Поиск внеземной жизни (астробиология)

Главная > Естественные науки > Астрономия > Внеземная жизнь

На пыльных дорожках забытых планет
Не кричите в джунглях!..
Почему я должен чувствовать себя одиноким? Разве наша планета лежит не на Млечном Пути? (Генри Дейвид Торо)

Астробиоло́гия (экзобиоло́гия) — наука, предметом которой является изучение происхождения, эволюции и распространения жизни во Вселенной. Астробиология опирается на научные достижения в области физики, химии, астрономии, биологии, экологии, планетологии, географии и геологии для исследования возможности существования жизни на других планетах. В решении некоторых задач астробиология тесно соприкасается с космической биологией и космической медициной, возникшими в связи с активным проникновением человека в космическое пространство.

Внеземная биология осуществляет:

Разделы страницы об астробиологии (экзобиологии):

На странице о концепциях биогенеза даются теории и гипотезы о происхождении жизни как явлении (на молекулярном уровне). О происхождении и развитии жизни на Земле читайте страницу по палеобиологии. Также смотрите страницу о поиске в космосе внеземных цивилизаций. Возможно, вам будут интересны авторские заметки по астробиологии. На этой странице вы можете разместить и свои статьи по астрономии, космологии и космонавтике. Шлите, люди! :)

Условия возможной жизни и зоны обитаемости

Первым, оценочным, условием возможности жизни является наличие воды на планете. Хотя, гипотетически, не исключены формы жизни, где кислород замещается другими атомами или молекулами.

Первый шаг в описании такой характеристики как «обитаемость» был сделан Вевелом в 1853 году. То, что впоследствии развилось в идею «зоны обитаемости», он назвал «умеренной зоной Солнечной системы». Более века спустя в 1959 году был представлен более общий подход к описанию “зоны обитаемости звезды”. Он уже включал дополнительные параметры: 1) возраст и время эволюции звезды, 2) динамическое взаимодействие в кратных звездных системах, 3) орбиту звезды в галактике.

Однако, наиболее известной стала концепция Кастинга, представленная в работе 1993 года. Основным критерием пригодности планеты для жизни по этой концепции является возможность наличия на ней воды в жидком состоянии. Зона обитаемости, определяемая данным критерием, имеет очевидные как внешнюю, так и внутреннюю границы: 1) граница внутренней зоны определяется возникновением парникового эффекта, приводящего к испарению водорода из атмосферы, 2) а внешняя – вымерзанием CO2, приводящего к глобальному оледенению.

Жизнь и органика в открытом космосе (экзобиология)

[Может быть, "скрытая масса" - это органическая материя, недоступная для электромагнитной фиксации? Вирус, как живой организм, не может состоять лишь из молекулы ДНК и молекулы белка. Грипп не мог бы так виртуозно перестраиваться. У вирусов (как, наверное, и у клеток) имеется также какая-то скрытая биомасса. Возможно, существуют организмы, полностью состоящие из "скрытой органики" - ими наполнены галактики, и именно их масса составляет большую часть "темной материи". Может быть и Земля наша - живая, а нефть - её кровь?]

Астробиологические порталы, обзоры и периодика

Возможность панспермии (приноса жизни на планеты из космоса)

Гипотезы и факты о возможности распространения живых организмов между планетами [репанспермия] или "засеивании" планет "зародышами жизни", появляющимися и развивающимися в космическом пространстве (панспермия).

Возможно, общий объем глинистой среды на кометах, благоприятной для возникновения жизни, многократно превышает аналогичные показатели нашей планеты. Поскольку глина способна образовываться лишь в присутствии жидкой воды, значит кометы когда-то обладали теплыми и жидкими ядрами. Глина - это вероятный катализатор преобразований простых органических молекул в сложные биополимеры на ранней Земле.

Каждое столкновение крупного астероида (в 10-50 км в поперечнике - как "убийца динозавров") с Землей способно было выбить в космическое пространство до 600 миллионов осколков размером от 3 метров. Те, которые двигались на высоких скоростях (от 6 км/c) за миллион лет могли достичь орбит Юпитера и Сатурна. Поэтому с Земли жизнь могла быть принесена, например, на Титан или галилеевские спутники.

Новости по исследованию органики в космосе

Межзвёздный синтез фуллерена

Поиск и обнаружение органических веществ в космическом пространстве.

Выживание организмов в открытом космосе

Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы и их спутниках?

Космический протеин

Смотрите страницу Солнечная система, в особенности, страницу о Марсе, сатурнианских спутниках Титане и Энцеладе, галилеевских спутниках Юпитера (особенно перспективна Европа).

Возможна ли жизнь на планетах инозвёздных систем?

Смотрите страницу Экстрасолнечные планеты - там приведены экзопланеты с подходящими условиями для жизни. Также можете посмотреть страницу Инопланетный разум о поиске техногенных следов за пределами Солнечной системы.

Возможные населённые миры

На странице о космонавтике вы найдете интересные проекты любителей, не только посвященных космической технике, но и анализу объектов освоения, в первую очередь - экзопланет, на которых возможна жизнь.

Из подтвержденных экзопланет почти 550 относятся к числу скалистых, то есть похожих на Землю. И среди этой полутысячи зарегистрировано девять планет с похожими на Землю размерами и находящихся в т.н. зоне обитаемости, то есть там, где возможно существование воды в жидком виде. В англоязычной литературе обитаемую зону также называют зоной Златовласки (англ. Goldilocks Zone).

Больше всего интригует планета Kepler-1229b [созвездие?] - по размерам она близка к Земле, вращается вокруг солнцеподобной звезды и находится почти посредине зоны обитаемости. Еще интересна планета Kepler-1638b [созвездие?] — она примерно на 30% больше Земли и вращается вокруг звезды, которая чуть больше и ярче Солнца.

А, теоретически, в нашей галактике возможно существование десятков миллиардов обитаемых планет, и ближайшая из них может находиться на расстоянии не более 11 световых лет, т.е., в районе ближайшей дюжины звёзд.

Любительские оценки населённых миров

На проекте "Техника освоения космоса" дан следующий список возможных населённых миров:

1. близ Альфы Андромеды [Альферац, 97 св.лет],
  49. и близ Бета Сети 5+5+1+1/6+1/7? ,
  50. близ центра Скорпиона 5,
  51. правее Эпсилон Стрелы,
  52. сильно правее Эпсилон Стрельца,
  53. близ Альфы Тельца [Альдебарана, 65 св.лет] 5.
  54. близ Эпсилон Тукана,
  66. w? Ю.Треугольника 3,
  67. выше 2? Ящерецы,
  68. правее-ниже М22,
  69. левее М8,

Не совсем понятны слова "близ", "правее" и т.д. Про планеты такого не скажешь. Может заключение основано на прослушивании этих участков космоса?

Вероятность жизни на затухающих и потухших звёздах

Возможна ли жизнь в коричневых карликах?

Согласно проведенным учеными расчетам, в спокойной атмосфере коричневых карликов могут обитать организмы, в десять раз меньшие земных бактерий. Если же из недр звезды поступают восходящие потоки, то размеры существ, обитающих в верхних слоях газовой оболочки светила, могут превышать таковые у земных аналогов.

Астрономия: Астрофизика | Космология | Уранография | Галактики | Звёзды | Солнечная система | Иноразум | Экзобиология | Уфология | Космонавтика