Линеаменты (линейные структуры Земли)

Главная > Естественные науки > Науки о Земле > Науки о геосфере > Геофизика > Линеаментология

Океаны и континенты имеют единую закономерно ориентированную линеаментную сеть. Сквозные структуры и линеаментные зоны, пересекающие континенты и океаны, являются важнейшими геологическими границами и были заложены на ранних этапах формирования земной коры в результате общепланетарных явлений, связанных с ротационными процессами [а почему же после "перемешивания" материков они на них остались и уходят в океаны?].

Закономерную ориентировку протяженных линейных геологических структур Планеты по нескольким главенствующим направлениямв отмечали и отмечают многие исследователи [4, 10, 11, 15, 16, 23, 24]. Эта закономерность на глобальном (планетарном) и региональном уровнях наглядно отражена в пространственном положении линеаментных сетей океанов и континентов. Линеамент по своему определению отражает не только ориентировку конкретного геологического объекта или нарушения, но и их положение в общем структурном плане, иногда на очень обширных территориях земной поверхности. Следует отметить, что многие авторы иногда используют термин «линеамент» как аналог понятия «глубинный разлом», что не всегда корректно. (И. Э. Ломакин)

Обязательное отождествление линеаментов с разломами и зонами трещин в большинстве случаев ничем не подтверждается. Выделение разломов по линеаментам в платформенных регионах нуждается в четком геологическом доказательстве, иначе схемы линеаментов лишены смысла. Регматическая сеть якобы тектонических нарушений не может образоваться на поверхности вращающейся Земли, т.к. действующие при этом силы слишком малы и, учитывая перемещение континентов и кратонов в геологическом прошлом, и их вращение, говорить о древней, унаследованной сети разломов нельзя. (Н. В. Короновский и др.)

Разделы страницы о глубинных линейных структурах Земного шара:

Также смотрите раздел о геофеноменах, включая геопатогенные зоны.

История обнаружения линеаментов и становление линеаментологии

На лике Земли, что давно отражено на ее физических картах, ясно видны гигантские прямые или слабо изогнутые линии: ровные контуры значительных по протяженности участков берега некоторых континентов и островов, водоразделов и горных систем, а также речных долин.

Еще в 1883 г. Александр Петрович Карпинский описал "зачаточный кряж" длиной 2300 км при максимальной ширине до 300 км, протягивающийся из Польши через Донбасс до Мангышлака [линия Карпинского].

Вскоре, в 1892 г. французский геолог Марсель Бертран заложил основы учения о весьма протяженных линейных структурах, к которым тяготеют значительные формы рельефа, крупные нарушения земной коры, а также ровные побережья морей, проливов, заливов и т. д.

В 1904–1911 гг. американский геолог У. Хоббс (В. Хобс) сформулировал понятие линеамента и ввел его в научный обиход, вынеся этот термин непосредственно в заголовок статьи, опубликованной в Бюллетене Американской геологической службы В ней он предложил термин «линеамент» для обозначения прямолинейных границ геологических тел, горных массивов, линий морских берегов, а также линейно вытянутых речных долин.

Вслед за этим в 1911 году Д. И. Мушкетов использовал этот термин для наименования линейных сейсмотектонических дислокаций в горах Средней Азии. А уже в 1930-х гг. Х. Штилле составил схему кардинальных линеаментов Европы, указав на их древний (протерозойский) возраст и на возможность активизации (омоложения) в ходе геологической истории. И уже в 1938 году немецкий учёный Р. Зондер предложил изучать линеаменты в рамках специального направления, которое назвал линеаментной тектоникой.

Становление линеаментного анализа и линеаментологии

В последней трети 20 в. разработан линеаментный анализ земной коры, заключающийся в визуализации Л., их корреляции с комплексом геолого-геофизических материалов и их геодинамической интерпретации. Основная цель анализа – поиск и выявление т.н. скрытых тектонических нарушений земной коры (перекрытых чехлом осадков, покровом лав и др.).

В 1980-х гг. создан пакет математических программ (российский исследователь А. А. Златопольский), предназначенный для интерактивного автоматизир. выделения Л. и их статистич. анализа.

В начале XXI века стало формироваться междисциплинарное направление – линеаментология, в рамках которого проводится всестороннее изучение разномасштабных линейных образований Земли и планет земной группы с целью исследования их роли и значения в развитии планет.

Фиксация линейных структур из космоса и поиск их природы

Лишь в космическую эру загадочные линейные структуры планеты получили "права гражданства", более того - ныне с полным основанием считаются одной из главных особенностей структуры поверхности нашей планеты. На глобальных и региональных космических снимках, выполненных во все времена года и в разных зонах спектра, отчетливо дешифрируется огромное количество "штрихов", отсутствовавших на картах любого масштаба.

При детальном изучении этих линий на локальных снимках - вплоть до исследования их на местности ("в поле") - выяснилось: их изображение складывается из хорошо выдержанных по простиранию границ ландшафтных зон, всевозможных уступов, цепочек озер и других понижений, линий дренажа поверхностных и подземных вод, ледниковых трогов, линий раздела различных типов почв или растительности.

Протяженность наиболее крупных (глобальных) линеаментов достигает 25 тыс. км [пол-экватора], ширина - первых сотен километров. (И. П. Магидович)

Под линеаментом в геологии принято понимать линейные или дугообразные элементы планетарного значения, связанные на начальном этапе, а иногда и на протяжении всей истории развития литосферы с глубинными расколами. В таком понимании этот термин используется в геологии с начала нашего столетия.

С того времени линеаменты в земной коре были выявлены геологическими, геофизическими и геоморфологическими методами. Теперь они стали обнаруживаться и на космических снимках. При этом была выяснена интересная особенность их проявления: количество их зависит от масштабов космических съемок.

На космических изображениях Земли достаточно отчетливо видны полосы, проявляющиеся самостоятельными фотоаномалиями, либо в виде прямолинейных границ между различными ландшафтными зонами, либо геологическими образованиями. У специалистов, занимающихся дешифрированием космических материалов, они получили название линеаментов.

Состав и выявление линеаментов на поверхности Земли

Под линеаментами в современной литературе понимается протяженное линейное образование, возникшее за счет каких угодно эндогенных и экзогенных процессов: это и разломы разной глубины заложения, и зоны трещино-ватости, как явные, так и скрытые; и горные хребты, гряды, цепи барханов, очертания береговой линии, прямолинейные участки речных долин, проливов, микротрещин в слоях осадочного происхождения, срединно-океанические хребты, трансформные разломы, островные дуги и т.д. Под этим термином различные исследователи понимают самые различные структуры земной коры – от гигантских глубинных разломов планетарного масштаба до слабо выраженных локальных зон трещиноватости.

Линеамент (от лат. lineamentum – линия) - линия резкого изменения параметров геологической структуры, географической среды и геофизических полей [по Ломакину - тектонолинеамент]. К ним относят:

В географической среде индикаторами линеаментов [по Ломакину - тоgолинеаментов] являются:

Линеаменты выявляют путём анализа топографических карт, аэро- и космоснимков, в т. ч. по резкой смене фототона или фоторисунка. Термин «линеамент» также используют при рассмотрении геофизических полей для обозначения

Кроме того, линеаментами называют линейное расположение очагов (эпицентров) землетрясений, зоны затухания сейсмических колебаний. [По линеаментам с континента на континент также распространяются эти сейсмоволны.]

Много синонимов - много мнений о линейных структурах коры

О природе этих планетарных линейных образований у именитых геологов все еще наблюдаются противоречивые мнения, чему подтверждение - другие синонимы для лениаментной сети (от кратких к длинным с некоторой группировкой по похожести):

Классификация протяженных линейных элементов земной коры

Возможно, разброс мнений о природе линеаментов отражает разные типы этих протяжённых (часто материково-океанических) линейных структур - и их группировка поможет выяснить эту природу. Вот одна из классификаций линеаментов (Кац Я.Г., Полетаев А.И., Румянцева Э.Ф.):

1. Линеаменты географической среды:
    1. тополинеаменты, выделяемые по топографической карте;
    2. батилинеаменты – по батиметрической карте;
    3. фотолинеаменты – по аэрофотоснимкам;
    4. космолинеаменты – по космическим снимкам.
  2. Линеаменты геологической структуры:
    1. геолинеаменты, выделяемые по геологической карте;
    2. тектонолинеаменты – по тектонической карте;
    3. металлолинеаменты – по металлогенической карте;
    4. гидролинеаменты – по гидрогеологической карте.
  3. Линеаменты геофизических и прочих полей:
    1. магнитолинеаменты, выделяемые по карте аномального магнитного поля;
    2. гравилинеаменты – по карте гравитационного поля;
    3. сейсмолинеаменты – по карте эпицентров землетрясений;
    4. термолинеаменты – по карте теплового потока.

По протяженности своих трасс линеаменты и их зоны могут классифицироваться на региональные, трансрегиональные и глобальные. По другой похожей типизации линеаментов по масштабу выделяют планетарные, региональные и локальные:

1. Планетарные линеаменты – транзитные структуры, которые прослеживаются на огромные расстояния, пересекая континенты и океаны, а также границы тектонических структур меньшего ранга (напр., границы платформ и складчатых поясов в пределах континентов); они отражают линейные деформации и дислокации не только земной коры, но, вероятно, и значительно более глубоких сфер Земли.
  2. Региональные линеаменты трассируют глубинные (т. е. истинные) границы основных структур континентов (древних и молодых платформ, разновозрастных складчатых поясов); оконтуривают основные структурные элементы земной коры древних платформ, молодых плит, складчатых поясов и зон их сочленения; разграничивают участки с различными сейсмическими параметрами и определяют современный рисунок гидрографической и овражно-балочной сети, простирание морских и океанических побережий, ориентировку горных гряд и ущелий и др.
  3. Локальные линеаменты рассматривают как индикаторы детальной внутренней структуры земной коры, скрытой от непосредственного наблюдения природными или техногенными процессами и/или объектами.

Образование планетарных и региональных линеаментов связывают с напряжениями, возникающими в результате вращения Земли вокруг своей оси и обращения нашей планеты вокруг Солнца (ротационные причины). Происхождение локальных линеаментов может быть обусловлено тектоническими перестройками внутри блока земной коры.

Линеаменты всех масштабов образуют 2 системы: 1) ортогональную, состоящую из линеаментов субмеридионального и субширотного простираний, 2) диагональную, образованную линеаментами северо-западного – юго-восточного и и юго-западного – северо-восточного простираний; при этом линеаменты всех простираний равноудалены друг от друга (т.н. правило эквидистантности).

Предполагается, что появление линеаментов иных простираний связано с тектоническим вращением блоков земной коры, в которых они начали развиваться.

И.Э. Ломакин, В.И. Анохин и И.В. Шураев разделяют понятия тополинеамента и тектонолинеамента. Тополинеаменты выделяются существенно по положению линейных форм рельефа, тектонолинеаменты – по положению разрывных нарушений и связанных с ними аномалий физических полей. [а разве тектонолинеамент (даже скрытый глубинный) не становится со временем тополинеаментом?]

Принципиальное сходство характеристик направленности линейных форм рельефа [тополинеаментов] и разрывных нарушений континентов и океанов [тектонолинеаментов] на фоне повсеместного развития сквозных структур [это уже третий тип?] заставляет сделать вывод о реальном существовании в тектоносфере единой планетарной тектонолинеаментной сети древнего заложения.

Реальность линеаментов и ценность линеаментного анализа

Высокая стабильность (консерватизм) систем линеаментов на древних консолидированных платформах и их высокая динамичность (мобильность) в подвижных поясах доказывает реальность их существования в природе, которая не обусловлена технологическими особенностями проведения автоматизированного линеаментного анализа космических изображений. Причем, именно изменчивость систем линеаментов при анализе космических изображений служит хорошим предвестником сейсмических событий (Бондур).

В разломных зонах земной коры, как на платформах, так и в подвижных поясах, наблюдаются очень активные аномальные высокоамплитудные деформационные процессы со скоростями движений поверхности свыше 50 мм/год. Они короткопериодичны (от первых месяцев до первых лет), пространственно локализованы (от первых сотен метров до первых километров) и обладают пульсационной и/или знакопеременной направленностью. При этом деформации на платформах значительно интенсивнее деформаций сейсмогенерирующих разрывных нарушений. И лишь в период подготовки землетрясений в последних резко возрастает интенсивность деформаций (Бондур).

Особого внимания заслуживают участки пересечения линеаментов разной ориентировки, к которым приурочено значительное количество месторождений полезных ископаемых.

Природа линеаментов и время их возникновения (регмагенеза)

Планетарная система глубинных разломов — сеть ортогональных [меридиональных и широтных] и диагональных поясов глубинных разломов, разбивающих кору на отдельные крупные блоки в масштабе всей Земли (Хаин, 1964). Наличие в земной коре единой сети разломов (линеаментов) было отмечено еще Хоббсом (Hobbs, 1951), а в дальнейшем поддержано Зондером, Шатским, Венинг-Мейнесом и др.

Возникновение планетарной системы глубинных разломов интерпретируется как результат действия сжимающих усилий, направленных от полюсов к экватору [и не только] и ведущих к изменению фигуры Земли (Moody, Hill, 1956).

Ломакин считает, что термин «регматическая сеть» вполне приемлем и несет в себе несколько важных аспектов формирования сетей дизъюнктивных нарушений и земной коры в целом. Линейная и весьма протяженная трещина - регма может образоваться только на достаточно жестком субстрате – вполне сформированном участке литосферы. И даже при некотором изменении направления геодинамических нагрузок в жестком каркасе смежных блоков основное разломообразование в последующих этапах тектонического оживления будет тяготеть к этой первичной трещине. Регулярность систем разломов, одинаково ориентированных на разном масштабном уровне указывает на постоянство векторов динамических нагрузок их образовавших. Такие напряжения могут создавать только глобальные, планетарные, космогенные факторы, прежде всего – изменение скорости вращения Земли (Ю.Л. Ребецкий, 2015). Само наличие сетей сквозных структур, пересекающих океаны, континенты и друг друга, указывает на то, что океаны образовывались «in situ» путем деструкции и прогибания участков некогда единой жесткой протокоры Земли.

А какова природа фотолинеаментов, выделяемых по космическим снимкам во многих районах земного шара? Пока на этот вопрос существует несколько ответов:

1. Первый сводится к отождествлению линеаментов с глубинными разломами, по которым происходили или происходят в настоящее время крупные подвижки земной коры.
  2. Второй связывает их с зонами повышенной трещиноватости земной коры.
  3. И наконец, третий рассматривает линеаменты не как тектоническую структуру, а как объект, обусловленный поверхностными экзогенными факторами [ландшафтные линеаменты?].

По Бондуру, физическую природу возникновения интенсивных деформаций в разломных зонах платформ и подвижных поясов (как в сейсмических, так и асейсмических их участках) можно представить следующим образом. Геологическая среда находится в обстановке внешних и внутренних (эндогенные и экзогенные), квазистатических (глобальные и региональные поля напряжений) и динамических (приливы, неравномерности вращения Земли, процессы подготовки землетрясений, сейсмические волны, техногенные процессы и т.д.) нагрузок. Кроме того, в разломных зонах, особенно осадочных бассейнов, постоянно присутствует и перераспределяется динамически основная и химически агрессивная флюидная система.

Взаимодействие и совместное влияние всех этих факторов реализуется, в первую очередь, в условиях повышенной концентрации дефектов среды, то есть в зонах разломов с неустойчивыми механическими характеристиками, посредством кратковременных флуктуаций жесткостных характеристик горных пород в локальных объемах. Это приводит к возникновению интенсивных деформаций в разломных зонах, а, следовательно, выражению их в ландшафтных (микроландшафтных) признаках, проявляющихся на космических изображениях в виде линеаментов.

Линеаменты и линеаментные зоны являются зонами (каналами) повышенной проницаемости земной коры. Они служат проводящими путями растворов и газов, как правило, более высокотемпературными по сравнению с поверхностью Земли или морского дна. Данное обстоятельство нередко приводит к уникальным современным явлениям и процессам: протаивание протяженных узких зон, возникновение зон дробления льда, к которым, например, на Байкале обычно приурочены нерпичьи лунки пропаривания, апвеллинг, линейность облачного покрова и др.

Физическая природа линеаментов, выявляемых по космическим изображениям, связана с газовофлюидным режимом в ослабленных зонах полей напряжений земной коры, характеризующихся высокой проницаемостью. Жидкие растворы и газы (глубинные, близповерхностные, капиллярные и почвенные) изменяют температуру, влажность и газовый состав воды, почвы и приземного слоя атмосферы, что вызывает изменения их спектральных характеристик и тем самым находит свое отражение на космическом изображении в виде появления на нем линейно-полосчатой текстуре, обычно не различимой визуально, но распознаваемой компьютером.

Анализ комплексных результатов исследований областей интенсивных деформаций с геодинамической и геолого-геофизической обстановкой ряда регионов, показал, что источники деформаций залегают в диапазоне глубин от первых десятков метров до первых километров, имеют (в сечении) форму длинных, субвертикально ориентированных прямоугольников, \ приуроченных к зонам залегания флюидонасыщенных, трещиноватых пород.

Ориентировка линеаментов в пространстве и их геодинамическая реализация достаточно тесно взаимосвязаны: диагональные линеаменты образуют преимущественно зоны скалывания, ортогональные – зоны сжатия (широтные) и растяжения (меридиональные).

Важно отметить, что уже в раннем докембрии в пределах щитов Европейской платформы были сформированы регулярные разломные сети, которые сегодня являются фрагментами протяженных сквозных структур. Планетарные фрактальные [?] регматические сети были во многом сформированы в докембрии и стали канвой развития большинства последующих тектонических процессов. Существует мнение, что диагональные сети начали более активно развиваться в мезозое, в связи с существенным изменением скорости вращения Земли, сопровождающимся перераспределением глобальных геодинамических нагрузок в литосфере. Эти нагрузки уже не находили реализации [почему?] в ортогональных разломных системах и оживляли новые трещины диагональных направлений.

Карты и харктеристики линеаментов разного протяжения

Сквозные структуры Индо-Атлантического региона

Система линеаментов восточного полушария Земли

Цифрами обозначены линеаменты:

• 1 – Хребта Наска [Скандинавия-Перу, диагональный СВ].
  • 2 – Амазонский [Амазонка-Инд, почти широтный].
  • 3 – Хребта Кокос.
  • 4 – Св. Лаврентий – Бискайский [США-Баскония, северо-западный].
  • 5 – Персидско-Европейский [Скандинавия-Цейлон-Австралия, С-З].
  • 6 – Атлантическо-Кавказский [Кавказ-Гвинея, северо-восточный].
  • 7 – Европейско-Индийский [Франция-Сомали, северо-западный].
  • 8 – Хребта Китового.
  • 9 – Риу-Гранде.
  • 10 – Гор Новой Англии.
  • 11 – Поднятия Дискавери – о. Сокотра и зона разлома Оуэн.
  • 12 – Флоридо-Бразильский [северо-западный].
  • 13 – Хребта Сала и Гомес – о. Св. Елены.
  • 14 – Атласский [Сицилия-Тринидад, северо-восточный].

Геодинамическая модель Восточного полушария Земли

Диагональная зона интенсивного межблокового разрушения на юге Евразии

Геодинамическая модель Восточного полушария Земли, построенная по данным анализа мелкомасштабной топографической карты полушария, образована четырьмя клиновидными блоками-сегментами, разделенными двумя диагональными линеаментными зонами – Африкано-Чукотской (северо-восточного простирания) и Средиземноморско-Индонезийской (северо-западного простирания).

В целом, названные выше линеаментные зоны делят крест-накрест восточное полушарие на четыре клиновидных блока-сегмента, отличающихся направлением и интенсивностью вертикальных движений земной коры: Евразиатский и Индоокеанический сегменты испытывают тенденцию к опусканию, Африканский и Азиатский – к поднятию. Причем, следует отметить, что опускания и поднятия сегментов не равны по интенсивности: Индоокеанический сегмент испытывает большие опускания по сравнению с Евразиатским, а Азиатский сегмент испытывает большие поднятия по сравнению с Африканским.

Исходя из кинематических особенностей планетарных линеаментных зон Восточного полушария Земли и характера вертикальных движений разделенных ими сегментов, глубинная геодинамическая модель Восточного полушария Земли, построенная по данным линеаментной тектоники, может предопределяться планетарными сопряженными системами глубинных сколов северо-восточного и северо-западного простираний, совокупные движения вдоль которых, в условиях общего субмеридионального сжатия, и соответственно, субширотного растяжения привели к асимметричному распределению масс Земли этого полушария.

По мнению В.А.Рудника, пример формирующейся на наших глазах зоны этногенеза - территория множественного развития систем активных разломов Альпийско-Гималайского пояса сочленения литосферных плит протяженностью около 10 тыс. и шириной 100-300 км. Населению региона, имеющему различную национальную, государственную и религиозную принадлежности, свойственна повышенная отрицательная [в см. негативная] активность. К этому поясу приурочены все происходящие в пределах Евро-Азиатского континента крупные конфликты: районы Косово и Югославии, Приднестровья, Нагорного Карабаха и Чечни, Абхазии и Южной Осетии, Афганистана и Таджикистана, Ирака, Джамму и Кашмира, Камбоджи и Вьетнама.

фрикано-Чукотская линеаментная зона

Африкано-Чукотская линеаментная зона образована двумя глобальными линеаментами – Калахари-Индским и Ирано-Ленским, вдоль которых намечаются левосторонние смещения элементов рельефа полушария и шарнирное скручивание земной коры, так как у Калахари-Индского линеамента поднято северо-западное, опущено юго-восточное крыло, а у Ирано-Ленского линеамента соотношение крыльев прямо противоположное: опущено северо-западное, поднято – юго-восточное.

Средиземноморско-Индонезийская линеаментная зона

Средиземноморско-Индонезийская линеаментная зона представляет собой глобальную зону интенсивной современной деструкции земной коры, вдоль граничных линеаментов которой, например, вдоль Крымско-Копетдагского, наблюдаются правосторонние смещения элементов рельефа и геологических структур, а также шарнирное скручивание земной коры, так как на северо-западном фланге этой зоны поднято юго-западное (Африканское) крыло, опущено – северо-восточное (Восточно-Европейское) крыло, а на юго-восточном фланге обратные соотношения крыльев: поднято северо-восточное (Азиатское) крыло, опущено юго-западное (Индо-океаническое) крыло.

Линейные структуры Евразии

Система линеаментов Евразии
  • меридианальные:
    • 1 - Средиземное море - Мьёса (линия Штилле),
    • 2 - Шиицберген-Вардар (край Восточно-европейской платформы - линия Торнквиста?),
    • 3 - Лапландско-Нильский,
    • 31 - Катазиатский,
    • 32 - Калимантан-Бонин,
    • 33 - линия Карпинского [активный],
    • 34 - Свердловско-Иртышский,
  • почти широтные северо-восточные:
    • 35 - Пальмиро-Барабинский,
    • 36 - Таймыро-Чукотский.

Линеаментные зоны Восточно-Европейской платформы и ее горно-складчатого обрамления

№ зоны 	Название			Длина, км	Ширина, км

XV	Азовоморско-Беломорская		3000		225
XVI	Кавказско-Рыбинская		2250		225
XVII	Уральская			2250		150
XVIII	Мугоджаро-Обская		3000		300

Обзор отдельных знаменитых "линий", гряд и грабенов

Линия Карпинского

Знаменитая «Линия Карпинского» согласно последним исследованиям представляет зону не только древних, но и новейших разрывов. Она протягивается на сотни километров, ярко выражена морфоструктурно, на суше ступенями рельефа, долинами и каньонами, а в акватории – ступенями подводного рельефа, и геологически – разломами и приразломными деформациями, зонами сгущения трещин в кристаллических породах. Зона наиболее масштабная по протяженности – 500 км [маловато - от Польши до Мангышлака] – и по суммарной амплитуде новейших вертикальных движений – 450–500 м на западе и 350–400 м на востоке. Другой столь крупной зоны на щите и на Восточно-Европейской платформе нет. Именно по этой зоне кристаллический фундамент ступенчато погружен в сторону моря. [В районе линии имеются активные разломы за последние 15–10 тыс. лет.]

Возможно, по линии Карпинского проходило 2 пассионарных толчка - в XX веке до нашей эры и в конце XVIII веке нашей эры. Интервал между этими событиями - около 4000 лет. Это примерно 10 средних пассионарных периодов (по 400 лет).

Линия Шатского

Линия Штилле

Линия Торнквиста

К линеаментам относится сложная и разнородная в тектоническом отношении линия Торнквиста — граница между Русской докембрийской плитой и более молодыми складчато-покровными структурами Западной Европы.

Сетевые ресурсы по регматической сети литосферы

Литература по линейным (геодезическим) структурам Земли

Смотрите также библиографию по фотогеологии.

Геофизика : Геомагнетизм | Линеаменты | Нуклеары | Плюмы | Фотогеология | Правильные геоструктуры | Георегулярности (статья)
Близкие по теме страницы: Феномены Земного шара | Геозакономерности золота География | Карты
На правах рекламы (см. условия):

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 18.09.2018