Дневник новичка (восприятие и осмысление первых занятий)

Главная > Воинские искусства > Дневник новичка


            мДа. С этого восторженно-наивного лепета и началась вся эта книга. А теперь не знаю, куда это засунуть – выкинуть как-то жалко: а вдруг, и в самом деле, будет полезно новичкам?

Зачем мне Катори?

Мотивация моего решения заняться кен-дзюцу (вообще-то я тогда думал, что это - кэндо) – трансформация себя для решения поставленных задач. Нужно уметь отбрасывать всё, что мешает достижению цели, и многому научиться. Не хватало воли и мотивации, реального восприятия действительности. Понял, что необходима практика восточного фехтования как способ входа в состояние дзэн, позволяющему действовать просто, прямо и результативно.

Восприятие занятий за дверью додзё (пятница, 18 мая)

            На первое посещение занятий (для просмотра) я опоздал на 5 минут. Прошел мимо здания, но это меня не оправдывает. Уже при подходе к «Дому здоровья» я услышал ритмичный стук… Когда, наконец, нашел зал, уткнулся носом в закрытую дверь. Так мне и надо. Но слышимое меня зачаровало, и я простоял некоторое время в полутемном коридоре. Энергичные команды на японском языке, громкие прыжки или выпады, мощные выкрики… Я пришел туда, куда давно хотел, но не знал об этом…

            Затем приходил еще раз, в воскресенье. Сидел в зале и смотрел. Решил заниматься.

Первое занятие в додзё (среда, 23 мая)

            Знания, которые мне дал учитель:

·        Центр тяжести и «дух» человека находится внутри брюшной полости на три пальца ниже пупка. Чтобы двигать себя, необходимо двигать этот центр. Если сломить этот центр у противника, то он побеждён. [Следовательно, волю нужно концентрировать в этом месте и при передвижении хорошо это осознавать и ощущать. Движение центра тела стремительное, будто несешься на гребне потока].

·        Осанка всегда прямая. [Это рождает уверенность и самоуважение, помогает контролировать центр тела, действует морально на противника как проявление непобедимости. За осанкой надо следить всегда во время бодрствования в любых ситуациях жизни.]

·        Вежливость. Легкий поклон додзё при входе и выходе, обращении друг к другу и наставнику. [Возникает осознание значения чести и скромности. Честь и жизнь весят одинаково. Додзё – святое место как церковь. Здесь твой дух восходит по вертикали.]

·        Упорная рутинная работа. Необходимы тысячи и тысячи действий, года занятий, неукоснительные ежедневные практики. [Этим надо жить. Без такого подхода толку не будет. Великолепная практика упорства и терпения.]

·        Техника выполняется всем телом – руками, ногами, прессом, ягодицами.

·        [Заниматься надо серьезно – как подготовкой к реальному смертельному бою. Только в этом случае сознание и техника будут прогрессивно изменяться. Иначе лучше не заниматься.]

Что мне дали мои предварительные знания дзэн в условиях обучения кэндзюцу:

·        Знания и рассуждения должны находиться только в теле – это знания о движениях тела и рассуждения о выборе движений. Решает тело. Эти знания ощущаются как некоторая разлитая и переливающаяся тяжесть в теле [ки].

·        Непрерывность и ритм действий. Естественность действий. Отрабатывать технику нужно поэлементно, но действовать единым порывом, непрерывным действием. Первое впечатление – трудность и неудобство, следующее понимание – естественность и красота. В это время нельзя думать и наблюдать (оценивать) своё действие.

·        Результатом длительной практики должно быть мгновенное действие, но на занятиях необходимо прежде отрабатывать качество в медленном плавном движении.

·        Сознание должно лишь регистрировать события, отражать их как в зеркале, без мыслей, на которые уходит время и во время которых человек временно «теряет сознание».

·        Во время отработки техники нужно целиком воспринимать окружающий мир, чтобы не поранить соседа, не разбить зеркало, отразить неожиданное нападение. Это можно сделать, лишь отождествив себя с окружающим миром. Полное присутствие.

·        Меч – душа. Удар наносится сознанием, увлекающим за собой меч. В мече – сознание и вся твоя душа. На кончике меча – твоё решение.

·        Самые «больные» упражнения – резко опуститься на колено, сидеть на пятках. Расслабление и отрешённость помогают это преодолеть. К сожалению, не сразу.

Вывод. Мир нельзя отделить от собственного тела. Тело – от сознания. Сознание и волю – от меча. Меч – от тела. Действие должно выполняться вместе с волей, но без мыслей, быть непрерывным и мгновенным, точным и твердым. В действии участвуют не только руки, но и всё тело.

Последующее осмысление

            Духовная работа происходила и после занятий. Очень помогли книги и публикации на сайтах в Интернете. В результате я ещё продвинулся по Пути, поняв, что:

·        Надо полюбить процесс и не заботиться о сроках достижения результата.

·        Никакой агрессивности! Атака должна быть беспощадной, но к противнику не должно быть злости.

·        Главное – внутренняя непобедимость. Всё остальное не имеет значение. Анализ поражения приносит технический и огромный духовный опыт.

·        Осознание целостности сложного действия, регулярных практик приводит к пониманию единых основ обучения. Это поможет и в изучении английского языка. Это тоже свой путь.

·        У человека со слабым характером движения беспорядочные и нечёткие. Также и с почерком. Поэтому искусство каллиграфии – хорошая практика для усиления характера, без чего оно невозможно.

·        Опоздание на занятие – неуважение к учителю и занятиям, позор для овладевающего кэндзюцу, т.к. показывает отсутствие чувства времени, что может стоить жизни.

Второе занятие в додзё (пятница, 25 мая)

            Второе занятие было не менее поучительным. Вот что было, и что я понял:

·        Учитель сказал, что при любых манипуляциях с мечом положение перепонок между боьшим и указательным пальцем на его рукоятке не должно перемещаться. Меч должен врасти в руку. Нужно изгибать кисти, а не меч вертеть в ладонях. Всегда. Техника работы с мечом проста и эффективна. Сила удара определяется моментом инерции меча, рук и импульсом тела. Меч – рычаг. Рукоять – длиной 3 кулака. Самый острый конец лезвия – 5 см. Далее – рубящая кромка 20 см. Далее – режущий край. Правая рука – у гарды (цубы). На ней, как на гвозде, вращается меч. Правая рука направляет, левая с силой перемещает рычаг – конец рукояти. На конце лезвия развивается неимоверная скорость.

·        При любых перемещениях лицо не поворачивается, взгляд прямой, перемещение центра тяжести и головы – строго горизонтально. Всегда. Передняя нога согнута, колено перпендикулярно полу. Задняя нога вытянута и прямая. Осанка вертикальная. Представить, что к телу подвешена гиря 32 кг (в доспехах не повертишься). Затылок, позвоночник, таз – на одной прямой. При перемещении назад не откидываться назад. При перемещении вперед – не наклоняться вперед. [Чтобы это получалось само собой, нужно настроиться психически, например, представить себя непобедимым и открытым вертикальным клинком. Даже при рывке назад чувство непобедимости и воля к дальнейшему наступлению не даст откинуться назад. При рывке впер`д ощущение непоколебимой вертикали и открытости не даст наклониться.]

·        Также во время перемещения при рубке нога не должна скользить по полу. Движение строго горизонтальное, верно – но нужно именно шагать, так как шаг добавляет импульс в удар. Правда, при некоторых ударах (например, маки-ути) нужно носком скользить по полу.

·        Еще основные правила при рубке и перемещениях. При наступлении движение начинает меч, а тело за ним, как его часть. При шаге назад меч защищает и двигается последним вслед за телом.

·        Ориентация на центр тела. Во второй стойке (после обнажения меча) - рукоять направлена в центр (острие на уровне носа). В левой стойке с горизонтальным положением меча внизу – середина рукояти упирается в живот на три пальца ниже пупка (уровень центра тела).

·        Много продуманных тонкостей. Все лишнее обрубается (слова учителя). В левой стойке локоть левой руки должен защищать сердце. При замахе мечом его кончик надо прятать за свое тело, чтобы враг не мог оценить его длину. Потрясающий прием.

Последующее осмысление

·        Чтобы привыкнуть к мечу, как к части своего тела, буду спать, не разжимая рукоять меча. Возможно, стоит дома одевать кимоно и постоянно ходить с мечом.

·        Чтобы привыкнуть сидеть на коленях – буду есть, пить чай, читать, учить английский и думать только в этой позе. И никаких исключений. Это не просто японская традиция. Сидение на коленях делает ступню более гибкой, что позволит сделать более сильный толчок (за счет рычага), и, соответственно, более сокрушительный удар.

·        Чтобы приучиться к моральной чистоте, надо начать с материальной. Принимаю ванну 2 раза в день – хорошо. А не попробовать-ли мыть полы дома каждый день (недаром уборка додзё также считается полезным физическим занятием - кэйко). Плюсы:

§         чистота и свежий воздух;

§         ощущение чистоты и, как следствие, хорошее настроение с утра;

§         преодоление лени;

§         погружение в материальную действительность, ее организация;

§         разминка.

·        В трактате о боевых искусствах Шаолиня сказано, что тот, кто не владеет ци – не является мастером. И, буквально – «без ци нет силы». К сожалению, в боевых искусствах Японии, а именно, в кэндо и каратэ – об этом, по-моему, ни слова. Хотя стойки и движения в кэндо исходят из ориентации на центр человека – аккумулятор ци. Надо начать изучать цигун. Считаю обязательным при любых боевых движениях представлять, осознавать и чувствовать движение ци по телу и в точку удара.

Вывод. Развитие способностей идет в следующих направлениях:

·        Осознание.

·        Перемещение тела и осанка.

·        Управление мечом.

·        Преодоление боли.

·        Дзансин + киай.

·        Ки.

Третье занятие в додзё (воскресенье, 28 мая)

            Ночь была тяжёлой. Не высыпаюсь, тело местами болит. Наутро встал, попробовал повторить вадза – и с удивлением обнаружил, что произошел регресс. Видно, от усталости. Но такое бывает – я читал. Тем не менее, сэнсэй увидел это. Сказал, что ожидал от меня другое, и если не нравится, то лучше не заниматься (это он сказал, обращаясь ко всем, но я всегда знаю, когда это предназначено для меня). А нравится ли мне? Мне это надо. И, вобщем-то, нравится. Но – болевые ощущения, и – лень заниматься дома. Но в кэндо так нельзя, кэндо надо жить. А лень частично нейтрализовать осознанием, частично выбить глубинным «я». А оно существует. Киай получает импульс оттуда, я так считаю.

            Зато резкие приседания на колено и сидение на пятках стало менее болезнено – и физически, и психически. Ем и пью чай только в этой позе. Стало помогать. Самое неприятное – когда колени при этом раздвигаешь, да и то уже привыкаю. А если колени вместе, то один раз даже почти комфорт испытал.

            Купил бокэн. Строгий, изящный, живой. Сплю с ним, сжимая рукоять. Хочу привыкнуть к нему как к части тела. Это необходимо.

            Чем я обогатился за это занятие? Как всегда, многим:

·        Было упражнение на рубку. Много повторений. Все устали. Мне тоже было трудно, стал уставать (думал – ну когда же это кончится?), но потом понял, что к этому надо относиться по-другому. Ха, да я готов весь день этим заниматься. Всю жизнь. И вообще это не трудно, а просто и обычно. И не просто обычно – довольно даже весело.

·        Учитель сказал, что при рубке вниз у меня плечи перекашиваются. Посмотрел в зеркало – точно. Пытался насильно быть ровным. Но это получается только с зеркалом. Внезапно понял, что перекошенность поз и неуклюжие движения – от внутренней дисгармонии, комплексов. Вдруг понял, что ощущение моральной чистоты автоматически приводит к красивой, ровной и целесообразной технике. А если в чём-то не чист – будь добр выкинуть это из души, преобразовать себя. Иначе быстро не научишься правильным движениям. Путь меча – действительно путь преобразования личности. И никаких мыслей о женщинах в это время. Вообще ни о чем.

·        Постоянно забываю, что голень передней ноги должна быть перпендикулярной полу. Тупой угол – противник сделает тебя «кузнечиком», острый – излишний наклон и неоперативное перемещение назад. Учитель сказал: «Не дадим противнику ни малейшего шанса». Да, каждая тонкость важна. А еще он раньше сказал так: «Все, что лишнее - обрубается». Следовательно, необходимо выработка двух психических состояний:

§         Полное ощущение всего тела, при котором чувствуешь положение ног и других частей.

§         Превентивная бдительность по отношению к телу – осознание, что важен каждый элемент техники – как динамический, так и статический. Для этого надо относиться к занятием в полный серьёз, как если бы ты вскоре пошел в реальный бой.

·        Стал получаться киай. А потом перестал. Спросил учителя, как это делать. Издали одно впечатление, вблизи совсем другое. Я буквально сознанием увидел, как изо рта учителя вышел сгусток энергии. Однако расстворился сантиметров через 20. А ведь его можно посылать в мозг, сердце или хара врага. Надо уметь его направлять, но, главное, уметь хотя бы воспроизводить. Это не просто крик, дело не в громкости. Дело в силе духа. Если дух сильный и человек это осознает, у него и киай получится потрясный. Главное – модуляция (для которой необходимо психическое состояние силы и победоносности), а также представление, что крик зарождается в хара, поднимается вверх и выходит изо рта. Для этого необходимо сильное напряжение пресса. Киай – зеркало человеческого духа.

·        В предыдущее занятие мне показали две вадза. А в это - почти все занятие разучивал одно из них, так как «дисквалифицировался». Лишь под конец учитель еще одной технике научил. Ничего, зато я большинство техник запомнил во время разминки (нужно узнать их по-японски).

Последующее осмысление

            С утра продрал глаза, взял меч и стал заниматься. Помыл полы. Пришел на работу весёлый. Чувствую – со мной что-то случилось. Какой-то не такой стал. Стучу по клавишам, если ошибусь – воспринимаю это как досадную боевую оплошность, невнимательность или неточность. Да, мозги стали по-другому работать. Давно пора.

            Я был не прав – на харагеи (концентрация ки в хара) основаны все японские боевые искусства. Надо учиться киай. В 20 лет я прошёл в пекло с 50 килограммовым рюкзаком горную пустыню. После этого почувствовал себя другим. Это было мое второе рождение. На 3-м курсе прошёл горизонтально по подоконникам третьего этажа. Очищение души, но рождения всё же не почувствовал. Через год сорвался в пропасть, чудом остался жив. Но это не инициированное рождение, тем более подобные случаи были до и после…

Дальше. Как-то был в отчаянии от того, что никак не могу накопить денег на жильё. В это время посмотрел фильм «Жаворонок». Как наших танкистов в плену у немцев посадили в танк и испытывали его броню. Они сбежали, сначала подались домой, потом развернулись на хрен и пошли на Берлин. Мне «снесло крышу». Прилив энергии, я понял как надо относиться к проблемам. Не бояться нищеты, а развернуться – и вперёд на нее, даже если потеряешь всё. Вообще уничтожить мотивацию бегства (принцип НЛП). (Кстати, подобное состояние отчаяния у меня было еще раньше, когда никак не мог дом себе купить на родине. А когда повезло – поверил в Бога. Мысленно давно был к этому готов, толчка не хватало. Тем не менее, не назвал бы это рождением.) Затем (месяц назад – в первую субботу после майских праздников) прыгнул с парашютом. Да, родился заново. Но не в день прыжка, а на следующий. Изменился, я это понял…

К чему такое долгое предисловие? А к тому, что, когда исторгну из себя правильный киай – это я буду считать своим новым рождением. Потому что, я уверен, этим я вырву из глубин своего подсознания и дам свободу своему настоящему «Я». Но для этого нужна сила духа. Вернее, осознание этой силы, напряжение этой силы и её твердую волю на исторжение.

Шестое занятие в додзё (воскресенье, 3 июня, Троица)

            Вчера после занятий постирал кимоно, вечером погладил. Очень устал за предыдущие дни, весь день отдыхал.

Сегодня всё стало получаться. И боли прошли. Учитель дал еще одну сложную вадзу и сказал, что на следующее занятие у меня будет спарринг. Внутренне я удивился, что уже «дорос» до этого.

            Удовлетворение, спокойствие, чувствую изменение сознания. Может быть, дело просто в отдыхе? Спасибо всем!

Первая сдача зачёта

            Зачёт у нас был, где-то в начале декабря.

            Перед сном медитировал... Встал в 5 утра, сбегал в лес, 200 раз присел. Прибежал – несколько сот маки-ути. Горячая ванна и ледяной душ, как всегда… На зачёте не чувствовал ни сонливости, ни усталости…

Так приятно осознавать, что чего-то достиг, да еще сдал два зачёта сразу…


Игорь Гаршин, E-mail: garchine@mail.ru, URL: garshin.ru.
Страницы с книгой: Катори-рю | Все книги
Яндекс.Метрика
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]