Воинские кодексы и кодексы чести

Главная > Эзотерика > Психология > Воинская этика
Москва
Путь Воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти. Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. (Миямото Мусаси)

Жизнь принадлежит только тем, кто не боится ее потерять. (Р.Хайнлайн)

Боевое искусство это образ жизни, особый взгляд на окружающую действительность. Первой задачей любого боевого искусства является воспитание человека духовного, создание богатого внутреннего мира. Только через достижение внутренней гармонии человек может направить свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.

Разделы страницы:


Бусидо - путь самурая

Говорят, у Моисея была ещё 11-я заповедь: «Не бойся!». Это и есть бусидо.
Лучшее в доблести - благоразумие. В.Шекспир
Война - это игра, в которой иногда лучшие люди терпят поражение. М.Кемаль Ататюрк
Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны. Никто не может быть вполне нравственным, пока не все еще нравственны. Никто не может быть вполне счастливым, пока не все еще счастливы. Г. Спенсер.
Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Кант.

Трилогия о Кодексе Самурая

Первая книга — Хагакурэ ("Сокрытые в листве") — выражает фундаментальную и в некоторых отношениях даже крайнюю точку зрения о Пути Воина. Во второй — "Идеалы самурая" — собраны высказывания и сочинения самих воинов по вопросам, порой отличающимся друг от друга как день и ночь, охватывающие период в 400 лет. И, наконец, Будосёсинсю (кодекс самурая) — книга, которую по образу мысли можно считать канонической и которая была самой популярной в среде военного сословия в последнюю эпоху правления сё-гунов в Японии.

Другие тексты о бусидо

У меня нет чудес: сделал я верное действие чудом... (Кредо неизвестного самурая)

Конфуцианство - мораль человека, мудреца, полководца, правителя

Утром познав истину, вечером можно умереть.
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
Конфуций

Кодекс чести русского офицера

Кодекс Чести российского офицера (1904 год):

  1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
  3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
  5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!
  6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
  9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.
  10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
  11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
  12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
  14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.
  16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
  18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
  19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
  20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
  21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.
  23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
  24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
  25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
  26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому.

Это - кодекс чести в быту. Были и правила поведения на войне. Например, морские офицеры не сдавались, предпочитая гибнуть с затапливаемым ими кораблем, отпуская матросов на шлюпках (описано у Пикуля в "Моозунде").

Примеры воинского духа

На этом свете успеха достигают только острием шпаги и [те, кто] умирают с оружием в руках. (Франсуа-Мари Аруэ Вольтер)
В этом мире есть 2 типа людей - те, кто с пистолетом, и те, кто копает. ("The good, ugly, bad")
Секрет успеха - настойчивость в достижении цели. Бенджамин Дизраэли
Для достижения желаемого нам не хватает скорее настойчивости, чем средств. (Франсуа де Ларошфуко)
Добродетели освобождают нас от господства пороков, но лишь храбрость освобождает от господства судьбы. (Френсис Бекон)

Малейшее нарушение дисциплины и невыполнение приказа в армии Древнего Рима каралось смертной казнью. В 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде...

Мировоззрение великих полководцев, правителей и революционеров

Кто мужество имеет ждать, с победой тот не расстается. Хуан Мануэль
Inkosi yinkosi ngabantu – ‘Вождь – это тот, кого хотят люди’. (Зулусская пословица)

Стратегия имеет простые, но неумолимые законы. Главный принцип стратегии - концентрация. Главный "секрет" стратегии - в решающий момент, в решающей точке сконцентрировать подавляющую мощь против самого уязвимого места противника. Чтобы концентрировать мощь, нужно иметь ее в резерве. Виктор Суворов

"Отец персов" Кир Великий (Кир I)

Царь небольшого племени персов в Мидийском царстве Кир не стремился стать в нем владыкой - так получилось. Все другие царства завоевывалиись как бы сами собой, или сами начинали войну, которую проигрывали. Кир не казнил своих подданных. Но его сын Камбиз был извергом...

Александр Македонский (Искандер)

Карфагенский полководец Ганнибал

Гай Юлий Цезарь

"Veni, vidi, vici" - Пришёл, увидел, победил. Юлий Цезарь

Цинь - китайский Иван Грозный

Предводитель гуннов Аттила

Великий князь Святослав

"Иду на вы."

Чингиз хан (Темучи)

Когда я вижу проносящийся мимо меня поток всадников, я думаю - кто я в этой стихии? Чингисхан

Созданная великим Чингисханом огромная Монгольская империя во много раз превзошла пространства империй Наполеона Бонапарта и Александра Македонского. И пала она не под ударами внешних врагов, а лишь вследствие внутреннего распада… Объединив в 13-м веке разрозненные монгольские племена, Чингисхан сумел создать армию, которой не было равных ни в Европе, ни на Руси, ни в среднеазиатских странах. Ни одно сухопутное войско того времени не могло сравниться с мобильностью его войск. А главным его принципом всегда было нападение, даже если основной стратегической задачей являлась оборона.

А вот обычаи калмыков - потомков тех монголов: Калмыки жили кочевьем. Каждый аймак состоял из нескольких хотонов (поселений), имел своего зайсанга и был, по сути, боевой единицей всего войска калмыков. Перед битвой всегда проиходил определенный ритуал. Приносили сундук, из которого доставали боевой бюшмюд (верхняя одежда) зайсанга. Сам он сидел на кошме впереди своего рода, с него снимали повседневный бюшмюд, одевали для боя. Он, как правило, был спереди бурый от засохшей и застарелой крови врага, его никогда не чистили, а сзади белый. Т.е. с новья бюшмюд был белый в отличие от одежды своих подчиненных.

В бою каждый калмык должен был видеть, где находится его зайсанг - впереди, он ориентируется на его белый бюшмюд, со спины, - говорил отец Церену Санджеевичу. - А для врага бюшмюд зайсанга не сильно отличался из-за своего бурого цвета. Мне, в свое свремя отец говорил, - если ты, зайсанг, хочешь жить долго, ты должен биться так, чтобы как можно больше окропить свою одежду кровью врага. Так ты станешь для него не такой явной мишенью. В свою очередь у калмыков этого рода задача - не допустить гибели зайсанга или его захвата. Редко, но такое случалось, когда род терял своего зайсанга в бою. Как, каким образом? Чтобы определить это, собирался калмыцкий суд Зарго, состоявший из представителей знати, духовенства. Если суд выносил вердикт, что виноват род в том, что не уберег своего зайсанга, или же сам зайсанг допустил малодушие - весь род объявлялся виновным. Он, говоря современным языком, расформировывался. Т.е. каждый калмык мог взять из этого рода людей для грязных работ. Мужчинам этого рода следовало заплетать косу, в знак принадлежности к женскому полу. Такими проклятыми они жили до тех пор, пока на коня не вставал сын зайсанга. Что значит "встать на коня" для калмыка? Отец сажал на коня ребенка с 4 лет, он вырастал на нём. "Встать на коня" - значит стать мужем, быть готовым к бою. Когда эта весть облетала калмыцкую степь, новые хозяева калмыков этого рода обязаны были отпустить их. Они собирались возле своего родового хурула, проводили специальные обряды, сжигали свои одежды, состригали косы. В бой их вел молодой зайсанг. Им ставили самую сложную задачу. "Как правило, в бою сильнее и свирепее их никого не было, - говорил отец Церену Санджеевичу. - Более того, впоследствии никто никогда не имел права напомнить такому калмыку о нехорошем моменте в истории рода. Если такое происходило, он имел право убить, что и делал, того, кто его оскорбил".

Царь Ашока - веротерпимый объединитель Индии

Владимир Мономах

Александр Васильевич Суворов

«Победа не роскошь, а первейшая необходимость».
«Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».
А.В. Суворов

Личности - революционеры действительности

Мы обретаем ту силу, что преодолели. Елена Петровна Блаватская

Полководцы полководцами, но не всё время же чужую кровь проливать. А Вас не изумляют первооткрыватели в науке и географии, изобретатели и пророки?

Воинская этика и подвиги других народов

Страх вовсе не в опасности, он в нас самих. Стендаль

Боевая этика индейцев Северной Америки

Боевой дух кавказских горцев

Воинские законы Древнего мира (Спарта, Греция, Рим, Византия)

Воинские обычаи средневековой Европы (Кельты, Викинги)

СлавянскаЯ душа и русский дух

Степняки (арийцы, скифы, тюрки) и законы Степи

3 части кодекса пуштунов ("Pashtunvali"): гостеприимство, верность данному слову и "око за око",

Традиции чести

Честь - совесть по отношению к самому себе.

Правила дуэлей

Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести.
Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому. ( Генерал Корнилов. )

Дуэли русских офицеров всегда были более жесткими и бескомпромисными, чем было принято в Европе, откуда пришла эта традиция (вернее, ее внедрил Пётр). Когда на смену двуручному мечу и палашу в Европе распространилась рапира, то мальчик, натренироваваший руку на укол, мог "завалить" опытного воина. Англичанам это казалось несправедливым, а итальянцы гворили, что, наконец, пришла цивилизация - никто не был полностью защищен и "хамов" через некоторое время всех "вырезали". Правда, достойных людей погибло много больше при этом... И ведь, на самом деле, - никто не может обидеть человека кроме него самого. Только он решает - оскорбили его или нет... Да, дуэли сдержат хамство и самоуправство в армии, но цена этого, возможно, будет завышена...

Традиция и правила сэппуку

Даже когда вас съели, всегда найдется, как минимум, один выход.

В японской культуре есть прямые заимствования из айнской: так, обряд харакири (сэппуку) имеет своим прообразом айнский обряд пере, а важнейший и священнейший комплекс Синто, три императорские инсигнии - меч, зеркало и магатама (яшмовые подвески), - почти полностью совпадают с ритуальным комплексом айнов: палицей вождя (сэкибо), дискообразными символами солнца (причем в обоих случаях солнце - женское божество) и той же магатама.

Глубокая тема... Лучше ее не оскорблять утрированными рассуждениями. Но и быть "полезным идиотом" тоже не следует. В правилах Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - пытаться всеми силами исправить ошибку, а не резать из-за этого себе живот. Самопожертвование ради спасения - да, самоубийство из-за неправильного понимания смысла или утраты надежды - нет. И, всё же, бывают ситуации... У русских морских офицеров было правило не покидать тонущий корабль (спасались одни матросы). Глупо? Но, наверное, целесообразно... Белые юнкера в Харбине стрелялись партиями, проигрывая в карты - их учили служить России, а России не стало. Глупо, групповое сознание? Нельзя их судить... В правилах японского бусидо самурай должен пожертвовать собой, если при этом убьет противника. Или, скажем так, может, т.к. считалось, что соотношение "1:1" - хорошее. Так и в кендо до сих пор рассуждают. Если боец не способен на "взаимное убийство" - у него "кишка тонка", говорят японские мастера. Глупо? Если поединок 1 на 1 - возможно. А если армия на армию - то выигрывает та, чей дух сильнее...

Мир Карлоса Кастанеды

Не важно, откуда черпал К.Кастанеда идеи для своих гениальных произведений - из древних индейских традиций или собственных измышлений, - его книги оказывают огромное воздействие как на морально-волевые качества человека, так и на поиски необычных знаний и мистики в реальной жизни. Воином у Кастанеды является как Охотник, так и Человек Знания. Эта концепция частично объединяет как бусидо, так и буддизм, но во-многом шире.

Книги Карлоса Кастанеды

Книги талантливых последователей Кастанеды

Книги Теуна Марезы

"Тольтекские" психопрактики и концепции

Практики, являющиеся по своей сути психотехниками, изложенные преимущественно в "Путешествии в Икстлан": Эти психотехники не представляют никакой реальной опасности, кроме опасности измениться :-)
А вот восхитительная интегральная практика безупречности имеет уже некоторые опасные моменты... ( Из письма )

Транссерфинг реальности

Если вы чего-то активно не хотите, оно будет в вашей жизни.

Каскад удач следует только в случае, если вы прониклись первым успехом.

Забвение - путь к освобождению.

Несмотря на новую необычную терминологию, попадаются "кастанедовские" термины, из-за чего этот комплекс психотехник можно считать современным продолжением "учения дона Хуана". В то же время, система ценностей напоминает нейро-лингвистическое программирование (НЛП) и даосизм одновременно.


На главную
Психология : Бусидо | Любовь к жизни | Взаимоотношения | Теории | Риторика | Логика | Восприятие | Нейрогормоны | Пси-порталы | Пси-типы и тесты | Пси-тренинг | Пси-книга

Полезное и связанное: Здоровье и йога | Мировоззрение религий | Психотехники единоборств | Способности человека | Характер по зодиакам |
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 20.03.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня