Мусульманские конфессии и течения

Главная > Эзотерика > Религии > Ислам > Конфессии ислама
Основные ветви ислама (карта)

Шиитских сект больше суннитских.

Разделы страницы о традиционных и новых направлениях ислама:


Суннизм

Суннизм - основное направление ислама. Сунниты считают первых трех халифов - Абу-Бекра, Омара и Османа - законными преемниками Магомета и признают многочисленные предания (сунны) о Магомете.

С VIII века в суннизме сложились пять юридических школ, которые определили и религиозные ветви суннизма: 1) Захиритская школа (основатель ибн Али аль-Асфахани). Школа впоследствии исчезла. 2) Маликитская школа (основатель Малик ибн Анас). 3) Ханбалистская школа (основатель Ахмад ибн Ханбал), к которой принадлежат ваххабиты и салафиты (Гамаат аль-ихван аль-муслимин и Общество братьев-мусульман). 4) Ханифитская школа (основатель Абу-Ханиф). 5) Шафитская школа (основатель Аш-Шафия).

Кроме того, отдельно выделяются сенсуисты.

В X - XII вв. суннизм сблизился с умеренным суфизмом, который, будучи адаптирован к официальному исламу, существенно расширил рамки суннизма, внеся в него эмоциональные и чувственные компоненты. Численность суннитов на конец XX века - 800 миллионов человек.

Ханбалистская школа

Ваххабизм

Радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Появилось в конце XVIII века. Название получено от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен в Неджде. Основано на идеях салафитов о возвращении к исходному исламу.

В начале XIX века ваххабиты под руководством Саудидов образовали в Неджде самостоятельное государство, влияние которого распространилось на большую часть Аравийского полуострова. В 1818 году, в результате походов египетских войск, государство ваххабитов было ликвидировано. В течение долгого времени ваххабиты были под властью Рашидидов, вассалов Турции. В 1902 г. эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд. В 1924-1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия). В начале XIX в. ваххабиты получили распространение на Суматре и в 1821 г. инициировали восстание против голландских колонизаторов. С 1824 по 1864 гг. в Индии ваххабиты вели активную борьбу против английского колониализма.

Ваххабиты проповедуют восстановление чистоты изначального ислама и единобожия. Ваххабиты отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам, отрицают суеверия [т.е., за абсолютное единобожие], требуют от мусульман ведения аскетического образа жизни. В общественно-политической сфере ваххабиты проповедуют социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступая с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место в ваххабизме занимает идея священной войны (джихада) против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама [а вот это зачем? наслаждались бы своей праведностью и будущим раем].

Ваххабиты преимущественно распространены в Саудовской Аравии, других странах Аравийского полуострова, в значительно меньшей степени - в Индии, Индонезии, Средней Азии, Кавказе, Северной Африке.

Шиизм

Второе по значимости направление в исламе после суннизма. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей четвертого халифа, Али, зятя Мухаммеда, в качестве его законного преемника, и отвергавшая династию Омайядов. Затем преобразовалось в религиозное направление, противостоящее суннитам. К 114 сурам османовского Корана шииты добавили еще одну - "Два светила", в которой одним из светил признавался Мухаммед, а вторым - Али. По мере накопления хадисов стала очевидной направленность Священного предания в сторону суннизма. В противовес этому шииты декларировали свое враждебное отношение к Сунне и начали формирование собственного Священного предания - Акбара. Шииты не признают султана духовным главой и толкуют ислам в мистическом и пантеистическом смысле.

К шиитам принадлежит примерно 1/10 часть всех мусульман. Шииты живут в Персии и частично в Закавказье. Численность шиитов на конец XX века - 96 миллионов человек.

Направления шиизма:

1) Ахл-и хакк (Али-илахи, Какай, Курдский эзотеризм): Деде, Курд-бача, Челеби, Шаббаки. 2) Гулат; 3) Двунадесятники. 4) Зайдиты. Нуктавиты (Ноктавиты). 5) Имамиты: Бабиты (Бахаиты). 6) Исмаилиты: Ад-дурузийя, Алавиты (Алеви, Кызылбаши, Нусайриты), Аль-карамита, Аль-мувахиддун, Друзы, Мувахиддун, Мусталиты (Бохра, Протоисмаилиты), Даудизм, Сулайманизм, Низариты (Асасины, Неоисмаилиты, Хашишийюн, Ходжа), Карматы, Сабийя, Семеричники, Хакимиты. 7) Иснаашариты. 8) Кайсаниты: Аббасидские шииты, Байаниты, Истинные кайсаниты, Мухтариты, Ризамиты, Хашимиты. 9) Крайние шииты 10) Нусайризм (алавиты): Киблийя; Шамалийя. 11) Шейхиты. 12) Эзелизм. -->

Исмаилиты

Течение в шиитском исламе. Возникло в середине VIII в. в результате проблемы наследования в шиизме, когда шестой имам шиитов - Джафар ас-Садик - назначил своим преемником не старшего сына Исмаила, отличавшегося пристрастием к вину, а четвертого сына Мусу аль-Казима. После смерти Джафара ас-Садика в 765 г. сторонники Исмаила не признали седьмого и последующего имамов, считая Исмаила "скрытым имамом" и объявив седьмым имамом сына Исмаила Мухаммада ибн Исмаила. Исмаилиты признают классический ислам как элементарную духовную форму - аль-захир. Более развитой духовной формой считается аль-батын - тайная эзотерическая доктрина исмаилизма, включающая аллегорическую интерпретацию Корана и естественные науки. Предписания Корана не являются для исмаилитов обязательными и носят символический характер, однако исмаилиты следуют практически всем обрядовым и правовым требованиям шариата. В культовой практике исмаилитов принято посвящение в вероучение, основанное на иносказательном толковании Корана. Это посвящение составляет семь степеней. Исмаилиты совершают молитву дважды в день (а не пятикратно, как классические мусульмане), не соблюдают пост в месяц рамадан (хотя формально его признают), не отказываются от вина и рекомендуют моногамию. Али признается в символическом смысле. Исмаилиты не склонны к фанатизму и легко идут на контакт с другими религиозными конфессиями. Исмаилиты признают власть имама, чья духовная власть весьма значительна, так как считается, что он является представителем бога на земле.

После смерти Мухаммада ибн Исмаила в среде исмаилитов произошел раскол, в результате которого в исмаилизме сформировалась секта сабийя, позднее получившая наименование карматов. Сабийя считали Мухаммада ибн Исмаила последним, седьмым имамом и ожидали его прихода в качестве махди. Ортодоксальные исмаилиты признали потомковМухаммада ибн Исмаила "скрытыми имамами". Период с конца VIII до начала X вв. прошел под управлением сафиров и называется имаилитами "сатр" (скрытый). В этот период исмаилиты создали разветвленную тайную организацию, возглавляемую исмаилитскими проповедниками. Деятельность этой организации заключалась преимущественно в информировании шиитов о факте существования имама, его божественной роли в движении исмаилитов, и призыв к безоговорочному подчинению его воле.

В начале IX в. исмаилиты подверглись преследованию со стороны Аббасидов и бежали в Сирию и Хорасан. В течение IX в. исмаилиты получили широкое распространение на большой территории и в 909 г. основали Фатимидский халифат, во главе которого встала исмаилитская династия Фатимидов. Под властью Фатимидского халифата в течение X - XI вв. оказались Египет, Магриб, Палестина Сирия и Хиджаз. Фатимиды, занимая умеренные позиции веротерпимости, активно занимались прозелитической деятельностью среди подвластных им суннитов, для чего создали в Каире специальный пропагандистский центр.

В период Фатимидского халифата была сформирована религиозная доктрина исмаилизма. Вероучительная основа исмаилизма разделена на два аспекта - эндотерический (аз-захир) и эзотерический (аль-батын). Аспект аз-захир совпадал с учением имамитов, с поправкой на наследование имамата по линии Исмаила после смерти Джафара Ас-Садика. Разработанная в X - XI вв. на основе синтеза античных воззрений неоплатонизма и Аристотеля с христианским гностицизмом и восточным мистицизмом доктрина аль-батын определяла сущность бога как абсолюта, лишенного каких-либо внешних атрибутов, неопределимого и непознаваемого. Исмаилиты считают, что Аллах, Бог-абсолют, породил мировой разум, который, в свою очередь, породил мировую душу. Мировая душа создала материю, доступную восприятию. Земным воплощением мирового разума исмаилиты считают семь пророков - Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Ис, Мухаммед, Исмаил, каждому из которых приписывается олицетворение своей исторической эпохи. Земным воплощением мировой души исмаилиты считают имамов, находящихся при соответствующих пророках с целью разъяснения скрытого смысла проповедей пророков. Исмаилиты признают переселение душ и считают, что имамы наследовали души пророка Мухаммеда и его имама Али, и, как следствие, сами несут божественное откровение.

В X в. была разработана исмаилитская правовая система, идейно близкая к жафаритской (имамитской) и зайдитской системам.

В 996 г. фатимидский халиф аль-Хаким вступил в конфликт с христианскими конфессиями на территории халифата, запретив христианские праздники и разрешив осквернения христианских кладбищ и погромы церквей (в частности храма Гроба Господня в Иерусалиме). Будучи эксцентричным и неуравновешенным человеком, в начале XI в. аль-Хаким изменил свое отношение к христианам на противоположное, отменив ранее введенные запреты и наложив новые на мусульман, в частности запретив паломничество в Мекку. В 1017 г. аль-Хаким объявил себя воплощением бога на земле и потребовал поклонения ему как богу. В 1021 г. аль-Хаким таинственно исчез. Большая часть исмаилитов признала халифом малолетнего сына аль-Хакима аз-Захира, однако часть приверженцев аль-Хакома выступила с идеей будущего пришествия аль-Хакима в качестве бога на земле и сформировала секту друзов.

В XI в. в среде исмаилитов произошел раскол, связанный с изменением решения фатимидского халифа Мустансира о своем преемнике в пользу своего младшего сына Абу-ль-Касим Ахмада. Старший сын Мустансира - Абу Мансур Низар, после смерти отца в 1094 г. бежавший в Александрию, также объявил себя халифом. После непродолжительной борьбы Абу Мансур Низар был схвачен и убит, однако его сторонники, возглавляемые Хасаном ибн Саббахом, признали "скрытым имамом" гипотетического потомка Абу Мансур Низара и сформировали секту низаритов. Сторонники Абу-ль-Касима Ахмада образовали секту мусталитов.

Во второй половине XI в. исмаилизм распространил свое влияние на Иран, где столкнулся с враждебной Фатимидам династией Сельджукидов. Возглавивший восстание против Сельджукидов Хасан ибн Саббах в 1090 г. создан независимое исмаилитское государство с центром в крепости Аламут, в 1095 г. ставшее центром низаритского течения (уничтожено войсками Чингиз-хана в 1256 г.). В 1171 г. Фатимидский халифат прекратил свое существование.

Официальное количество исмаилитов на конец XX века несколько превышает 1 миллион человек, однако считается, что влиянию исмаилизма подвержены около 20 миллионов человек. Исмаилиты проживают в индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Таджикистане.

Суфизм - бриллиант ислама

Тебе принадлежит лишь то, что невозможно потерять при кораблекрушении. Имам Аль-Газали

Ты припомни свой рок! Приближенье кончины исчисли.
Где от смерти стена? Вот на что ты направил бы мысли!
Низами

Чистая совесть даёт силу льва, а при виноватой совести даже львы превращаются в кроликов.
Тот, кто может жить согласно идеалу, и есть властелин жизни.
Бог, понятный человеку, создан самим человеком; но то, что лежит за пределами его понимания, и есть реальность.
(Хазрат Инайят Хан)

Суфизм (Тасаввуф) - мистико-аскетическое направление в исламе [мистический суннизм]. Возникло в VII - IX веках, окончательно оформилось в X - XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм. Термин "масаввуф" происходит от арабского слова "суф" - шерсть, очевидно, от традиционного шерстяного рубища суфиев.

По мнению суфиев, Мохаммед якобы получил одновременно с Кораном эзотерические откровения, о которых сообщил только некоторым из своих соратников. Эти откровения могут передаваться только избранным, и только в результате особого посвящения.

Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые разнообразные формы. В суфизме используются различные эзотерические тайные обряды, ритуалы, посвящения, причем единые для суфизма правила проведения этих культовых обрядов отсутствует. Суфизм эзотеричен и проповедует генеалогическую передачу приобщения к божественной благодати (сильсиля) каждому суфийскому учителю непосредственно от пророка Мохаммеда [как рукоположение в христианстве]. Приверженцы суфизма подчинены своду правил, как правило, специфическому для каждого ордена, подробно описывающему ритуалы инициаций, культовой практики и отношений между членами общины. Для культа суфизма характерно сочетание метафизических представлений с аскетической практикой. Аскетизм в суфийской традиции является способом нравственного совершенствования человека, приближающего его к познанию бога.

Культовая практика основана на идеях жестокой самодисциплины с широким применением тщательно разработанных психотехнических методик. Суфизм предполагает полное духовное подчинение ученика учителю, без размышлений о целях и смысле его указаний. Культовая практика суфизма основана на зикрах - собраниях суфиев с целью коллективных радений. Как правило, погружение в транс и последующее созерцание основаны на сложном музыкальном ритме, характерном для каждого ордена, но существенно различающемся в разных суфийских общинах. Суфии считают, что подобные радения предписаны Кораном и являются обязательными для всех мусульман.

Основой суфизма является учение о постепенном мистическом приближении к интуитивному, вне всякой логики, познанию Бога вплоть до прямого общения с ним и слиянию с ним через мистическую любовь в интуитивных экстатических озарениях. Соблюдение законов Корана является лишь первым шагом к Богу, который не позволяет познать природу мира. Основными концепциями суфизма являются тарик (концепция пути), ведущая суфия к постижению высших истин, и вилайя (концепция святости), получаемая суфием при достижении конечной цели мистического самосовершенствования. Суфизм провозглашается как учение, проповедующее строгие мусульманские каноны, однако приверженцы традиционного ислама не признают его как исламское течение либо относятся к нему с большим недоверием. Исламская оппозиция еще больше усиливает позиционируемый тайный характер суфизма.

В IX в. в суфизме под влиянием выдающегося египетского философа Зу-н-Нун аль-Мисри и багдадского теолога аль-Харис аль-Музасиби сформировалась система мистической философии. В X в. суфизм из учения немногочисленных дервишей превратился в мощное культурное течение, получившее широкое распространение. По мере своего развития суфизм воспринял ряд элементов христианства, античной философии и древних религий Востока.

Суфизм оказал большое влияние на арабскую и в особенности на персидскую литературу и поэзию, в частности, сказки "Тысячи и одной ночи". Под влиянием суфизма возникли новые течения в шиитском исламе - исмаилизм и религия друзов.

В суфизме существенно раньше, чем в ортодоксальном исламе, был разработан культ святых, который принят как один из базовых элементов вероучительной системы. Святой в суфизме представляется человеком, достигшим совершенства в познании бога, открывший для себя все сокровенные тайны и получившим вследствие этого знания способность творить чудеса. Зародившись в IX в., суфийский культ святых уже в X в. развил идеи о невидимой иерархии живых святых, мистическим образом скрытых от большинства живых людей. Эта иерархия возглавлялась неким верховным святым "кутб", сосредотачивавшим на себе основную защиту Вселенной от всех несчастий.

Суфизм лишен единства. Каждый суфийский учитель собирает себе учеников, которым проповедует учение в своем понимании, при этом никто не контролирует какое-либо соответствие этого учения положениям традиционного ислама. Тем не менее суфизм по своим целям и вероучительной основе делится на умеренный суфизм и крайний суфизм. Суфии проживают в общинах, объединенных в ордена - тарика. Общины, зародившись в IX в. как поселения небольших групп дервишей, к XI в. превратились к крупные центры, как правило, укрепленные, и наряду с функциями жилья выполняющие роль школ, храмов, экономических центров. Внутренняя структура суфийский орденов основана на строгой иерархии. Руководителем ордена является шейх, получающий свой пост по наследству и являющийся духовным наследником основателя ордена. Между шейхом и простыми дервишами-суфиями имеется одна или две ступени иерархии, в зависимости от размером и распространения ордена. Сами дервиши делятся на две категории - полностью отрешившихся от мира и посвятивших себя ордену и мирян, являющихся приверженцами ордена и выполняющих все его требования, но ведущих обычный образ жизни.

Различные суфийские течения называются тарика (братства или ордена). В период с XII по XIV вв. в суфизме под влиянием мавереннахрской, магрибинской, месопотамской и хорасанской мистических школ сформировался ряд самостоятельных суфийских орденов: бадавийя, байрамийя, бекташийя, дасукийя, исавийя, кадирийя, кубравийя, маулавийя, накшбандийя, рифайя, саадийя, сафавийя, сухравардийя, халватийя, чиштийя, шазилийя.

Направления суфизма: Ахмадийя. Бадавийя. Байрамийя. Бекташийя. Дасукийя. Исавийя. Кадирийя. Кубравийя. Мавлавийя. Маулавийя. Муридизм. Накшбандийя. Рахманийя. Рифайя. Саадийя. Саламийя. Санусийя. Сафавийя. Сенусийя. Суфизм крайний: Маламатийя - Каландарийя. Суфизм умеренный. Сухравардийя. Тиджанийя. Халватийя. Хуруфиты. Чиштийя. Шазилийя.

Другие секты ислама

Ал-муджбира (Джабариты, Джабриты). Ахмадие - Кадиани, Лахори. Аят. Гайланиты. Кадариты. Кадиани. Мутакаллимы - Ашариты, Каррамиты, Матуридиты, Мутазилиты. Рошани. Субуд. Хариджиты (Харуриты, Шарииты) - Аджрадиты, Азракиты, Байхаситы, Ибадиты, Мурджиты, Мухаккимиты, Надждиты, Са-алабиты, Суфриты. Черный ислам: Мавро-американский научный храм - Нация ислама (Черные мусульмане); Джамаат ул-Фукра (Совет джихада в Северной Америке); Черные ханафиты.


На главную

Ислам: Течения магометанства | Исламоподобные учения

История и мифология | Иностранные языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 04.08.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня