Причины возникновения мерзлых толщ и их развитие

Главная > Естественные науки > Науки о Земле > Климатология > Гляциология > Причины ледниковых периодов
Земля как снежок

Разделы страницы о факторах генезиса мерзлых толщ на Земле:

• Внешние и внутренние причины возникновения оледенений
  • Новости гляциологии

Также читайте страницу о факторах изменений климата в целом.

Сведения о жизнедеятельности организмов в ледниковые эпохи смотрите на биологической портале.

Внешние и внутренние причины возникновения оледенений

Причины возникновения и эволюции мерзлых толщ в истории Земли условно подразделяются на внешние (космические или астрономические) и внутренние (земные или планетарные).

Внешние причины, вызывающие уменьшение поступления солнечного тепла к планете, связывают обычно с вариациями астрономических и космических факторов в Солнечной системе и за ее пределами.

Внутренние причины обусловлены:

1. необратимостью развития атмосферы, литосферы и недр нашей Земли:

которые в сумме должны приводить к направленному похолоданию климата,

2. и периодическими и эпизодическими изменениями геологических и географических факторов:

Очевидно, что оледенение и многолетнее промерзание горных пород развиваются при формировании на поверхности Земли уровня теплообмена, который обеспечивает существование отрицательной температуры.

Следует подчеркнуть, что формирование толщ мерзлых пород на планете связывается не только с периодами развития покровных оледенений. На отдельных частях континентов могли существовать такие условия, когда из-за недостаточной влагообеспеченности ледники развиваться не могли, а происходило промерзание верхней части литосферы.

Новости гляциологии

Геофизики пришли к выводу, что 2,4 миллиарда лет назад [граница между археем и протерозоем] средняя температура на поверхности Земли не превышала -40°C. Специалисты изучили содержание изотопов кислорода (с числом нуклонов 16 и 18) в метеоритных образцах [почему в них?], которые находились в талой воде древних ледников. Для этого ученые изучили породы возрастом 700 миллионов лет [неопротерозой], найденные в Китае, и породы возрастом 2,4 миллиарда лет [палеопротерозой], обнаруженные на северо-западе России. Ранее эти территории находились в непосредственной близости от экватора Земли и входили в состав единого суперконтинента [Родиния или Паннотия - и Кенорленд или Атлантика, соответственно]. Оказалось, что структура ледников, следы которых найдены в Китае, напоминает таковую для юга Гренландии, тогда как открытие в России свидетельствует о наличии на Земле 2,4 миллиарда лет гораздо более низких средних температур. В этом случае толщина ледяного покрова на планете равнялась нескольким сотням метров [!].

Гляциология и ледниковые периоды: Канадская криоэра | Африканская криоэра | Гондванская криоэра | Лавразийская криоэра
Близкие по теме страницы: Земля в космосе | География | Карты | Палеонтология | Библиотеки и музеи
На правах рекламы (см. условия):

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 13.09.2015