История химии и великие химики

Главная > Эволюция природы > Эволюция вещества > История химии
Атом

Ни одна вещь не возникает, не уничтожается, но каждая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. (Анаксагор)

Основы химических ремёсел были заложены в Древнем Египте. Такие ремёсла, как металлургия, керамика, стеклоделие, крашение, парфюмерия, косметика, достигли значительного развития ещё до начала нашей эры.

[Информация ниже - взята, в основном, из Википедии.]

Разделы страницы по истории химической науки:

• Изучение и получение вещества до научно-технической революции
    • Создание материалов в древности
    • Древние учения о строении вещества и взаимодействии веществ
    • Алхимия и исследование вещества в Средневековье
  • Химические исследования и открытия в эпоху научно-технического прогресса
    • Химические достижения в Новом времени (18 век)
    • Химические открытия в Новейшее время (19-20 века)
  • Великие химики

Изучение и получение вещества до научно-технической революции

Создание материалов в древности

Синтез новых веществ (керамика, стекло, протопластмасса)

Что интересно, состав современного бутылочного стекла практически не отличается от состава стекла, применявшегося в 4000 году до н. э. [!] в Египте.

Выплавка металлов

В Египте уже в 3000 году до н. э. умели получать медь из её соединений, используя уголь в качестве восстановителя, а также получали серебро и свинец. Постепенно в Египте и Месопотамии было развито производство бронзы, а в северных странах — железа.

Древние учения о строении вещества и взаимодействии веществ

В Китае с XXII века до н. э. существовала теория об основных элементах (вода, огонь, дерево, золото, земля). В Месопотамии возникла идея о противоположностях, из которых построен мир: огонь-вода, тепло-холод, сухость-влажность и т. д. [будущее китайское учение о инь и ян?]

Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500-428 до н.э.), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы. [Не отсюда ли пошел китайский даосизм? Или наоборот?]

В V веке до н. э. в Греции Левкипп и Демокрит развили теорию о строении вещества из атомов. По аналогии со строением письма они заключили, что как речь делится на слова, а слова состоят из букв, так и все вещества состоят из определенных соединений (молекул), которые в свою очередь состоят из неделимых элементов (атомов) [оригинально!].

В V веке до н. э. Эмпедокл предложил считать основными элементами (стихиями) воду, огонь, воздух и землю. В IV веке до н. э. Платон развил учение Эмпедокла: каждому из этих элементов соответствовал свой цвет и своя правильная пространственная фигура атома, определяющая его свойства: огню — красный цвет и тетраэдр, воде — синий и икосаэдр, земле — зелёный и гексаэдр, воздуху — жёлтый и октаэдр. По мнению Платона, именно из комбинаций этих «кирпичиков» и построен весь материальный мир. Учение о четырёх превращающихся друг в друга стихиях было унаследовано Аристотелем.

Алхимия и исследование вещества в Средневековье

В 4—3 веках до н. э. в Азии определилась наука алхимия, в которой соединились философские представления и ремесленные навыки того времени, а также магические и мистические представления. Были найдены новые элементы, такие как ртуть, сера, фосфор, охарактеризованы многие соли, уже были известны и использовались кислота HNO3 и щёлочь NaOH. Известными алхимиками того времени были Джабир ибн Хайян (Гебер), Ибн Сина (Авиценна) и Абу-ар-Рази.

К европейцам химическая наука попала главным образом от арабов после завоевания ими Испании в 711 году. Они называли эту науку «алхимией», от них это название распространилось и в Европе. В то время особой популярностью пользовались предметы роскоши, в особенности золото, поскольку именно они служили в основном для торговли с Азией. Алхимиков интересовал способ получения золота из других металлов, а также проблема обработки металлов, то есть, практические аспекты. Вместе с тем арабская алхимия стала отдаляться от практики и утратила популярность. Из-за особенностей производства и распространения знаний (только от отца к сыну) алхимия развивалась очень медленно. Наиболее известными европейскими алхимиками считаются Роджер Бэкон и Раймонд Луллий. Только в XVI веке, из-за необходимости развития металлургии (Агрикола) и медицины (Парацельс) был сделан скачок в этой науке.

Химические исследования и открытия в эпоху научно-технического прогресса

Химические достижения в Новом времени (18 век)

Молекулой является мельчайшая частица вещества, сохраняющая все химические свойства данного вещества.

Открытие газов

В начале 18 века Шталь сформулировал теорию флогистона — вещества, удаляющегося из материалов при их горении [пока умозрения].

В 1754 году Блэк открыл углекислый газ, Пристли в 1774 — кислород, а Кавендиш в 1766 — водород [а это уже наука]. В 1770—1790 годах Лавуазье химически объяснил процессы горения, окисления и дыхания, доказал, что огонь — не вещество, а следствие процесса. Пруст в 1799—1806 годах сформулировал закон постоянства состава. Гей-Люссак в 1808 открыл закон объёмных отношений (закон Авогадро). Дальтон в труде «Новая система химической философии» (1808—1827) доказал существование атомов, ввёл понятие атомный вес, элемент — как совокупность одинаковых атомов.

Химические открытия в Новейшее время (19-20 века)

Повторное открытие и уточнение атомарной теории вещества

В 1811 году Авогадро и предложил гипотезу о том, что молекулы элементарных газов состоят из двух одинаковых атомов; позднее на основе этой гипотезы Канниццаро осуществил реформу атомно-молекулярной теории.

Дмитрий Иванович Менделеев в 1869 году открыл периодический закон химических элементов и создал периодическую систему химических элементов. Он объяснил понятие химический элемент и показал зависимость атомной массы от свойств элемента. Открытием этого закона он основал химию как количественную науку, а не только как описательную качественную.

Концептуальная система химии

Концептуальная система в химии — система взаимосвязанных теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, понятиями, законами, методами и проблемами. Теорию концептуальных систем развития химии создал и развивал русский химик и философ В. И. Кузнецов совместно с другими химиками, историками науки, философами. Наиболее полно эта теория изложена в его книге «Общая химия: тенденции развития» (1989).

Выделяют четыре концептуальные системы:

1. Учение о составе
  2. Структурная химия
  3. Учение о химическом процессе
  4. Эволюционная химия

Каждая концептуальная система химии включает несколько теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, законами, методами и проблемами. В развитии химии происходит не смена, а последовательное появление концептуальных систем. Развитие химии в настоящее время происходит параллельно как на каждом из четырех уровней, так и путем подъема с нижних уровней на высшие, то есть от одной концептуальной системы к другой.

Великие химики

Бертоле

Бутлеров Александр Михайлович (1828-1986)

Бутлеров А.М. (1828-1986) - выдающийся русский химик-органик, основатель научной школы химиков. Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяется типом связей атамов в молекулах и их взаимным влиянием.

Валитов Нажип Хатмуллович (1926-2008)

Валитов Н.Х. (ум. 3 октября 2008 года в воз. 72 года) - крупный физико-химик в областях строения атомов и молекул, растворов и жидкостей, нефтехимии и катализа, химической переработке нефти, силовых линий электромагнитного и гравитационного поля.

Автор около 200 научных статей по физической химии, напечатанных в главных научных, сугубо профессиональных журналах Москвы и Петербурга. Автор монографии "Вакуумные колебания при химическом возбуждении атомов, молекул и хаотичность силовых линий электромагнитного и гравитационного поля". Три его книги изданы в Уфе. Также автор около 80 научных патентов, зарегистрированных в России, в Москве. Автор более 10 000 научных экспериментов с катализаторами и не только. Нажип Хатмуллович сделал много экспериментов с искусственной клеткой. Он также занимался внедрением своих открытий и изобретений на нефтехимических заводах Уфы.

В  1972 году из Гарвардского университета ему прислали запрос на его научные статьи и изобретения. Но он не смог отправить, так как в то время переписка с США была запрещена. В 1991 году был приглашен во Французский Институт Нефти, где он также продемонстрировал свои эксперименты и знания.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907)

Менделеев Д.И. (1834-1907) - российский химик, разносторонний ученый, педагог. Открыл (1869) периодический закон химических элементов - один из основных законов естествознания. Оставил свыше 500 [!] печатных трудов, среди которых классические "Основы химии" (ч. 1-2, 1869-71, 13 изд., 1947) - первое стройное изложение неорганической химии. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др., тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель. Один из инициаторов создания Русского химического общества (1868). Профессор Петербургского университета (1865-90), ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. С 1876 член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест. Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева).

Химия : Алхимия | Атомы | Аналитическая химия | Неорганическая химия | Органическая химия | Физическая химия | Надмолекулярная химия | Нефтехимия | Материаловедение | Справочники | Публикации по химии
Связанные по теме страницы: Месторождения золота
На правах рекламы (см. условия):

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 27.05.2016