Индийские философско-религиозные системы

Главная > Эзотерика > Религии > Восточные учения > Индуизм
Японский сад, чайный домик

"Ты есть Это".

Атман - внутри и снаружи.

Разделы о философиях и религиях индусов:

О древнеиндийском эпосе (ведическом цикле, включая Махабхарату и Рамаяну) смотрите страницу Мифология и эпос древних ариев.

Также смотрите страницу об оздоравливающих практиках хатха-йоги, философии и направлениях йоги.


Веды - ядро индуизма

Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древнеиндийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. до VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. Это один из первоисточников философий и религий Индии (кроме протоиндской и других религий доарийского населения Индостана).

Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют самхиты (сборники):

  1. Ригведа (веда гимнов)
  2. Яджурведа (веда жертвенных формул)
  3. Самаведа (веда напевов)
  4. Атхарваведа (веда заклинаний)

За Ведами следуют брахманы - своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки - тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед (веданта, не путать с философией Веданта) составляют упанишады - трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объединены под общим названием Шрути.

В течение многих веков Веды передавались изустно и хранились в жреческих родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения письменности.

Упанишады (Веданта - конец Вед)

Тексты этического, философского и ритуального характера, входящие в традицию священных индуистских текстов Шрути. Являются завершающим звеном в Ведах, откуда и получили название веданта (конец Вед). Упанишады сложились в основном в VII - V веках до н.э.

Как самые древние и авторитетные обычно выделяются шесть прозаических упанишад:

Позднее сложились полностью стихотворные упанишады:

Еще позже появились:

К упанишадам относится еще около 200 произведений, но они созданы позже, в средние века, в подражание древним образцам. Известны разные списки упанишад. К самым почитаемым относится Муктика, собранная из 108 произведений.

Индийские религиозно-философские направления

Древне-индийские философские и религиозные школы четко делятся на признающие и не признающие авторитет Вед.

Индийские религии

История религий индусов

Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой. Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках (потомках праиндоевропейского). Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.

Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Примерно через 700 лет после арийского завоевания Индии (в 1 тысячелетии до н.э.), ведическая религия трансформировалась в брахманизм, который, приблизительно 500 лет спустя (во второй половине 1-го тысячелетия до н.э.), уступил место реформаторским религиям - джайнизму и буддизму. Но еще через 500 лет (в начале 1-го тысячелетия н.э.) брахманизм возродился в виде индуизма и потеснил остальные религии.

Во время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране. Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии. Джайнизм остался одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.

В VIII - XVIII вв. Индия испытала несколько волн мусульманской экспансии, что некоторым образом отразилось на формировании индуизма, приведя, в частности, к созданию некоторых синтетических учений. К одному из них относится синкретическое учение Дин-и иллахи, созданное императором Акбаром в 1580 г. на общих принципах индуизма, парсизма, джайнизма и суфизма. Мусульманские притеснения вызвали ряд религозных восстаний, таких, как бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680-1707.

Ведизм (Ведическая религия)

Религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимещуственно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана.

Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра (громовержец и бог войны), Агни (бог огня) и Сома (опьяняющий напиток). Единственными документами для изучения ведической религии являются ранние части Вед.

Брахманизм

Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в 1 тысячелетии до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения. Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков. В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школа Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика (или Шуньявада - основная школа махаяны, систематизированное во II веке н.э. Нагарджуной). Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.

Индуизм (хинду-самая, хинду-дхарма)

Термин "Индуизм" европейского происхождение. В Индии эта религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований, религиозных течений и сект, общее число которых превышает 250. Индуизм распространен преимущественно в Индии. Общее число приверженцев индуизма на конец XX века - около 700 миллионов человек. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти. Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма [стремление к праведной жизни, долг], артха (достижение материального благополучия и успеха), кама (удовлетворения телесных потребностей, прежде всего - чувственного наслаждения). В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты.

Основные принципы индуизма - представление о карме (воздаяние за поступки в следующей жизни), дхарме и сансаре (перевоплощении в следующей жизни). Индуисты имеют свой священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов.

Джайнизм

Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, а затем распространился по всей Индии, никогда не выходя за ее пределы.

Название религии происходит от имени пророка Джины (известного также как Вардхамана и Махавира), почитаемого в качестве основателя религии. В основу философии джайнизма легла Триратна - учение Джины, состоящее из трех "правильных" основ бытия: правильного видения, правильного знания и правильного поведения. Первым систематизатором джайнизма является Умашвати.

В соответствии с легендой, в конце жизни Джина передал управление сообществом джайнов одиннадцати ученикам-ганадхарам, во главе которых стоял Гаутама Индрабхути. В 79 г. н.э. сообщество джайнов раскололось на сторонников либеральной (шветамбары) и консервативной (дигамбары) традиции. С места своего зарождения (северо-восток Индии, Магадха, нынешний Бихар) джайнизм распространился на юг и восток Индии. На конец XX века количество приверженцев джайнизма - около 3 миллионов человек. Современное движение джайнизма является воплощением интеллектуальности и экономической грамотности, что обеспечивает ему заметное место в экономической и социальной жизни Индии.

Объектом почитания джайнов являются Джина и 24 пророка. Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров, составленный в конце IV века до н.э. и приобретший окончательную форму в X - XI века н.э. Более ортодоксальные дигамбары признают аутентичными только древнейшие части этого канона.

В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности. Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства - состояние нирваны или мокши. Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов. Соответственно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное - непосредственное и опосредованное, и совершенное - интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью. Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков): не убивать, не лгать, не воровать, не иметь сексуальных отношений, не собирать ценности бренного мира. Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.

В отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего. Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды.

Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помошью которых может рассматриваться реальность. С этим связан метод джайнизма - сьядвада.

Неоиндуизм

В 1828 г. бенгальским аристократом Рам Мохан Роем было основано реформаторское общество "Брахмо самадж", давшее начало неоиндуизму и борьбе за национальное освобождение Индии. Во второй половине XIX века в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж, которое в настоящее время насчитывает большое количество сторонников.

Брахмо самадж

Религиозное общество, основанное в 1828 г. бенгальским аристократом Рам Мохан Роем. Дало фактическое начало движениям неоиндуизма. Основной идеей общества было признание Брахмы единым богом, которому должны поклоняться не только индуисты, но и представители других конфессий. Общество действовало путем просветительства и проповеди представления о разуме как важнейшем критерии к обычаям и вероучению. "Брахмо самадж" придерживалось монотеистического толкования Вед.

При формировании своего учения Рам Мохан Рой предполагал переустройство индийского общества по образцу западной цивилизации. С одной стороны, "Брахмо самадж" основывалось на древнем индуизме и брахманизме, стремясь переосмыслить значение религиозного авторитета брахманов, с другой стороны - пыталась реформировать и упростить обрядность, заменить ее методами самосовершенствования личности. Общество провозгласило идею равенства человека перед богом и тем самым выступило против кастовости индийского общества. Идеалы "Брахмо самадж" последовательно проводились в жизнь двумя его руководителями: Дебендранатхом Тагором и Кешаб Чанддером. "Брахмо самадж" не получило широкого распространения среди широкой общественности (максимальное число ее членов достигало 10 тысяч человек), однако его деятельность дала серьезный толчок к появлению других конфессий неоиндуизма, прежде всего "Арья самадж".

Арья самадж

Реформистское движение, появившееся в индуизме во второй половине XIX века. Основано в 1875 г. Свами Данаянда. Идеи "Арья самадж" были близки к первой неоиндуистской конфессии "Брахмо самадж". В задачу общества первоначально входило сохранение индийских национальных традиций и ознакомление с ними всего мира. Сторонники "Арья самадж" отвергают кастовый строй и имеют очень упрощенные ритуалы. Общество отказалось от идей сближения с другими религиями, которое пропагандировалось в "Брахмо самадж". Утверждается монотеистическое толкование Вед и провозглашен лозунг "Назад, к Ведам!". В 1878 г. Арья Самадж вступило в тесный контакт с Теософским обществом, существенно повлияв на его деятельность и изменив его концепцию на стремление к всеобщему братству всех рас, народов и религий. В основу популярности общества в народной индийской среде легло обращение к древней индийской традиции. Общество имеет значительное число последователей (в период расцвета - до 1,5 миллионов человек).

Философские системы древней и средневековой Индии

Адвайта-веданта - субъективный идеализм

Веданта недвойственности (Адвайта-веданта) - одна из основных разновидностей веданты, появление которой связывается с именем мудреца Гаудапады. Основной тезис Адвайта-веданты - нераздвоенность основного духовного начала (брахмана - атмана), его единственную реальность и иллюзорность эмпирического мира (майя).

Это направление веданты было развито Шанкарой (788 - 820 годы) - религиозным философом средневековой Индии. Он реформировал индуизм, синтезировав все признающие авторитет Вед системы (Астика). Его главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавад-гиту".

Вайшешика

Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада (он же Улука), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи.

Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны - дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (всеобщность), вишеша (особенность), самавая (присущность), и одна отрицательная - абхава (небытие).

  1. Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство. Субстанция несет в себе качество, которое не существует вне нее и не проявляет какой-либо активности; она определяет природу вещей.
  2. Вайшешика определяет 24 качества.
  3. Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие манаса.
  4. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую все элементам данного класса.
  5. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира.
  6. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.

Ньяя

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система. Основы Ньяи заложены Ньяя-сутрой Готамы. Идеи Ньяи развивались в Ньяя-бхашье Ватсьяяны, а также в сочинениях Уддьйотакары, Вачаспати, Удаяны, Джаянты. Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя.

Ньяя дала детальную классификацию источников достоверного познания, разработала учение о сверхчувственном восприятии и его трех видах, о типах обычного восприятия:

  1. Савикальпака - определенное восприятие
  2. Нирвикальпака - неопределенное восприятие

Ньяя разработала логическую теорию вывода. Структура частей вывода:

  1. Пятичленный силлогизм
  2. Основания вывода
  3. Классификация выводов
  4. Логические ошибки

Кроме того, ньяя разработала оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания, в частности, "Я" (атмана), ума (манаса) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть, то, что заставляет "Я" действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греха. Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов, а не как состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, не связанная с сознанием.

Ньяя признает бога в виде бесконечного "Я", создающего, сохраняющего и разрушающего мир. Мир, согласно ньяе, создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши.

Ньяя стремилась к критическому толкованию метафизических проблем. Исходя из освобождения (мокши) как конечной цели человеческой жизни, Ньяя подчеркивает важность умозрения для познания реальности. Условия и методы истинного познания могут быть определены, согласно ньяе, с помощью логики и ее законов.

Ньяя признает четыре самостоятельных достоверных источника познания:

  1. Восприятие (пратьякша), связано с органами чувств и может быть внешним (зрение и слух) или внутренним (ум-манас).
  2. Вывод (анумана), предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина - меньший, больший и средний, который их соединяет.
  3. Сравнение (упамана), основано на связи между вещью и ее названием.
  4. Доказательство (шабда), относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц.

Имеется также ряд недостоверных источников познания:

  1. Память
  2. Сомнение
  3. Ошибка
  4. Гипотетический аргумент

Санкхья

Санкхья (санскр. - число, перечисление, расчет), одна из 6 древне-индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом аспекте санкхья объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем санкхьи по традиции считается Капила, однако ни его сочинения, ни его учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников санкхья - Санкхья-карика Ишваракришны. Из других текстов наиболее авторитетны Санкхья-карика-бхашья Гаудапады, Таттвакаумуди Вачаспати и Санкхья-сара Виджнянабхикшу.

Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит санкхья к поиску первопричин, не связанных непременно с богом, и к теории эволюции - инволюции в объяснении мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-веданты, последователи санкхья говорят о реальном превращении причины в следствие. Санкхья исходит из признания двух первичных реальностей - пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("Я", дух, сознание). При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов.

Первый продукт развития - махат, то есть великое, основа всего материального. Он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интелелкт, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции аханкара ("Я"). В зависимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять тонких элементов (танматры, т.е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в которой пракрити - причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры - следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы - только следствия.

Особое место в процессе эволюции занимает джива - "Я";, предполагающее связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному "Я" из его видимого смешения с "не-Я"; (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности, разъединение пуруши и пракрити, приводящее к прекращению эволюционной игры, к выходу из сансары. "Я" становится бесстрастным по отношению к внешнему миру и, следовательно, свободным. Теория познания санкхьи признает три независимых источника достоверного познания: восприятие с помошью чувств, логическое умозаключение и свидетельство авторитетов. Санкхьи в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как первопричина и первотворец только дублировал бы пракрити. Существуют, однако, и теистические интерпретации санкхьи, в которых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий метарию творить.

Санкхья оказала значительное влияние на другие философские системы. Йога заимствовала из санкхьи метафизику и теорию познания. Много общего у санкхьи с буддизмом: учение о страдании и освобождении, цепи причин и следствий, отрицание крайнего аскетизма и др.

Йога

Санскр. соединение, участие, порядок, созерцание - одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений в индуистской мысли, выработавшей комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два связанных между собой аспекта - самоограничение в виде аскетизма и вхождение в состояние созерцания, или медитация. Эти аспекты более-менее разделялись всеми направлениями древнеиндийской мысли, за исключением мимансы и чарваки. В отношении йогической техники Йога образует общий элемент большинства древнеиндийских систем и буддизма. Известно, что Будда практиковал Йогу. Четыре состояния буддийской дхьяны соответствуют четырем ступеням внутренней сосредоточенности в Йоге.

Корни Йоги очень древние. В Ведах содержится идея достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики. Ранние упанишады ссылаются на практику Йоги как средство самососредоточения, внутреннего проникновения и обретения истинного знания. Теорию познания Йога разделяет с Санкхьей.

Оригинальным достоянием Йоги является практический путь к освобождению через систематическую тренировку тела и души. Согласно Йоге (как и Санкхье), свободная душа связана с физическим телом и так называемым тонким телом. "Я" - это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификацией ума (читты). Йога означает освобождение "Я" от этой зависимости.

Развивается теория модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) - саттва, раджас и тамас - и определяющих пять уровней духовной жизни:

  1. Кшипта - рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому
  2. Мудха - притупленное состояние ума, например, во сне.
  3. Викшипта - относительно успокоенное состояние
  4. Экагра - сосредоточение ума на одном объекте - объекте размышления
  5. Нироддха - прекращение какой-либо деятельности ума

Первые три состояние несовместимы с Йогой, два последние открывают путь к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва.

Йога предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей того, кто вступает на этот путь:

  1. Джняна-йога (путь познания)
  2. Бхакти-йога (эмоциональное приобщение к божеству)
  3. Карма-йога (путь активного действия)

Йога разработала систему последовательного очищения и просветления ума (читты):

  1. Яма - обуздание
  2. Нияма - этическая культура, проявляющаяся в выработке нравственных установок
  3. Асана - выработка устойчивого равновесного положения, дисциплина тела
  4. Пранаяма - регулирование дыхания
  5. Пратьяхара - изоляция чувств
  6. Дхарана - внимание
  7. Дхьяна - размышление
  8. Самадхи - сосредоточенность

Чарвака - древнеиндийский материализм и эпикуризм

Чарвака (санскр.) материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность Локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Сочинения Чарваки не сохранились, источником служат высказывания представителей веданты, буддизма, джайнизма.

Чарвака отвергает как существование бога-абсолюта (брахмана) и души (атмана), так и закон кармы как основу существования. Чарвака считает истинным лишь постижение с помощью непосредственно восприятия. Существует только этот мир, и единственной реальностью в нем является материя. Признается наличие четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного сочетания которых образуется все существующее. Жизнь и сознание - функция этих элементов.

Особенностью Чарваки является сосредоточенность на разработке этической концепции, основой которого является гедонизм. Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно Чарваке реальны только страдание и наслаждение чувством бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, Чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия получение наслаждения, причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремление к его достижению. Чарвака выступала с критикой буддизма как религии.

Порталы об индийской философии и культуре, библиотеки сутр

"Человек - создание размышления: над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей".
Упанишады.

Также смотрите библиотеки восточной литературы и эзотерической книги.

Обзоры и статьи о мировоззрении и понятиях индуизма

Карма

Личность делает зло, личность же и страдает от него.
Личность воздерживается от зла, и личность очищается.
Чистота и нечистота принадлежат личности: никто не может очистить другого.
Человек сам должен сделать усилие. Будды только проповедники.
Л.Толстой. Карма

Статьи Олега Назарова о философии цигун и медитации

Состояние тишины - вот путь развития духа. ( Учитель Минтан )

Статьи взяты из материалов сайта http://dzendo.org - "Путь тишины". Их моджно загрузить одним Zip-архивом [45 K]

На тему притчи о "сокрытия истины" Ямой (индийскому ангелу-отступнику), имеется и другая индуиистская притча о Боге. Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога. Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?». Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг. Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил. (Взято из блога)

Древнеиндийские трактаты

"Скрытая энергия кармы, имеющая своим корнем осквернение желанием, приводит к рождению, обуславливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт. Добродетель или порок приводят к наслаждению или страданию".
Йога-сутра (2, 12-14)


На главную

Восточные учения : Индийская философия | Даосизм | Дзогчен | Классический буддизм | Чань-буддизм | Восточная книга | Востоковедение в сети

Единоборства | Йога | Религии | Социология | Ин.языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 13.01.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня