Каратэ - техника руки-меча

Главная > Воинские искусства > Каратэ
Каратэка Тому, кто сражается с ничтожным противником, не одержать великой победы. (Тосканская пословица)

Разделы страницы:


Общая информация о каратэ

Есть одна стоящая причина стремления изучить каратэ - желание научиться вышибать душу из атакующего...

Порталы и коллекции ресурсов по каратэ

Федерации каратэ

Клубы каратэ

История и концепция каратэ

Один удар - одна смерть.

История и направления каратэ (школы и стили)

Базовая техника каратэ

Ката каратэ

Другие техники каратэ (тамэсивари, спарринги)

Терминология каратэ

Окинавские школы каратэ и тодэ (источники)

  1. Нахатэ - "длинная рука" (стиль мастера Хигаоны). Возможно, происходит из китайского стиля ушу Чан цюань ("Длинный кулак"). Предназначен для дальней дистанции. Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые удары), жесткие блоки. [По моему мнению, это начальная техника, как и омотэ в кендзюцу. Заточена на быстрый (смертельный) бой с толпой противников. ]
  2. Сюритэ - "короткая рука" (стиль мастера Итосу). По-видимому, происходит из китайского стиля ушу Дуань цюань ("Короткий кулак") или дуаньда (китайский бокс). Предназначен для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки, подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории. [Более сложная техника, которую следует изучать следующей. Работа один на один, поединок без убийства.]
  3. Томаритэ - " рука". Совмещает наха-тэ и сюри-тэ. [Наверное, еще более продвинутая техника для мастеров, которые ежеминутно решают кого вырубать, кого убивать. Могут и нападать и защищаться.]
  4. Тодэ - "путь руки"? Возможно, не имеет отношения ни к окинавским, ни к японским традиционым стилям каратэ.

Традиционные школы и стили каратэ

Сётокан (Шотокан)

Сётокан - классический и наиболее популярный стиль традиционного каратэ, основанной Гичином Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 г. г,). Первый стиль каратэ, привезенный в Японию из Окинавы и затем распространившийся по всему миру.

Шотокановские ката

Шотокан включает 26 ката: Хейан Шодан, Хейан Нидан, Хейан Сандан, Хейан Йондан, Хейан Годан, Текки Шодан, Текки Нидан, Текки Сандан, Бассай Дай, Бассай Шо, Канку Дай, Канку Шо, Годзюшихо Дай, Годзюшихо Шо, Эмпи, Дзион, Дзиин, Хангетсу, Ганкаку, Джитте, Чинте, Сочин, Унсу, Мейкйо, Ванкан, Нидзюшихо

  1. ХЭЙАН I-V - "Мир и Покой". В СЮРИ-ТЭ назывались ХЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Учебные ката.
  2. ТЭККИ I-III - "Железный всадник". Прежнее название НАЙХАНТИ. Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI. Существует много теорий для доказательства горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.TEKKI
  3. NIDAN и SANDAN были созданы Мастером Итосу на основе школ Сюри-Тэ.На первый взгляд технические приёмы кажутся лёгкими. Однако в TEKKI NIDAN и SANDAN они особенно трудны. Поэтому изучение этих Ката начинают на ступени 2-го Дана. Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва.
  4. БАССАЙ-ДАЙ - "Преодоление преград" или "Взятие крепости". Традиционное ката во многих стилям и школах. Основывается на мощной работе бёдер. BASSAI в каждом стиле различен Несмотря на то, что первоначальный вариант принадлежит Оядомари, BASSAI-SHO создал Мастер Итосу, "Несокрушимый кулак Сюри-Тэ". Основные особенности - это сочетание блоков и контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра тяжести в KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой ладонью в то время, когда противник, поворачиваясь для встречи следующей атаки, находится в неустойчивом положении.Мощная и динамичная ката.
  5. БАССАЙ-ШО. Создана Я. Итосу. Практикуется только в ШОТОКАНЕ. Мастер Канадзава рекомендует изучать BASSAI-SHO для отработки равновесия.
  6. КАНКУ-ДАЙ - "Созерцание небес". Прежнее название КУСЯНКУ или КВАНКУ по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Считается, что Я. Итосу взял КУСЯНКУ за основу при создании ката ряда ХЕЙЯН (ПИНАН). Любимая ката мастера Фунакоси. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сетокана.
  7. КАНКУ-ШО. Малая форма. Создана Я. Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ. Также называется KUSHANKU. Это характерное КАТА в Шотокане. По другим представлениям, название KANKU является сокращением имени китайского Мастера боевых искусств KUSHANKU, который первый привёз это КАТА на Окинаву. Начало КАТА с MOROTE-UKE в трёх направлениях не очень впечатляющее и зрелищное, но зато технический уровень очень высок.
  8. ЭМПИ - "Полет ласточки". Первоначальное название ВАНСУ, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу, впоследствии был модифицирован Я. Итосу. Под названием ВАНСУ практикуется в ВАДО-РЮ, СЁРИН-РЮ и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до.
  9. ДЖИОН. Ката китайского происхождения. Относится к ТОМАРИ-ТЭ. Происходит из НАХА-ТЭ. Существует две версии названия: по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; по названию монастыря Джион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката. Движения этого Ката скрывают сильный боевой дух. Выполнять его очень тяжело. Tипичное ката в Шотокане выполняется в следующих основных стойках: kiba-dachi, zenkutsu-dachi, kokutsu-dachi, последнее движение выполняется с использованием силы противника; выполняющий одновременно захватывает запястье и контратакует в рёбра.
  10. ДЖИТТЭ - "Десять рук". Так же относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует множество интерпретаций. Это Ката среднего уровня, состоящее из 27 движений, в Шотокане практикуется для защиты от БО (палки, шеста), включает в себя интересные способы выкручивания запястий. Название JITTE (10 рук) означает, что овладев им, можно встретиться лицом к лицу с десятью противниками. Это Ката включает много мощных технических приёмов и GYAKE-WAZ из ОКИНАВЫ от БО. Приёмы выполняются открытой ладонью, блок в стойке kosa-dachi и без keri (удар ногой).
  11. ДЖИИН - "Любовь и тень" Еще одна ката из ТОМАРИ-ТЭ. Фунакоси называл её СОКЁ. Модифицирована Я. Итосу.
  12. УНСУ - "Облачная рука", или "руки, раздвигающие облака".Возможно, это самая древняя форма. Ката имеет некоторое сходство с NISEISHI (NIJUSHIHO), которое, вероятно, принадлежит к стилю NAGAKI. Мастер Фунакоши в своей книге "КАРАТЭ-ДО" ("Путь КАРАТЭ-ДО") изменил название всех Ката, кроме UNSU. Движение, названное "Руки-облака" (UNSU), появляеется в этом Ката дважды: используется для блокировки от HASAMI-UKE, также может быть использован блок TATE-SHUTO при атаке с двух сторон. Движения рук в Ката, когда они соединяются, такие же, как движения облаков, когда они встречаются и производят гром.Это Ката для высшего дана.
  13. СОЧИН - "Великое умиротворение" или "непоколебимость". Ранее называлась ХАККО. Изучается только в СЁТОКАНЕ и СИТО-РЮ.
  14. ЧИНТЭ - "Редкая рука". Фунакоси называл ее СЁИН. Сэнсэй Канадзава относит ее ката защитных действий. Происходит из Китая. Chinte - "китайская рука". Главные особенности - это многочисленные круговые технические приёмы и широкое использование плеч, приёмы открытыми руками (редко встречающиеся приёмы) NIHON-NUKITE по глазам, NAKADAKA-IPPON-KEN, TEISO, SHUTO и только одно KERI. Это Ката включает приёмы самоообороны на близких дистанциях. Оно широко практикуется среди женщин, потому что в него включены эффективные приёмы, не требующие большой физической силы. Это эффективное, зрелищное Ката с широкими круговыми движениями и энергичными приёмами.
  15. ХАНГЭЦУ - "Полумесяц". Мастер Фунакоси называл ее СЕЙСАН в книге "Рюкю кэмпо: каратэ". Единственная энергетическая ката в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ. SEISHAN (41 движение), выполняемое под 32 счёта. ПОЛУМЕСЯЦ - так называется это Ката в современном Шотокане из-за круговых движений ног; основные характерные черты - это mikazuki-geri и специальный вид дыхания. Для развития мощности и контроля дыхания в этой стойке, необходимы упорная и стабильная практика. Развёрнутые вовнутрь колени и напряженнный пресс дают возможность использовать эту стойку против kinteki (удар ногой в нижний уровень).
  16. ГАНКАКУ - "Журавль на утесе". Древнее название ЧИНТО по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю СЁРЭЙ-РЮ. Изучается также в СИТО-РЮ. В Шотокан называется ГАНКАКУ - журавль на скале - из-за своего сходства с журавлём, который защищается от врага, стоя на одной ноге на вершине скалы. Для победы над противником необходимы концентрация силы и равновесие, так как атакующий становится на одну ногу и одновременно атакует yoko-geri-uraken. Более прогрессивная техника включает в себя: выкручивание кисти противника и притягивание её к бедру для контратаки; поднятие рук в джуджи-уке, разворот опоты и т.д. В настоящее время в Шотокане стойки sagi-ashi-dachi и gankaku-dachi отличаются друг от друга.
  17. НИНДЗЮШИХО - "24 шага". В СИТО-РЮ, ТОМАРИ-ТЭ называется НИСЭЙ-СИ. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с СОЧИН и УНСУ.Дословный перевод названия звучит как "24 движения".Стили Шотокан, Сито-Рю и Вадо-Рю практикуют NIJUSHIHO или NISESHI. Отдельные части этого Ката такие же, как в UNSU, и возможно, оно принадлежит к группе AGARAKI, подобно SOCHIN и другим. В Ката есть финт: удары открытыми руками выше головы перед атакой с KOKO-UKE SANCHIN-DACHI.
  18. МЭЙКЁ - "Созерцание в зеркале". Прежнее название РОХАЙ. В ТОМАРИ-ТЭ имеет 3 варианта. Название изменено Г. Фунакоси.
  19. ВАНКАН - "Императорская корона". Также известна под названием СИОФУ и ХИТО. Относится к ТОМАРИ-ТЭ, к школе К. Мацумура. В СИТО-РЮ изучается под названием МАЦУКАДЗЕ. Самая короткая ката в СЁТОКАНЕ. WANKAN - королевский ворон. Известно, что наряду с SHIOFU и HITO, это очень представительное Ката из TOMARI-TE. Особенности этого Ката в Шотокане - это многочисленные атаки, направленные в суставы, HASAMI-UKE двумя руками с одновременным поднятием колена, JODAN SOTO-UKE, TETTSUI-UCHI и блок KERI с KOKO-UKE в колено.Заканчивается Ката с YAMA-ZUKI в FUDO-DACHI, бёдра очень низко, этоКата - самое короткое в Шотокан, но в то же время оно достаточно сложно для исполнения.
  20. ГОДЗЮШИХО — (ДАЙ и СЁ) - "54 шага". Фунакоси называл ее ХОТАКУ. В СИТО-РЮ называется УСЭСИ. Любимейшая ката мастера К. Тояма. Название - "54 движения" -прозрачно указывает на китайское происхождение. Это - пассивное Ката, представляющее стиль SHURI-TE от Мастера Итосу. Сенсей Фунакоши называл его HOTAKU за его сходство с дятлом, долбящим кору дерева своим острым клювом. Сначала широко используются следующие технические приёмы: KEITO-UKE CHUDAN затем TATE-SHUTO-OSAE и многочисленные атаки в рёбра IPPON-NUKITE, JODAN KEITO-UKENAGASHI в NEKOASHI-DACHI или HAITO-UKE и KOKO-UKE от BO, GEDAN атака с HIRA-NUKITE и т.д. Это Ката для высшего дана.

Годзю-рю

Годзю-рю - классический стиль каратэ, созданный мастером Хига(си)онной, соединившим окинавское тодэ провинции Наха (Наха-тэ) с китайским Цзи-цзи. Тодзюн Мияги, его ученик и последователь, реформировал наследие мастера и в 20-х годах назвал его "каратэ годзю-рю". Гогэн Ямагути, ученик и соратник Т. Мияги, систематизировал наставления и методики учителя, адаптировав их к традициям японских воинских искусств. Включает 13 ката: Гекисай-дай-ичи, Гекисай-дай-ни, Сайфа, Сейюнтин, Шисотин, Сансеру, Сепаи, Курурунфа, Сейсан, Супаринпей, Сантин №1 (Канрио Хигаонна), Сантин №2 (Чоджун Мияги), Тенсё

Сито-рю

Сито-рю основан окинавским мастером Кэнва Мабуни в 1930 году. Мабуни обучался у двух знаменитых наставников на Оки­наве — Я.Итосу (Сюри-тэ) и К.Хига(си)онна (Наха-тэ). Соединив оба направления в еди­ную систему, он назвал ее СИТО-РЮ, зашифровав в названии фамилии своих учителей. В основ­ном жесткий стиль СИТО-РЮ акцентирует внимание на ката из стиля Сёрин-рю, не отказываясь при этом от мягкости, свойствен­ной стилю Годзю-рю. [Важнейшая ценность Сито-рю - сохранение большого кол-ва ката из различных старинных стилей.]

Вадо-рю

Вадо-рю — "Путь мира". Создан в 1939 году учеником Г.Фунакоси Хиронори Оцукой, учившемся также дзю-дзюцу Ёсин-рю. На эмблеме стиля изображен белый голубь мира и гармонии, над ним — фронтальное изображение сжатого кулака. Самый "японский" стиль каратэ-до на который повлияла также техника джиуджитсу. Врач Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и каратэ-до. Смысл тренинга в Вадо-рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии и совершенствовании определенного состояния разума (мидзу-но кокоро, цуки-но кокоро, му-син). 8 Ката [сётокановские, но с первоначальными названиями]: Найханти I-III, Бассай, Кусянку, Джион, Вансу, Сэйсан, Чинто, Дзюттэ, Нисэйси, Рохай.

Кёкусинкай (Киокушинкай)

Кёкусинкай (яп. — общество абсолютной истины) — контактный стиль. Создан корейцем японского происхождения Масутацу Оямой в конце 40-х годов, на основе стилей Сётокан и Годзю-рю, ранее изученных им.

Дзёсинмон ("Кубинское каратэ")

Уэти-рю

Сёрэй-рю

Кэмпо (Сёриндзи-кемпо, Шоринджи кемпо)

Современные стили и школы каратэ

Ашихара каратэ, Сёрин-до...

Сёшин-до (Шошин До)


На главную

Боевые искусства Азии | Китайское гунфу | Японские рю | Европейское фехтование | Русский стиль | Метание | Редкие единоборства | Военное дело

Бусидо | Дзэн | Иностранные языки | Страны мира | Здоровье, йога, питание | Казаки
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 24.02.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня