|
|
|
Хочешь употребить накопленные деньги в дело - занимайся кунг-фу. В противном случае, всё уйдёт на лекарства (шутят дзенские монахи). |
Здесь представлены ссылки по китайским боевым искусствам, объединенным общим термином Ушу / кунг-фу / гунфу. Кунг-фу - устаревшее название, но лично мне оно нравится, и я его применяю к внешним (силовым) стилям китайских БИ, прежде всего - к шаолиньским. Ни один адепт винчуна не назовет его ушу, а только - кунфу. У-шу ассоциируется больше с современной рафинированной спортивной гимнастикой (несмотря на то, что по иероглифам, наверное, полностью соответствует термину "бу-дзюцу"). Если уж использовать общий термин, то я - за гунфу, которое, впрочем, имеет более широкое значение - "мастерство". Для боевых китайских систем используется также термин цюань-шу ("кулачное искусство"), пожалуй, более точный, чем гунфу. Входит ли в ушу "китайское джиу-джитсу" циньна и "китайский бокс" дуаньда? Как классифицируется китайский "вольный бой" саньда?
Разделы страницы:
Термин «Ушу» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника (искусство)». Этот термин существует с начала XX века. Раньше использовались термины: • цзи-цзи – «техника ударов» [изучал Хигаона]; • цзи-цяо – «техническое искусство»; • цзи-юн – «герой техники»; • цюань-шу – «кулачная техника»; • цюань-юн – «кулачный герой». Последнее из этих названий (цюань-юн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - (Шицзин), датируемой XI-XII веками до нашей эры.
Внутренний стиль гунфу возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня - нападением - и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому, был выдвинут новый принцип: «...посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу».
Для того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя нэй-цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей тай-цзи цюань, син-и цюань и ба-гуа чжан были объединены под одним названием нэй-цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай-цзя цюань (школа внешнего направления).
[Есть также мнение, что внутренние стили - исконно китайские, которые создали даосы, а внешние стили - по происхождению индийские, пришедшие в Китай вместе с буддизмом. Видимо, так оно и есть, поскольку многие внешние стили обрели впоследствии "звериные" черты.]
Стили ян, чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим названием – тай-цзи цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое.
Вместе с тем каждый стиль тай-цзи цюань имеет свои особенности: • стиль ян - спокойный и распрямленный; • стиль у (первый) - изящен и динамичен; • стиль у (второй) - открыт и четок; • стиль чэнь - это гармония мягкого и твердого; • стиль сунь - подвижен и гибок.
Багуа-чжан (па-куа цюань) по-китайски означает «кулак» (цю-ань) «восьми»(ба) «триграмм» (гуа). Это один из трех наиболее известных стилей «внутреннего» направления ушу (нэй-цзя). Согласно традиции считается, что «отцом-основателем» является некий Ван Хэн, живший во второй половине 18-го века.
Особенность этого стиля в движении по кругу шагами двух типов (сворачивающимися и разворачивающимися) с одновременным вращением вокруг оси. Основное оружие — открытая рука, точнее, ее ладонь и пальцы. Базовые формы стиля подразделяются на 8 составных элементов, имеющих названия «Лев», «Единорог», «Дракон», «Феникс», «Змея», «Ястреб», «Медведь», «Обезьяна» [вот где совмещаются внутрениий и звериный стили]. Во время практики форм особенно ценится непрерывность и скорость вращении в сочетании с перемещением ногами по кругу.
Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед - назад, влево - вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании...
«Направленная воля и воплощенный разум», «форма-мысль». Это обобщенное название 5 форм и 12 образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины...
Ключевые слова для поиска сведений о старинных китайских боевых искусствах (гунфу, ушу, кунг-фу):
На русском языке: гунфу, уданское ушу, китайские школы единоборств, боевые искусства Китая,
шаолиньское кунгфу, рукопашный бой в Шаолине, внутренняя сила, звериные стили, внутренние и внешние стили,
дальневосточные боевые системы, ян, чэнь, сунь, стиль у, па-куа, тайцзицюань, багуа-чжан, синъ-и, винчунь,
направления ушу, ветви кунгфу, кунг-фу, кунфу, юн-цюань, спортивное ушу;
На английском языке: martial arts, wushu, kung-fu, gunfu.
|