Психология общения (умение сотрудничать)

Главная > Эзотерика > Психология > Психология общения

Сфинкс - хранитель времени

Все великие события начинаются с общения.

Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ)

Самое главное в общении - услышать то, что не было сказано ( Дракер )

Сначала этот раздел о навыках общения был объединен с ораторским искусством в надраздел "Навыки психологического воздействия". Ораторское искусство там так и осталось, ведь, если смотреть в корень, цель оратора - убедить слушателей в своей правоте, воздействовать на него (то же относится к дискуссиям). А общение - это удовольствие взаимопноимания. Если один из собеседников почувствует, что ему "лечат мозги" - общение прекратится. Хотя с другой стороны, если общение в удовольствие - то чему тут учиться? Учатся решать проблемы, т.е., опять-таки - донести мысль, воздействовать.

Разделы страницы о психологии и мастерстве общения:

О  психологии любви и семейных отношениях читайте на странице Инь и Ян.


Ораторское искусство (риторика, умение убеждать)

Слово - самое сильное оружие человека. ( Аристотель )

Что в человеке хорошо и дурно сразу - Язык. ( Анахарсис )

Древнегреческий философ Аристотель сказал, что риторику изобрёл Эмпедокл.

Ораторское искусство - не просто общение. Во-первых, это воздействие словом (как в воспитании) - через впечатление, логику и даже псевдологику. Во-вторых, воздействие не на одного-двоих, а, как правило, на большую группу людей, которые, часто, вам не знакомы. С другой стороны (плюс), ваши монологи здесь могут быть более длинны, чем при общении с одним или несколькими людьми - и вы можете успеть донести свою мысль, поскольку разговор с коллективом идет по определеным правилам (иначе - неконструктивно для обоих сторон).

Риторика - учение об ораторском искусстве, теория красноречия. Логика и риторика взаимосвязаны. Но искусство убеждения - не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Поэтому риторика не ограничивается областью достоверного знания [!]. Поскольку практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и оригинальными высказываниями, то как раз эти высказывания (метафоры, крылатые слова) и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей [через подсознание]. Убеждение состоит не только из понимания, но и из веры. А речь строится не только из слов, но и жестов. Ораторское искусство должно не только убедить, но взволновать и усладить.

Образцами красноречия являются, например, выступления религиозных мыслителей. Их особенности:

  1. огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется;
  2. абсолютное знание предмета;
  3. доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики;
  4. высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру;
  5. тщательность подготовки (герменевтика) и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Аспекты и правила риторики

Чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа. (Р. Шекли)

Имеются различные аспекты в искусстве спора и убеждения.

  1. Три рода красноречия: 1) торжественное (речи хвалебные и порицающие); 2) совещательное или политическое (речи убеждающие и разубеждающие); 3) судебное (речи обвиняющие и защищающие).
  2. Три вида стиля речи: 1) средний стиль, предназначенный для того, чтобы усладить слушателя, уместный в торжественном (эпидиктическом) роде красноречия; 2) возвышенный стиль, имеющий целью тронуть слушателя, который предназначался для совещательного красноречия; 3) сухой стиль, удобный для поучения, приспособленный более всего для судебного красноречия.
  3. Риторическое выступление и его правила: 1) выбор темы или нахождение; 2) расположение материала; 3) изложение или словесное выражение; 4) запоминание и его приемы; 5) произнесение.
  4. Инвенция (у Аристотеля - "доказательство") - учение о нравах, аргументах и страстя с целью нахождения средств убеждения. Нравы - это моральные качества, позволяющие ритору утвердить свой авторитет. Правила нравов состоят в следующем: 1) продемонстрировать серьезность, скромность, осторожность; 2) избегать всего, что может создать впечатление лжи; 3) "нравы" использовать во вступлении; 4) аффектация должна отсутствовать. Общие правила инвенции: 1) нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели - убеждения; 2) одна из трех частей должна доминировать; 3) нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи; 4) аргументы в речи - к людям степенным и разумным; 5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается; 6) размышление, опыт и внимательное изучение наследия великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.
  5. Аргумент - форма рассуждения, выводящая из известных положений новое. Собственно аргументы - это силлогизм (очень редко), энтимема, эпихейрема, дилемма, сорит, пример (одна из посылок которого - исторический факт, яркое событие), индукция, "личный" аргумент, т.е. вывод, вытекающий из слов или действий оппонента. Главная задача ритора - представить убедительные аргументы. Отличие риторической аргументации от логической: различные словесные украшения, следствие должно опережать посылку. Правила аргументов: 1) доказательства - основа ораторской речи; 2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; 3) необходимо отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.
  6. Учение о страстях (патетика) как представление о двух главных страстях - Любви и Ненависти, которые формируют все другие второстепенные чувства. Успех Демосфена - не отточенная техника, а развитая патетика, воплощенная в страстном патриотизме. Правила страстей: 1) призывать на помощь страсти только к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней патетики, вызывающей насмешку. Итак, триединая цель ритора - это 1) привлечь нравом, 2) убедить аргументом, 3) тронуть чувством.
  7. Диспозиция - это аранжировка элементов, полученных в результате инвенции, для наилучшего убеждения аудитории (Пеллисье). Диспозиция содержит введение в тему ("ангажирование сюжета") и развертывание ("приведение доказательств"). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение, 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Правила введения: 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать "нравы"; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (теорема) - необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы.
  8. Повествование (наррация) - изложение фактологического аспекта темы. Правила наррации: 1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; 2) факты должны быть правдоподобными; 3) наррация должна быть краткой и четкой; 4) интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией; 5) наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов; 6) для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения; 7) при описании избегать расплывчатости и излишних деталей; 8) место описания - в начале наррации.
  9. Подтверждение (конфирмация) - основное развертывание аргументации с целью доказательства истинности посылок, выдвинутых в предложении. Правила конфирмации: 1) все замечания касательно применения необходимых доказательств должны быть собраны воедино; 2) с этой целью осуществить ревизию всех общих мест, рассматриваемых в Инвенции; 3) при выборе аргументов заботиться об их качестве, а не количестве; 4) наилучшим является Гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем масса средних, в конце один самый мощный аргумент; 5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов; 6) сильные аргументы - в простой форме; слабые - группировать по несколько для самоподдержки.
  10. Заключение. Правила Заключения: 1) резюме аргументации, развернутой в подтверждение и должно вызвать эмоции; 2) точность изложения и разнообразие в стиле; 3) из подтверждения отбирать наиболее сильные места; 4) при использовании "страстей" помнить об умеренности; 5) стиль живой и эмоционально-напыщенный.
  11. Элокуция (элоквенция) - словесное оформление мысли. Ее содержание: анализ различных грамматических форм (предложение, фраза, период); суждение об основных характеристиках стиля и его разновидностях; учение о "формах" стиля и о "формах" речи (проза и поэзия); описание и классификация риторических фигур. Элокуция - характеристика тропов и фигур теории красноречия.
  12. Тропы - обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д.
  13. Фигуры - изощренные сочетания слов. Фигуры слова и фигуры мысли. Фигуры слов: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения или перемещения. Фигуры прибавления: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, градация, полисиндетон. Фигуры убавления: эллипсис, силлепсис, асиндетон. Фигуры расположения: инверсия (анастрофа, гипербатон), параллелизм (изоколон, антитеза, гомеотелевтон), хиазм. Фигуры мысли: определение, изречение, риторический вопрос, паралепсис, просопопейя, обращение, вольность, сомнение, мольба, восклицание и т.д.

Значение метафоры в речи ритора

Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление.
Величайшее из достижений оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
( Цицерон )

Настоящее красноречие - это умение сказать все, что нужно, но не более того. ( Франсуа де Ларошфуко - как у Цицерона )
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время. ( Гораций )
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. ( Вольтер )
Говорить не думая - все равно, что стрелять не целясь. ( Мигель де Сервантес, а также Томас Фуллер )
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. ( Наполеон Бонапарт )

Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. ( Архиепископ Мэджи )
Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу ( Энтони Иден )
Логика - это, видимо, умение доказать какую-то истину, а красноречие - это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно. Жан Лабрюйер

Метафора используется в различных сферах знания: от поэтики и риторики до физики и математики. " Тайну метафоры изучали Аристотель, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Ницше, Э.Кассирера, Х.Ортеги-и-Гассета и многие другие.

Существует два взгляда на метафору. Рационалисты - противники использования метафоры. Они считают ее недопустимой в научных сочинениях. Но Ф.Ницше пишет о принципиально неустранимой метафоричности познания. Э.Кассирер считает, что метафорическое "освоение мира" - противоположность дискурсивному мышлению. Х.Ортега-и-Гассет говорит о метафоре как об орудии мысли, позволяющего достигнуть самых отдаленных участков концептуального поля. Ортега: "Метафора удлиняет "руку" интеллекта; ее роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке".

Что интересно, часто смена научной парадигмы сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений и новую аналогию.

Мнение Н.Д.Арутюновой: изучение метафоры быстро расширяющийся процесс, захватывающий все новые области знания - философию, логику, психологию, герменевтику, психоанализ, литературоведение, семиотику, риторику, теорию изящных искусств, лингвистическую философию, различные школы лингвистики, когнитивные науки, моделирование искусственного интеллекта.

Метафора может быть ключом к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа.

Книги о метафоре

Литература об умении произвести впечатление словами:

Новая риторика (неориторика)

Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом) сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии.

Имеется определенный национальный "окрас" новой риторики. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика, которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI-XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США - это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Перельман); 2) общая риторика ("группа мю" из Льежского университета - Жак Дюбуа и др. - названная в честь первой буквы греческого слова "метафора", самой замечательной, считают они, из фигур риторики). Труды группы "мю": "Общая риторика" и "Риторика поэзии", определяющих риторику как дисциплину, изучающую приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс. Дискурс - это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами или же речь, как целенаправленный социальный компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания.

Появление новой риторики придало самому термину "риторика" два смысла: 1) узкий - как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий - при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через "призму" осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика - это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа "Имя розы". Он считает, что риторика - это наука о порождении высказываний. Существует новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.

Но самое главное - развитие теории культуры в ведущих странах Западной Европы вызвало пристальное внимание к идеям и методам, которые когда-то давным-давно разрабатывались риторикой.

Книги о неориторике

Выдающийся вклад Карнеги

Литература по искусству красноречия

Думаю, не ошибусь, если промолчу. ( Законы Мерфи )

Классические труды об ораторском мастерстве

Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать свой ум. ( Буддийская мудрость )

Книги об общей риторике

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. ( Квинтилиан )
Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить. ( Ралф Эмерсон )

Научно-популярная литература об умении мыслить и убеждать

Успех - это произведение интересных мыслей на умение их донести.
Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать [НЛП].
Хороший оратор - тот, кто умеет говорить просто о сложном.
Простота дается непросто.
( Скилеф )

Умение донести мысль просто:

Книги об аргументации

Языковые и семиотические аспекты в риторике

Заговори, чтобы я тебя увидел. ( Сократ )
Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал. ( Саади )
Первый признак ума есть просторечие. ( А. С. Пушкин )

Слово и ум:

Тексты речей выдающихся ораторов

Научиться говорить можно только говоря.( Скилеф )
Поэтами рождаются, ораторами становятся. ( Цицерон )
Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. ( Ралф Эмерсон )

Юмор и сатира в риторике (художественная литература)

Словари со статьями о риторике

Деманипуляция (умение противостоять ложному убеждению)

Прежде, чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами. ( Зигмунд Фрейд ).

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду. ( Фридрих Ницше )

Как противостоять злобным и завистливым людям, манипуляторам и провокаторам?

Конфликтология (противодействие враждебности)

Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно. ( Фридрих Ницше )

Выбери свою главную битву, далеко не за все стоит действительно сражаться.

Понимание социальных намёков

Мы не видим вещей, какие они есть, мы видим их такими, какие мы есть. ( Anais Nin )

Трансакционная психология

Меч и огонь менее разрушительны, чем язык. ( Ричард Стил )
Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь. ( Клавдий )
Говори лишь тогда, когда ты спокоен. [!] ( Китайская пословица)
От одного слова да навек ссора. ( Русская пословица )
Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. ( Л. Н. Толстой )
Никогда не следует говорить: "Вы меня не поняли". Лучше сказать: "Я плохо выразил свою мысль". ( Робер )

А вообще, о том как не допускать отрицательные эмоции - смотрите страницу Анти-стресс.

Воздействие поведением [воспитание собственным примером]

Люди влияют друг на друга своими аурами, своим умом, своим поведением. ( Учитель Минтан )

Гипноз, самогипноз (аутотренинг) и избавление от гипноза

Слова действительно являются сильнейшим из наркотиков, применяемых человечеством. ( Редьярд Киплинг )


На главную
Психология : Бусидо | Любовь к жизни | Взаимоотношения | Теории | Риторика | Логика | Восприятие | Нейрогормоны | Пси-порталы | Пси-типы и тесты | Пси-тренинг | Пси-книга

Полезное и связанное: Здоровье и йога | Мировоззрение религий | Психотехники единоборств | Способности человека | Характер по зодиакам |
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика