Даосизм - китайское учение о "недеянии"

Главная > Эзотерика > Религии > Восточные учения > Даосизм
Японский сад, чайный домик

Кто знает свою судьбу - не будет уничтожен. (Лао-цзы) [!]

Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно. Хосе Гарсиа Маркес

Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, - никогда не придется начинать. (Иван Сергеевич Тургенев)

Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизъяснимого Дао ("Пути"), движущего и управляющего всем сущим - так утрируют это учение современные журналисты. На самом деле это - концепция двуединства источника и направления развития. Причем это направление, закономерность развития или движения ("путь") структурно заложена в самой энергии дао [как и структура ее носителя]. Каждая сила имеет свое направление - физически это проявляется в Законе сохранения импульса.

Разделы страницы о даосизме и других учениях Древнего Китая:

Смотрите также древнекитайскую нумерологию.


Даосизм

Чтобы убрать мир, который снится, нужно не спать. [как в буддизме]

Важнейшим положением даосизма является понятие "дао". Кроме того, важной концепцией является понятие "увэй" (недеяние). Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуанцзы. В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия. В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты. В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны. Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай и хуанлучжай, а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци", во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

История и обзор даосизма

Даосизм (так же, как и конфуцианство) зародился в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы "Дао дэ цзин". Начиная с правления династии Восточная Хань, во II в.н.э., складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных божеств объявляется Лао-цзы. В этот период даосизм формируется как религиозная система. При императоре Шуньди (династия Восточная Хань) (125-144 г.н.э.) особой популярностью пользовался проповедник Чжан Лин (34-156 г.н.э.), основавший секту "Удоуми дао" ("Путь пяти мер риса"). Приверженцы секты почитали Лао-цзы как великого учителя. При императоре Линди (династия Восточная Хань) (167-189 г.н.э.) Чжан Цзяо основал новую даосскую секту "Тайпин дао" ("Путь великого спокойствия"), священным каноном которой стало сочинение "Тайпин цинлиншу". В 184 году в Китае произошло восстание желтых повязок, которое возглавил Чжан Цзяо. В восстании приняли участие и сторонники "Удоуми дао". В период Южных и Северных династий (IV - VI век н.э.) в даосизме произошло деление на две основные ветви: "Путь северных небесных наставников" и "Путь южных небесных наставников" При императоре Сюаньцзуне (712 - 756 г.н.э.) династии Тан (618 - 906 г.н.э.) даосизм принял формы государственной религии. Даосские сочинения "Лаоцзы", "Чжуанцзы", "Лецзы" стали именоваться "истинными канонами", в каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм. Император Чженьцзун (998 - 1022 г.н.э.) из династии Сун приказал собрать и отредактировать новый "Дао цзан" - даосский канон. На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI - X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества. В период правления монгольской династии Юань (1279 - 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений. Когда китайский престол заняла национальная династия Мин (1368 - 1644) даосизм вновь возродился, однако при следующей манчжурской династии Цин (1644 - 1911) даосизм постепенно перестал играть особо важную роль в духовной жизни Китая. Название "Дао" предположительно происходит от наименования одной из древних китайских шаманских практик - "гуй дао". В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков). К XX веку влияние даосизма постепено уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.

"Дао Дэ Цзин" - книга о Пути и Благой Силе

Пребывайте в недеянии, и вещи все свершатся сами по себе. [как в дзэн: не плывите против течения, а используйте его; можно плыть и против ветра, но переменными галсами]

Физически, это учение о векторах, т.к. векторная величина (например, импульс) характеризуется длиной (количеством, силой) и направлением.

Притчи и комментарии о дао и дэ

Путь - это порядок устроения жизненной силы... Когда наши действия обусловлены не кем-нибудь другим, а нами самими, это зовется "порядком". (Ле-цзы) [!]

С помощью усилия может быть сделано многое, но с помощью безусильности можно сделать больше. Будьте естественны - и вы расцветете. (Чжуан-цзы)

Вот два противоречивых высказывания - делать самому или ничего не делать? С точки зрения меня как физика, дао и дэ - это информация и энергия. А с точки зрения эзотерики - это набор энергоинформационных структур (как "маятники" в транссерфинге реальности).

Инь и ян - мужское и женское начала

Концепция двух первопричин как движущей силы природы - это открытие древними китайцами диалектики. На основе этого учения была создана древнекитайская нумерология. Однако, истоки, скорее всего, и на этот раз - индийские (2 первоначала - Ха и Тха).

Китайское учение о превращениях 5 стихий

Древняя китайская пентаграмма - 5 стихий

Восточное учение о порождении и угнетении одной стихией другой удобно представить спектром:

  1. Дерево порождает огонь: зелёный - жёлтый
  2. Огонь порождает Землю: жёлтый - оранжевый
  3. Земля порождает Металл: оранжевый - красный и фиолетовый
  4. Металл порождает Воду: красный и фиолетовый - синий и голубой
  5. Вода порождает Дерево: синий и голубой - зелёный

Конфуцианство - учение о нравственности

Если вы хотите добиться успеха, избегайти 6 пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности. (Конфуций)


На главную

Восточные учения : Индийская философия | Даосизм | Дзогчен | Классический буддизм | Чань-буддизм | Восточная книга | Востоковедение в сети

Единоборства | Йога | Религии | Социология | Ин.языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.06.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня