Философ Деметрий Фалерский и его учение

Главная > Эзотерика > Философия > Античная философия > Деметрий Фалерский


Можно уничтожить статуи, но не добродетель, их заслужившую.
Брови у человека хоть и невелики, но мрачности от них хватит на целую жизнь.
какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова.
Не только Богатство слепо, но и Удача, которая при нем поводырем.
(Деметрий Фалерский)

Диоген Лаэртский о Деметрии Фалерском

Деметрий Фалерский, сын Фанострата. Он был слушателем Феофраста; но речами своими перед народом он достиг власти над Афинским государством на целые десять лет. В честь его были воздвигнуты 360 медных статуй, по большей части представляющих его верхом или на колеснице четверкой или парой, а отлиты они были меньше чем в триста дней – таково было к нему рвение. Начал он заниматься государственными делами тогда, когда в Афины бежал от Александра Гарпал 41 (так пишет Деметрий Магнесийский в книге "Соименники"). Стоя у власти, он сделал для родного города много самого хорошего, обогатив его и доходами и постройками. И хотя был он не из знати, а из прислуги Конона (как утверждает Фаворин в I книге "Записок"), но любовницей своей имел знатную гражданку Ламию (по его же утверждению в той же I книге), и пострадать ему пришлось от Клеона (о чем рассказывается во II книге). Прозван он был одной гетерою Милоглазым и Светлячком (как сообщает Дидим в "Застольных разговорах"). И говорят, будто в Александрии он лишился зрения, но вновь обрел его милостью Сараписа, за что и сочинил в его честь пеаны, которые поются по сей день.

Но сколь ни блистал он меж афинян, однако и его постигло затмение от всепожирающей зависти. Обвиненный некими злоумышленниками в смертном преступлении, он был приговорен заочно 42; и так как обвинители не могли овладеть им самим, то изрыгнули яд свой на медные его изваяния: все те статуи были низвергнуты, иные проданы, иные потоплены, а иные (рассказывают и так) перекованы в ночные горшки; только одна уцелела на акрополе. Фаворин в "Разнообразном повествовании" говорит, что афиняне сделали это по приказанию царя Деметрия; а год, когда он был архонтом, стали именовать "годом беззакония" (по словам того же Фаворина).

Гермипп сообщает, что после смерти Кассандра он из страха перед Антигоном бежал к Птолемею Сотеру, прожил там немалое время, был советником при Птолемее, и в частности побуждал облечь царской властью сыновей Евридики. Но так как царь не согласился и отдал диадему сыну Береники 43, то после царевой кончины Деметрия сочли нужным взять под стражу в Египте впредь до выяснения и решения; и он доживал жизнь в упадке душевных сил, пока во время сна его не укусила в руку ядовитая змея и он не испустил дух. Погребли его в Бусиридском округе близ Диосполя. Вот что мы написали о нем:

Змея сгубила мудрого Деметрия, Горького яда полна; Не белый свет очам открылся спавшего, А бесконечная ночь 44.

Гераклид же (в "Обзоре Сотионовых "Преемств"") говорит, что Птолемей сам хотел уступить царскую власть Филадельфу, но Деметрий отговорил его, сказав: "Если дашь другому, то потеряешь сам".

Когда он был гоним в Афинах – слышал я и такое, – то даже Менандр, сочинитель комедий, едва не попал под суд только за то, что был ему другом; но его отстоял родственник Деметрия Телесфор.

Слог у него был философический, но в соединении с ораторской напряженностью и силой 45. Услышав, что афиняне уничтожили его статуи, он сказал: "Но не добродетель, их заслужившую!" Он говаривал, что брови у человека хоть и невелики, но мрачности от них хватит на целую жизнь; что не только Богатство слепо, но и Удача, которая при нем поводырем; что какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова.

Увидев однажды распутного юношу, он сказал ему: "Вот тебе Гермес с перекрестка 46 – у него и плащ, и брюхо, и борода, и уд". Не в меру важничающим он советовал убавить спесь, не убавляя разума. Молодые люди, говорил он, дома должны иметь стыд перед родителями, на улице – перед встречными, а в уединении – сами перед собой. Друзья, говорил он, в счастье нас покидают лишь по просьбе, а в несчастье – и без просьбы. Вот какие приписываются ему изречения.

Труды Деметрия

Обилием сочинений и количеством строк он превзошел едва ли не всех перипатетиков своего времени, будучи более всех и образован и многоопытен. Среди этих сочинений есть исторические, есть политические, есть о поэтах, есть о риторике, есть речи к народу и речи посольские, есть даже сборники Эзоповых басен и многое другое. А именно: "Об афинском законодательстве" 5 книг, "Об афинском государственном устройстве" 2 книги, "О руководительстве народом" 2 книги, "О политике" 2 книги, "О законах", "О риторике" 2 книги, "О стратегии" 2 книги, "Об Илиаде" 2 книги, "Об Одиссее" 4 книги, "Птолемей", "О любви", "Фенонд", "Медон", "Клеон", "Сократ", "Артаксеркс", "Знаток Гомера", "Аристид", "Аристомах", "Поощрение", "О государственном устройстве", "О десятилетии", "Об ионянах", "К посольству", "О вере", "О милости", "Об удаче", "О великодушии", "О браке", "О метеоре", "О мире", "О законах", "Об обычаях", "Об уместном", "Дионисий", "О Халкиде", "Обличение афинян", "Об Антифане", "Историческое введение", "Письма", "Собрание под присягой", "О старости", "Справедливое", "Эзоповы басни", "Изречения".

Другие Деметрии

Деметриев, заслуживших известность, было 20 [14 прозаиков и 6 поэтов]:

  1. первый – халкедонский ритор, старший современник Фрасимаха;
  2. второй – тот, о котором шла речь;
  3. третий – перипатетик из Византия;
  4. четвертый – по прозвищу Писец, славный повествователь, он же и живописец;
  5. пятый – из Аспенда, ученик Аполлония из Сол;
  6. шестой – из Каллатиса, написавший двадцать книг об Азии и Европе;
  7. седьмой – из Византия, описавший в 13 книгах переселение галлов из Европы в Азию и в 8 книгах – Птолемея, Антиоха и их предприятия в Ливии;
  8. восьмой – софист, живший в Александрии, сочинитель руководства по риторике;
  9. девятый грамматик из Адрамиттия, прозванный Иксионом, ибо подозревали, что он непочтителен к Гере;
  10. десятый грамматик из Кирены, по прозвищу Бочка, человек весьма примечательный;
  11. одиннадцатый – из Скепсиса, человек богатый и знатный, большой любитель наук, – это он вывел в люди своего земляка Метродора;
  12. двенадцатый – грамматик из Эрифр, записанный в граждане Лемноса;
  13. тринадцатый – вифинец, сын стоика Дифила, ученик Панэтия Родосского;
  14. четырнадцатый ритор из Смирны.

Все они писали прозою. Из поэтов же

  1. первый писал комедии в их древнюю пору;
  2. второй сочинял эпос, из которого уцелели только такие стихи на завистников: Им ненавистен живой, но им же скончавшийся дорог – И о гробнице его, о бездушном его истукане Город на город пойдет, и распрями встанут народы;
  3. третий из Тарса, сочинял сатировские драмы;
  4. четвертый слагатель ямбов, очень едкий;
  5. пятый – ваятель, упоминаемый Полемоном;
  6. шестой – из Эрифр, разносторонний писатель, сочинявший также книги и по истории и по красноречию.

  7. Главная
    Античная философия: Размышления Марка Аврелия |

    История и государство | Греко-римские мифы | Древние языки | Книги
    На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


    © «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
    Страница обновлена 22.03.2024
    Яндекс.Метрика