выращиванию полезных растений. Зачатки земледельческого хозяйства находятся в наиболее благоприятных для земледелия горных районах тропиков и субтропиков (пещеры Тамаулипаса, Чиколоапан, Кошкатлан и др.).

В IV тысячелетии до н.э. появляется трио важнейших культурных растений Нового Света – кукуруза, фасоль и тыква.

Культура Теотиуакана (-2 - +7 века)

Теотиуакан (Teotihuacan) - город в древней Мексике, один из крупных центров раннеклассового общества в долине Мехико (на территории современного штата Мехико). Возник, видимо, во 2 веке до н.э. Теотиуакан увидел свой расцвет в 3-м столетии нашей эры. Тогда его население составляло более 200 тысяч человек. Культура Теотиуакана в 3-6 веков н. э. оказала большое влияние на культуру других народов [каких?] Мексики и Гватемалы.

В середине 7 в. н. э. в результате нашествия племён с севера [тольтеки, уастеки ?] город был разгромлен и сожжён. [А был ли он восстановлен потом?]

Ко времени прибытия сюда ацтеков в XIV веке город давно уже был пуст. Ацтеки, обнаружив этот большой город уже покинутым, дали ему имя Теотиуакан – «Место, где рождаются боги» или «Место, где люди становятся богами». В ацтекское время около его развалин было небольшое поселение. Основные памятники архитектуры находятся близ прямой "Дороги мёртвых": "Пирамида Луны" (в 50 км от Мехико), "Пирамида Солнца" и др.

Тольтеки (+8 век, Ц.Мексика и Гватемала) и чичимеки

Тольтеки - индейский народ языковой группы науатль [как и ацтеки]. В 8 в. н. э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Тольяне (современная Тула, которая находится в 80 километрах к северу от Мехико). В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана и Шочикалько. Главным божеством был Кецалькоатль [как и у ацтеков, у майя - Кукулькан]. В 10 в. военные отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале, где находились крупные города государства майя - Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан, Кумаркаах, Ишимче и др.

Во 2-й половине 12 в. новое нашествие с севера воинственных племён, среди которых были и ацтеки, положило конец владычеству тольтеков в Мексике. Культура тольтеков оказала значительное влияние на формирование культуры ацтеков. [наверное, тольтеки были для ацтеков такими же родственными предшественниками, как сапотеки для миштеков]

Тотонаки и уастеки (Мексика)

Тотонаки и уастеки - народы, родственные по языку майя.

Тотонаки (Мексика)

Сейчас тотонаки - индейский народ в Мексике, 200 тыcяч человек (1992). Верующие - католики. Сохраняют тотонакский язык (языковая группа майя-соке макро-пенутйской семьи).

Уастеки, или хуастеки (+ 10-15 века, Мексика)

Современные хуастеки (самоназвание те'енек) - индейская народность в северо-восточной Мексике (штаты Веракрус, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас), в основном, сосредоточены вдоль реки Пануко и на побережье Мексиканского залива. На конец 20 века их численность составляла около 80 000 человек. По языку относятся к группе майя-киче, но им не было знакомо иероглифическое письмо майя.

В доколумбовой Америке уастеки были частью Мезоамериканской культуры. По археологическим данным их культуру относят к 10 веку до н.э., а расцвет цивилизации приходится на постклассический период (между закатом эпохи Теотиуакана и расцветом империи ацтеков).

Приблизительно в 1450 году уастеки были покорены ацтекской армией под предводительством Монтесумы I. С этого времени они были обязаны выплачивать Теночтитлану дань, но им позволили сохранить значительную степень независимости в самоуправлении.

Самым необычным было то, что уастеки обычно не носили одежду.

Ацтеки (+ 12-15 века, Мексика)

Ацтек в традиционном наряде

Ацтеки (самоназвание - астека), наиболее крупная индейская народность Мексики - около 800 тысяч человек (1969). Язык ацтеков - науатль, принадлежит к большой группе ютоацтекских языков.

В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера [из Северной Америки - ещё на рубеже эр?], вторглись в долину Мехико и обосновались в ней. В 14 в. они основали поселение Теночтитлан (современный г. Мехико). В 1427 А. в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики. Ко времени появления ацтеков в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. В 15 в. у ацтеков образовалось раннеклассовое государство: существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло.

Основными сельскохозяйственными культурами были маис, бобы, хлопок, какао, табак, томаты. Домашних животных (кроме собак) они не имели.

Богатая ацтекская культура основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков, миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. Имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек - 4-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы. Статуи богов выполнены из базальта и андезита.

В 1519-21 ацтеки были завоёваны испанцами.

Загадочная культура индейцев куна (Панама)

Предания о белом боге (мй. Кукулькан, ац. Кетцалькоатль - "Пернатый Змей") сохранились не только у великих цивилизаций Мезоамерики, но и у многих окружающих племен. Легенды чибча, обитавших в горах Колумбии, упоминают о белом учителе Бочика (его звали также Суа - «Солнце»). Он пришел с востока и много лет правил этим народом. Территорию современной Венесуэлы якобы посетил белый странник - Тсума, научивший местных жителей земледелию [какие племена?]. К индейцам куна, живущим к северу от Колумбии и Венесуэлы, в районе Панамского канала [на островах], белый бог явился после большого наводнения и обучил племя различным ремеслам.

Если сопоставить все эти предания, то становится ясно, что путь таинственного белого бородача и его (12) помощников лежал через всю Центральную и Южную Америку от берегов Юкатана до побережья Перу, а затем по морю на запад, в сторону Полинезии...

Эти индейцы близки по языку южноамериканским индейцам чибча, создавших в Колумбии высокоразвитую цивилизацию - не меньшего уровня, чем майя и инки. Раньше чибча жили в Центральной Америке, как и куна, а потом перебрались через Панамский перешеек в Южную, где покорили араваков. Они тоже поначалу считали конкистадоров (которые искали у них сказочную страну Эльдорадо) белыми богами. Возможно, именно чибча или другие племена из Мезоамерики принесли в Амазонию цивилизацию. Возможно, и перуанские ковры, расписанные квадратными узорами-знаками, имеют родство с орнаметами индейцев куна. Тодга не исключена связь инкской забытой письменности с юкатанскими.

Заселение Антильских и Карибских островов

Когда в 1492 году Колумб открыл Америку, он обнаружил, что Гаити, Пуэрто-Рико, Куба, Ямайка, Гваделупа, Багамские и Малые Антильские острова заселены множеством племен таино, — индейцев, прибывших туда около 1000 лет до н. э. После того, как европейцы начали осваивать новые территории, количество таино стало стремительно сокращаться. Однако, обнаружено, что геномы современных жителей Пуэрто-Рико тесно связаны с геномом древних таино. Это демонстрирует преемственность между доколумбовыми популяциями и современными латиноамериканцами, несмотря на разрушительные последствия колонизации.

Ортоироидная культура

Ортоироидная культура (ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Название дано по археологическому памятнику в местности Ортоире. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америке прежде чем началось переселение на Антильские острова. Ранее к ортоироидной культуре относили первую волну переселенцев (так называемую казимироидную культуру) 5-3 тыс. до н. э., в настоящее время к ортоироидам относят период приблизительно с конца 3 тыс. и до 190 год н. э. (радиоуглеродная датировка из региона Пуэрто-Рико). Большинство стоянок обнаружены в прибрежной зоне. Из-за частых находок в них остатков даров моря предполагается, что они составляли важную часть рациона ортоироидов. Так же, как и в Месоамерике и прикарибских областях Южной Америки, была распространена ритуальная игра в мяч.

В Вест-Индии ортоироидную сменила культура саладеро (саладо), появившаяся там в середине 1 тыс. до н. э., носителями которой были аравакоязычные индейцы.

Саладоидная культура

Саладоидная культура — в археологии Американского континента данный термин означает аборигенное население Карибских островов и Венесуэлы. Островные араваки происходят из низовий реки Ориноко близ современных поселений Саладеро и Барранкас в Венесуэле. Поскольку самоназвание этого племени нам неизвестно, название культуре было дано от поселения Саладеро, где обнаружена уникальная для данной культуры керамика. Характерным артефактом саладоидной культуры является украшение в виде хищной птицы, которое изготавливалось из таких камней, как аметист, кварц, окаменелое дерево.

В период 500—280 гг. до н. э. народы-мореплаватели из региона низменностей реки Ориноко в Южной Америке мигрировали на лежащие к северу от них острова Вест-Индии вплоть до территории современного Пуэрто-Рико. Поскольку они занимались земледелием, первоначально они занимали более влажные и плодородные острова. С собой они принесли новые традиции, включая оригинальную керамику с большим количеством декоративных элементов, позволившую археологам установить место их происхождения. При этом они частично ассимилировали, частично уничтожили прежнюю ортоироидную культуру.

Неизвестные цивилизации Кубы и Флориды


На главную

Доколумбовая Америка: Заселение Америки | Мезоамерика | Амазония | Контакты со Старым Светом | Книги по американистике
Мегалиты | Антропология | Языки | Письмена | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика